То, что в СССР не было "свободы слова" сейчас знает каждый. Особенно вопиющим явлением граждане считают замалчивание катастроф в СМИ, ставшее многолетней традицией. Действительно, в послевоенную эпоху информация о техногенных авариях слабо просачивалась в прессу, а потому обрастала слухами и дошла до нас зачастую в виде легенд.
Не буду сейчас развивать мысль на тему того, что полагается освещать в СМИ, а что нет, хотя тут есть о чем поговорить. Я хочу сказать другое: информация о произошедших катастрофах замалчивалась в СССР не всегда! И многим будет удивительно, но как раз самые "тоталитарные" сталинские годы были эпохой большой свободы СМИ в сравнении с более поздней советской эпохой.
Откуда взялись эти мысли?
Как я уже
писал, в этом году должна появиться на свет наша книга об истории трамвая и троллейбуса в Воронеже.
Работая над темой, я просматривал подшивки газеты "Коммуна" за 1936 год и натолкнулся на ряд статей, посвященных ранее неизвестному катастрофическому случаю на воронежском трамвае, произошедшему 16 января 1936 года. Прикладываю одну из этих статей, в которой кратко описывается само происшествие, а также рассказывается о суде над его виновниками.
Меня удивило тогда не только то, что в "ужасном" СССР рассказывается о случившейся аварии, но и то, что все ее обстоятельства разобраны в серии статей очень подробно, а итог расследования и суда представлен в прессе с достаточной обстоятельностью.
В ноябре прошлого года в Москву приезжали известные любители электротранспорта из Бельгии и Нидерландов Алекс Краковский и Карел Хоорн. Мы встретились за ужином и у нас была очень интересная беседа. Разговор зашел о нашей воронежской книге и я упомянул, что благодаря воронежским газетам сталинской эпохи удалось довольно живо восстановить историю развития трамвая в его первые годы. Мои зарубежные друзья решили, что я шучу, ведь те годы известны как время жуткого тоталитаризма и лживой пропаганды. Я принялся им доказывать обратное, перечисляя многочисленные недостатки работы трамвая, которые удостаивались газетных статей и заметок. Ведь я просмотрел подшивки "Коммуны" с 1925 по 1955 год подряд и многие годы выборочно! Главный "трамвайным" событием, которое оглашалось в довоенной прессе, была как раз эта катастрофа, унесшая жизни 4 человек. В стране, где ложь и умолчание были, как утверждается, основой работы СМИ, никакого открытого обсуждения таких явных провалов в работе городских служб не могло быть! А раз я вижу обратное, значит, все далеко не так просто, как утверждают антисоветчики.
Рассматривая аварии на электротранспорте как события, освещаемые СМИ, мы можем вспомнить и катастрофу с
утонувшим троллейбусом в Ереване 16 сентября 1976 года (погибло 72 человека), и аварию трамвая в Туле 13 апреля 1972 года (погибло 13, пострадало более 80 человек) и многие другие. Эти события не получали освещения в СМИ, что, конечно, же, воспринималось как неуважение к жертвам трагедии и попытку "замять" страшное событие.
Но в 1930-е годы все было не так и пару недель назад я еще раз убедился в этом.
Через сайт alib.ru мне удалось разыскать очень редкую книжицу вышедшую в 2010 году в Питере в издательстве
"Красный матрос". Называется она " Про трамвайную трагедию" и ее тираж всего 100 экземпляров. Настолько она маленькая, что правильнее ее называть брошюрой.
Брошюра рассказывает о крупнейшей дорожной катастрофе в истории Ленинграда - столкновении трамвая и маневрового поезда 1 декабря 1930 года. В тот день погибло 28 человек и еще 19 было ранено. Интересно, что брошюра почти не содержит авторского текста, а состоит, в основном, из газетных вырезок, посвященных трагедии.
Эти вырезки - мощное доказательство того, что в сталинском СССР свобода слова существовала, причем к обсуждению в СМИ выносились самые острые вопросы. Шутка ли дело - крупнейшая в истории города авария! В заметках, правда, не сообщается о том, какое наказание понесли виновные в катастрофе лица. Известно лишь, что на скамье подсудимых оказалось 16 человек, включая руководителей из структур городского трамвая и Октябрьской железной дороги. Поди, родственники потом вспоминали их как "жертв политических репрессий".
Так или иначе, мне стало очевидно, что уж что-что, а такие неприглядные эпизоды строительства социализма, как транспортные катастрофы, становились достоянием гласности в достаточной мере. А уже начиная с 1960-х годов от этой открытости не осталось и следа.
Почему же при Сталине это было возможным? Я считаю, что причина этого в характере общества, которое тогда существовало. И люди, и власть были уверены в правильности своего курса, в справедливости своих убеждений и ценностей. Поэтому они не боялись пошатнуть устои государства обсуждением проблем, которые возникали на пути строительства советского государства. Наоборот - обсуждение таких вещей, как аварии, служило уроком для всех, и способствовало росту дисциплины на транспорте, уровня технической грамотности и технического прогресса. И конечно, в этих заметках не встретишь смакования подробностей случившегося на манер современных телерепортеров. Там - только факты и выводы.
Не читайте перед обедом советских газет? Да что вы! Иной раз из них узнаешь столько полезного, что читаешь их не только перед обедом, но и вместо него.