Недавно получил по почте новую книжку из Великобритании.
"Bitish trolleybus centenary 1911-2011"
Книга, как ясно из названия, посвящена 100-летнему юбилею троллейбуса в Великобритании. Не устаю удивляться устойчивости местного "trolleybus society", которое с таким трепетом относится к своей истории. Ведь последний троллейбус в Британии выходил в рейс аж в 1972 году (аккурат когда нас запустили в серию мировой бестселлер - ЗиУ-682). И хотя прошло столько лет, на островах по-прежнему существуют устойчивые группы энтузиастов, которые занимаются изучением истории британского троллейбуса, сохраняют и восстанавливают уцелевшие троллейбусы, проводят регулярные встречи, выезжают за границу для наблюдения за электротранспортом в разных странах мира... Так и хочется сказать - фанаты! Но нет, слово "enthusiasts" - энтузиасты - подходит больше. Почти всем им за 60, и энергии - через край.
Так вот мое новое приобретение вышло как раз в микроиздательстве "
Trolleybooks", которое создано энтузиастами - совместно
British trolleybus society и
Trolleybus museum company. На счету этого издательства всего несколько наименований книг, но все они очень хороши для тех, кто понимает в этом.
Первое, чем примечательна эта книжка - это тем, что она шла из Британии ко мне в почтовый ящик всего 9 дней! Для меня это новый рекорд зарубежных посылок/писем/бандеролей. Да и в России 9 дней - это что-то нереальное, даже если письмо отправлено в Москву из Костромы. Что там теория - вот летом получил из Тулы пакет, который шел до меня почти 7 недель!
Но перейдем уже к делу.
Автор книги - Алан Мюррей, известный историк британского электротранспорта. В Trolleybooks это его четвертая книга.
Книга по формату больше похожа на журнал - 72 страницы А4 вместе с обложкой (мягкая!) и две скрепки. Отличная цветная печать, хороший дизайн, шрифты, все как положено.
Компактный формат юбилейной книжки диктует скромное содержание. О британском троллейбусе написано множество отличных книг и могла бы получиться большая энциклопедия, но это издание - скорее очень короткий обзор, а не подробный справочник. Здесь обо всем понемногу. Вначале рассказывается о первых опытных троллейбусных линиях, идет вводная статья о том, как идея "безрельсового трамвая" постепенно покорила Британию. Затем два слова о празднованиях 50-летней и 75-летней годовщины (1961 и 1986 годы соответственно). А главное содержание - это пакет коротких рассказов обо всех когда-либо существовавших троллейбусных системах Британии. Все это иллюстрировано великолепными фотографиями (в первую очередь, цветными!). Короткие заметки о каждом городе дают общую характеристику местного троллейбусного движения. Например, я раньше не имел представления о том, что в Британии были не только двухэтажные троллейбусы в массовой эксплуатации. Оказывается, лимитирующей планкой для высоты подвижного состава часто становилась высота моста, под которым проходила улица. Если мост был слишком низким, применялись одноэтажные троллейбусы для всего города (Дарлингтон) или какой-то части маршрутной сети (Кардифф).
В конце книги рассказано о сохранении списанных троллейбусов в различных музеях Британии, а также о вариантах возобновления троллейбусного движения в Британии после 1972 года. Есть и краткие заметки о троллейбусном движении в других странах. Есть даже фото отличного новенького БКМ-321 в Белграде.
Ну, а вишенкой на этом торте стали две роскошные таблицы, в которых собраны:
1. Краткие статистические сведения обо всех троллейбусных предприятиях Великобритании
2. Краткие сведения обо всех британских производителях троллейбусов - все модели шасси, в том числе разделены внутренние продажи и экспорт.
Хороша ли книга? Да, безусловно. Особенно рекомендую ее тем, для кого троллейбус Великобритании, некогда передовой и самый мощный в мире, остается terra incognita. Там есть что почитать. И поверьте, особенно глубокие знания английского не требуются. Все написано нормальным человеческим языком. Покупайте и читайте!
(Это реклама? Да, бесплатная)