Венгрия намерена выполнять все свои обязательства по проекту «Южный поток». Такое заявление сделал премьер-министр страны Виктор Орбан по итогам переговоров с президентом России Владимиром Путиным.
Между тем Еврокомиссия продолжает настаивать на пересмотре межправительственных соглашений, которые Россия подписала с целым рядом европейских стран для строительства газопровода.
Венгрия является одним из ключевых участников амбициозного российского проекта. И отношение к нему в Будапеште самое позитивное. Ещё в 2008 году Венгрия присвоила «Южному потоку» статус «проекта национального значения», что должно стать своеобразной «страховкой» от попыток Брюсселя помешать строительству.
Неслучайно в тот же день, когда прошли переговоры Виктора Орбана и Владимира Путина, Еврокомиссия напомнила о своих претензиях к проекту. Брюссель не устраивает, что «Газпром» будет и хозяином поставляемого по «Южному потоку» газа и собственно трубы, по которой это топливо будет идти в Европу. По мнению Еврокомиссии, двусторонние межправительственные соглашения, которые Москва подписала с Венгрией и другими странами - транзитёрами нужно подогнать под соответствующие нормы Третьего энергопакета.
Очевидно, что и экономическая выгода стран-участниц проекта, и повышение энергобезопасности всей Европы здесь отходят на второй план. Главное - не допустить усиления позиций России на Западе, полагает профессор МГИМО Елена Пономарева. Ведь «Южный поток» - это больше, чем просто газопровод:
«Естественно, это даёт возможность российского присутствия не только в энергетической сфере, но и в экономике в целом, в информационной политике, в разного рода гуманитарных и общественных инициативах, в сфере публичной дипломатии. Это создание позитивного образа страны и так далее», - сказала Пономарева.
Между тем выгоды, которые сулит европейским странам участие в проекте беспрецедентны и предоставляют огромные возможности для экономического развития, продолжает Елена Пономарёва:
«Это действительно уникальная возможность. Условиям, которые предлагает Россия, и её готовности вложить огромные деньги в строительство потока нет альтернатив».
Например, в случае с Сербией, речь идёт об инвестициях в её экономику почти 2 миллиардов евро, скидках на российский газ и плате за его транзит. Для Болгарии, где строительство также уже началось, это 3,5 миллиарда евроинвестиций, почти 3 миллиарда поступлений в госбюджет, скидки на газ, работа для местных подрядчиков и кредиты для партнёров «Газпрома». Так что вряд ли участники «Южного потока» так просто откажутся от своей выгоды, хотя они и предоставили Еврокомиссии право вести переговоры с «Газпромом» по спорным аспектам Третьего энергопакета, уверен президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов:
«На фоне сложной экономической ситуации строительство „Южного потока" - это рабочие места. А транзит газа - это дешёвые энергоносители и экономический рост. Это очень хорошие стимулирующие меры для государств. Сложно будет объяснить избирателям, почему в условиях высокой безработицы страны будут отказываться от перспективных промышленных проектов».
Москва уже указывала, что соглашения по «Южному потоку» заключались до принятия Третьего энергопакета и имеют над ним приоритет. Эту позицию, по сути, поддержали Болгария, Венгрия и Словения, которые указали, что соглашения с Россией на момент их подписания не противоречили европейскому законодательству. И если Еврокомиссия считает иначе, то пусть сама и ведёт переговоры с Россией. Которая, кстати, готова отстаивать свою позицию в суде.
Возможны и компромиссные варианты. Сам еврокомиссар по энергетике Гюнтер Эттингер в конце прошлого года заявлял, что Еврокомиссия готова обсуждать предоставление проекту временных исключений из норм европейского законодательства. Очередные переговоры Эттингера и министра энергетики России Александра Новака по «Южному потоку» состоятся 17 января в Москве.
Елена Пономарева
Источник:
mgimo.ru Газета 1+1