Закончил читать книгу Алексея Вульфова "Повседневная жизнь российских железных дорог", вышедшую в 2007 году в издательстве "Молодая гвардия" в серии "Живая история. Повседневная жизнь человечества".
Сразу скажу, что в целом книга неплохая, потому что популярно излагает множество деталей из жизни нашей "железки", которые стали историей и многим гражданам неизвестны. Мне тоже удалось узнать немало нового благодаря этой книге.
Безусловно, такие книги нужны, потому что дают возможность погрузиться в историю нашей страны в таком необычном разрезе.
Книга хорошо охватывает важнейшие стороны жизни железных дорог в эпоху паровозной тяги. Отдельные главы касаются изысканий, строительства дорог, устройства пути, вагонов, пассажиркого быта. Хорошо расказывается о жизни паровозных бригад, о трудностях и радостях их труда. Даже про узкоколейки написана отдельная глава. Одним словом, читать это стоит, если хочется окунуться в прошлое железной дороги, которое ушло бевозвратно.
На этом можно было бы закончить, но мой обзор будет неполным без критики издательства и автора.
1. Про издательство. Молодая гвардия, безусловно, достойна уважения за ее серию "Повседневная жизнь человечества". В ней вышло немало замечательных книг, которые идеально подходят под выбранный формат.
Но про рассматриваемую работу А.Вульфова такого сказать нельзя. Книга по этой теме невозможна без хорошей иллюстрации. А формат серии предусматривает только пару вкладок мелованной бумаги по 6-7 листов. Это удешевляет книгу, но крадет у нее зрелищность, наглядность.
Особенно это заметно, когда читаешь про путевые знаки, семафоры. Представлять в голове эти вполне конкретные изделия - излишнее. Куда лучше было бы увидеть их в книге! То же самое про конструкцию паровоза, которая не очевидна для молодежи. А на внимание к молодежи как раз и рассчитывает автор.
К каждой главе следовало давать по паре десятков иллюстраций, причем не только фото, но и что-то из инфографики. Для книг такого типа хорошая иллюстрация - зачастую решающий довод в пользу покупки в магазине.
Все-таки привычная книга как стопка листков с текстом - это вещь, которая постепенно переползет в формат электронных читалок. Но это постигнет впервую очередь художественую литературу, публицистику, учебники. А познавательная литература, к которой я отношу работу А.Вульфова, должна быть не просто богато, но захватывающе проиллюстрирована, иначе ей скоро не место на бумаге. К сожалению, эта позиция означает выход за рамки формата серии "Повседневная жизнь человечества". Так может, следовало издавать книгу в другом издательстве?
2. Про автора. В аннотации сообщается, что Алексей Вульфов - писатель, композитор, председатель Всероссийкого общества любителей железных дорог . Очевидно, что он прожил долгую жизнь, большая часть которой прошла при советской власти. И не без сожаления я вынужден констатировать, что, как и многие советские интеллигенты, автор является носителем тяжелой формы антисоветского мышления в варианте "хруст французской булки". Это легко заметить по тому, как он по поводу и без повода пинает советскую власть, особенно сталинскую эпоху, которая в его описаниях принимает совершенно голливудские черты. К примеру, в подглавке, посвященной расписаниям движения на стр. 293 есть такой абзац: "Расписания поездов 1930-х годов поражают обилием прибытий пассажирских поездов на конечные станции глубокой ночью, между часом и трямя часами. В царской России такого не встретишь никогда. Причем ладно бы это были, скажем, дальние поезда на напряженных участках дорог или прибывающие на пограничные станции - а то местные, тихиходные поезда ... Им что, более удобной нитки не могли найти? Думаю, здесь не обошлось без влияния влияния страшного ведомства НКВД - наверное, чекистам ночью легче было совершать свою работу, следить, хватать. Ведь кроме пассажиров и встречающих, особенно на маленькой станции, ночью больше нет никого, и каждый человек как на ладони. Но это лишь гипотеза автора"
Знаете, это даже не смешно. Хотел даже дальше не читать. Так и представились мне сотрудники НКВД, думающие только о том, как кого-нибудь схватить и утащить себе в гнездо! Ну чисто инопланетяне или орки. Или гуси-лебеди из русской сказки...
Нет бы написать, что бывало, когда расписания составляли без учета комфорта пассажиров. Привести пример. Показать, что в дальнейшем такого уже не было. Нет! Все получается как в анекдоте про поручика Ржевского, который на балу на все загадки отвечает - жопа! А у Вульфова на все вопросы ответ один - происки НКВД.
В противовес сталинскому Мордору то и дело подается царская Россия, которая ну буквально суть райские кущи с благородными аристократами и тупым, но преданным мужичьём. На странице 90 сказано следующее: "...в стране с гуманным православным мировоззрением - дореволюционной России - в созидательной деятельности отсутствовал момент сознательного насилия; тогда ни один нормальный человек не мог не только сказать, но даже подумать о живых людях Лес рубят - щепки летят" Бессовестность этой формулировки очевидна любому, кто хоть немного изучал историю дореволюционной России. Но интересно и то, что автор и сам не раз опровергает собственные слова. В главе о строительстве дорог в царской России на стр. 109 читаем: "Казалось бы, что могло выманить из деревни, оторвать от семейного уклада, привычного сельского быта и труда в грязь, в непомерную ношу, тяжелую однообразную работу, в землянку на 40 человек, в которой и печи даже не было (яма посреди, а в ней горит костер), в духоту, провонявшую потом? Заработок? Да он даже при всех поборах на стройке раза в два превышал деревенский доход - но какой ценой! ... На железнодорожных стройках умирало очень много рабочих - от грязи, цинги, тифа, дизентерии, других инфекционных болезней"
Вот уж "хруст французской булки"! Заверните две! А может, все дело в том, что для таких людей как автор, на самом деле плевать на страдания низших сословий, ведь себя в дореволюционной России он явно асоциирует с инженерами-путейцами, машинистами и прочими сливками?
Можно приводить примеры вот такого расщепления сознания и дальше, но не хочу утомлять читателя. А. Вульфов - типичный антисоветчик, у которого схожие ситуации трактуются диаметрально противоположно в зависимости от того, в какую эпоху они имели место быть. Жаль, что сам он, похоже, не замечает своих предрассудков. Нет цензуры в печати - и мы наблюдаем комплексы советских интеллигентов во всей красе. Единственное, за что я ему благодарен - за его искреннюю любовь к железной дороге и ее истории. Это чувство пронизывает всю книгу и делает ее привлекательной, несмотря на перекосы в осознании истории нашей страны.
Я считаю, что книги, подобные рассмотренной, нужны. Но писать их следует с патриотических позиций, когда вся история нашей страны предстает как героическая, трагическая, но ЕДИНАЯ. А жалкие попытки измазать грязью один период истории, одновременно обеляя другой, должны оставаться на кухнях и в курилках. Чтобы идти вперед и развиваться будущие поколения должны знать объективную историю, без истерик и фобий.