(1+1)
В то время как в России строятся новые церкви и реставрируются старые, Западная Европа постепенно расстается с христианством. Ее новая цивилизационная модель - атеистическая и … с элементами ислама, за счет притока пассионарных иммигрантов из мусульманских стран. Ярким примером дехристианизации и исламизации стран Европы является Голландия, где протестантские и католические церкви из-за отсутствия верующих преобразуются, например, в магазины, рестораны, гостиницы, а также мечети.
Газета 1+1 предлагает вниманию наших читателей перевод статьи из австрийской газеты "Der Standard": «Распродажа церквей в Нидерландах».
Распродажа церквей в Нидерландах
При сохранении нынешней тенденции сокращения числа верующих в Нидерландах уже в 2050 г. не останется протестантов. Последствием массового сокращения числа христиан является распродажа церковных реликвий за рубеж, прежде всего в страны Восточной Европы.
Репортаж Керстин Швайгхёфер из Гааги.
Старинная дверь из деревянного массива открывается лишь с большим усилием. Харри Ламмерс снова прячет связку ключей в кармане куртки. «Осторожно, ступенька!», - предупреждает он при входе церковь «Синт Аннарек» под Амстердамом. «Церковный корабль» почти покинут - на стенах виднеются следы, оставленные рамками когда-то висевших картин.
«Там до недавнего времени висели 14 изображений, посвященных Крестному Пути Христа на Голгофу», - со вздохом говорит Ламмерс. Теперь эти картины (стояния) украшают другие церкви, будучи проданными в их собственность. Однако главный крест над алтарем все еще на месте. «Его пока никто не захотел приобрести из-за слишком больших размеров», - рассказывает 73-летний голландец. Также ларец для хранения святого причастия, несмотря на свои роскошные дверцы в стиле модерна конца 19 в., пока не обрел своего покупателя: «Если бы я только знал, куда бы его пристроить!».
Церкви опустели на три четверти
Ламмерс является заместителем председателя церковного совета, и его «Синт Аннакерк» является одной из сотен голландских церквей, закрывающихся с каждым годом. Церковные скамьи во время воскресных служб на три четверти пусты. Число христиан в Нидерландах сокращается. В целом протестантские и римско-католические церкви теряют каждый год 170 тысяч прихожан.
«Если такой темп сохранится, то в 2050 г. в стране не останется протестантов, а еще через 25 лет - и католиков», - прогнозирует Марк Де Бейер, сопровождающий Ламмерса. Сорокаоднолетний хранитель музейных ценностей помогает священникам в освобождении от имущества храмов. У него в руках книжица с правилами по закрытию церквей и отчуждению соответствующего инвентаря.
«Каждую неделю у нас обычно закрываются две церкви», - прикидывает Де Бейер. Еще быстрее «вымирают» в Нидерландах монастыри: в настоящее время их - 160. За последние 15 лет вынуждены были закрыться 1500. По словам Де Бейера, сейчас наблюдается массовый наплыв на рынок церковных картин: «первый подобный был в 16 веке, следующий - в 60-е годы 20 века - после Второго Ватиканского собора».
Десятки опустевших храмов получили в Нидерландах в последние годы новое применение. Одни используются по-прежнему в целях богослужений, но превратившись в мечети. Другие были преобразованы в жилые здания, рестораны, гостиницы, магазины, детские сады или даже супермаркеты.
Церковное имущество пытаются пристроить прежде всего в церквях, расположенных в соседних приходских округах. Если это не удается, то следующие на очереди - церкви за рубежом. Спрос особенно силен в странах бывшего Восточного блока. На Украине, например, многие церкви были по-новому обставлены скамьями и подставками под свечи из нидерландских церквей. Даже в Доминиканской республике одна церковь получила утварь из церквей и монастырей в Гааге и Нимвегене.
Ламмерс вновь достает огромную связку ключей из своего кармана и направляется к ризнице. Там мы видим несколько образов, а также большие и малые подставки под свечи, которые до сих пор не обрели новых хозяев. Они будут отправлены на склад, либо, в худшем случае, уничтожены. Это - последнее положение из свода правил Де Бейера. Оно основано на том, что католическая церковь, в отличие от протестантской, запрещает использование освещенных предметов в светских целях. Лишь в ограниченных случаях католической церковью допускается участие частных лиц в отчуждении церковного имущества.
«Кроме того, - рационально замечает Де Бейер, - мы не сможем все сохранить, поскольку речь идет, по оценкам, о 150 тысячах предметах, которые к 2018 г. станут не нужными!».
Первоисточник:
derstandard.at Газета 1+1