Иван Павлов: "Единороссы предложили очередную реформу местного самоуправления"

Mar 14, 2014 09:09



Комитет Госдумы по местному самоуправлению поддержал концепцию законопроекта, внесенного на днях группой депутатов, в основном от "Единой России". Они предложили провести очередную реформу местной власти. Формально речь идет о том, чтобы навести порядок с полномочиями муниципалитетов первого и второго уровня, а также приблизить муниципальную власть к населению. Для этого, кстати, более или менее крупным городам страны, которых специалисты насчитали более 70-ти, позволено будет разукрупнить свои структуры управления. В них появятся новые местные органы - теперь уже на уровне так называемых внутригородских районов.

Однако при этом разработчики законопроекта предлагают резко сократить на муниципальном уровне выборное пространство. В городах и районах прямых выборов мэров не будет, они будут избираться их представительными органами из своего состава и станут считаться главами муниципалитетов. А вот руководители местных администраций будут просто назначаться по контракту, разовый срок которого предложено увеличить до 5 лет, то есть на всю легислатуру муниципального парламента. Таким образом, пресловутые сити-менеджеры, которые ныне являются одним из вариантов организации исполнительной власти местного уровня, становятся обязательной его составляющей.

При этом единороссы предложили ограничить возможности прямого избрания и представительной власти. Выборы депутатов будут проходить только на уровне поселений и внутригородких районов. А вот на втором уровне муниципальной власти будут уже не депутаты, а делегаты. То есть парламенты большинства российских городов, в том числе и столиц как минимум

59 субъектов РФ, а также всех муниципальных районов страны будут не избираться, а набираться путем делегирования в них определенного количества представителей от каждого поселкового или какого-то другого совета. В районах в законодательные органы должны будут кооптироваться еще и главы всех поселений, а вот в городах этого не будет, потому что во внутригородских муниципалитетах избираемых населением начальников вводить вообще не предполагается.

В перспективе должна получиться такая картина: выборы местной власти проводятся на самом низком уровне, а уже после ее формирования быстро организуется надстройка, которая должна будет гармонизировать интересы и финансы поселений и городских микрорайонов.

"Единая Россия" клянется, что четко придерживается рамок того поручения из Послания президента Федеральному собранию от 12 декабря 2013 года, в котором тот распорядился приблизить структуру местного самоуправления к людям. Такая фраза в этом документе действительно есть. Однако в нем есть и посылы, прямо противоположные еднороссовской инициативе по отмене почти всех муниципальных выборов. Например, такой, последовавший за напоминанием об успехах в России земской реформы 150 лет назад: "Уверен, и сейчас сильное местное самоуправление способно стать мощным ресурсом для пополнения и обновления кадрового потенциала страны. И конечно, мы все заинтересованы в том, чтобы через механизмы выборов во власть приходили подготовленные, целеустремленные, профессиональные люди, готовые ответственно исполнять свои обязанности. Потому будем и дальше работать над развитием политической конкуренции, совершенствовать политические институты, создавать условия для их открытости и эффективности".

"Прошедшие недавно выборы показали, что в политической жизни стало меньше официоза, заорганизованности, заранее прогнозируемых результатов. Считаю важным, что всерьез заявили о себе многие новые партии. Завоевав места в муниципальных и региональных органах власти, они заложили хорошую базу для участия в будущих федеральных избирательных кампаниях и, уверен, составят достойную конкуренцию политическим старожилам", - отметил президент.

"Считаю важнейшей задачей уточнение общих принципов организации местного самоуправления, развитие сильной, независимой, финансово состоятельной власти на местах", - добавил Путин.

Единороссы же выполнение этого наказа президента почему-то оставили на потом: пояснительная записка к их законопроекту утверждает, что новые законы о местных финансах последуют. А вот мнение главы государства о муниципальных кампаниях как кузнице кадров для всей российской власти они вообще по сути дела проигнорировали. Сейчас уже, правда, от них появились комментарии о том, что, мол, их неправильно поняли: выборы они оставляют для той власти, которая работает непосредственно на граждан, а что касается непрямых выборов городских дум и районных советов, то, дескать, нынешний закон и сейчас позволяет это делать. Еще один аргумент - отменять прямые выборы властям субъектов РФ вовсе не обязательно, им дается лишь право это делать, которым они могут и не воспользоваться.

Однако эти доводы вряд ли кого-то убедят. Все помнят, что когда вводился муниципальный фильтр для выборов губернаторов, регионам тоже давалась возможность установить количество необходимых для регистрации кандидата подписей муниципалов в промежутке от 5 % до 10 %. Результат всем известен: всего-то один регион - Москва - ввел 5 %, еще несколько сделали 6 %, а вот 7 % установили почти все остальные - кроме тех, кто прописал в своих законах и 8 %, и 10 %.

Причем, в последней части законопроекта есть прямой намек на то, когда тому или иному региону надо вводить новые нормы. Например, если в каком-то субъекте РФ решат, что выборы мэры и горсовета его столице не нужны, то региональные правила на этот счет должны быть приняты до того срока, когда может быть принято решения об их проведении. В этом году Единый день голосования назначен на 14 сентября, а стало быть, избирательная кампания должна быть объявлена не позднее середины июня. Планируются выборы примерно полдесятка мэров главных региональных городов и около двух десятков городских парламентов. Чтобы их не было, новые законы субъектов РФ должны вступить в силу в начале июня.

Вице-спикер Госдумы от фракции "Справедливая Россия" Николай Левичев уверен в том, что внесенный законопроект "фактически направлен на ликвидацию местного самоуправления в Российской Федерации".

"Сегодня крупные городские округа и, прежде всего, столицы субъектов являются, по сути, единственными муниципальными образованиями, обладающими хоть какой-то самостоятельностью, собственными бюджетными ресурсами, источниками финансирования своих полномочий. И вот по этому закону регионы могут по своему произволу фактически отобрать у жителей крупных городов конституционное право на самоуправление", - отметил он.

Сейчас проект закона на месяц отправлен по инстанциям для получения замечаний и предложений. Однако его первое чтение уже намечено на середину апреля. Если сверху не последует команды остановиться, то вполне вероятно, что окончательное принятие закона о ликвидации большей части прямых муниципальных выборов случится не позднее середины мая. Из чего следует, что все заинтересованные регионы к этому времени могут подготовить свои нормативные акты, и просто ждать, когда федеральный центр даст отмашку.

Иван ПАВЛОВ

Источник: novopol.ru

1+1

Выборы, Реформа, Путин, Единая Россия, Местное самоуправление

Previous post Next post
Up