Калужский троллейбус

Jun 07, 2011 23:19

 Калужский троллейбус. Страницы истории 1956-2011.

Сегодня рассказ пойдет о новой книге, которую я получил в подарок на день рождения от одного моего друга и соратника по увлечению. Книга «Калужский троллейбус. Страницы истории 1956-2011» посвящается, как указано в начале, 640-летию Калуги, 55-летию калужского троллейбуса и 50-летию полета первого человека в космос.

Встречаем по одежке. В книге 336 страниц в мягком клееном переплете, размер 170х240 мм. Бумага мелованная, полноцветная печать. Тираж 2000 экз. Из-за мягкого переплета книгу не так удобно листать, но с другой стороны, подобное издание не так часто пересматривают-перечитывают, поэтому не будем на этом заострять внимание.

Автор книги - Сергей Дмитриевич Коробцов, который сейчас занимает должность заместителя директора МУП ГЭТ «Управление Калужского троллейбуса». На предприятии он проработал многие годы и, очевидно, очень неравнодушен к его истории.

Неожиданным было то, что ровно половина книги (182 страницы) приходится на главу «Любимая Калуга», рассказывающая об истории города и его достопримечательностях. Глава богато проиллюстрирована видами Калуги, в том числе видами с высоты и панорамами. В основном, снимки сделаны в наши дни, среди них есть очень удачные. В самой главе особое внимание отводится церквям и храмам Калуги и окрестностей. Трудно судить, но калужанам, наверное, эта половина книги будет интересна. Кстати, на многих фото, показывающих современную Калугу, в кадре присутствуют троллейбусы. Уверен, это сделано не случайно, чтобы хоть как-то привязать первую главу ко всем остальным.

Вторая половина книги написана в жанре «семейный альбом», который широко распространен в литературе об истории городского транспорта. Рождаются такие книги всегда по одной схеме - руководство предприятия, осуществляющего эксплуатацию трамвая/троллейбуса принимает решение отметить очередной юбилей выпуском книги или брошюры. Выделяют какие-то средства и ищут того, кто мог бы стать автором. Здесь возможны варианты - либо автором становится один из ветеранов предприятия, либо кто-то из ныне работающих, либо находят местного краеведа или журналиста. Мой опыт знакомства с такими книгами говорит о том, что зачастую получившийся продукт отличается невысоким качеством. Тому бывают разные причины. Часто заказчик гонит со сроками и все готовится на скорую руку. Бывает, что тому, кому поручают писать книгу о юбилее трамвая/троллейбуса, предмет исследования глубоко безразличен и тогда книга выходит скучной, плоской, с кучей упущенных фактов. Бывает и такое, что назначенному автору не хватает знаний и умений, чтобы сделать исследовательскую работу, хотя сердцем он болеет за родной электротранспорт. О таких книгах я, думается, еще расскажу в моем журнале.

Что же получилось в Калуге?
Как и для всех книг в этом жанре, характерно желание автора рассказать обо всех сотрудниках предприятия, не забыть ни одного ветерана. Это - часть жанра и ничего тут не поделаешь. Как водится, есть список сотрудников на 6 страницах (по состоянию на март 2011 года). Имеется множество фотографий, показывающих различные эпизоды повседневной работы на предприятии, в том числе в цехах, на канавах и пр. Стремясь никого не обидеть забывчивостью, автор включает в книгу множество фотографий сотрудников, но так как формат книги ограничен, их размер приходится ужимать до неприлично маленького. Есть даже фото размером 17х27 мм!

Выскажу свое мнение в отношении таких «юбилейных» книг. Безусловно, каждое предприятие, которое многие десятилетия работает на благо общества и имеет достойную уважения историю, заслуживает того, чтобы иметь такой «семейный альбом», где рассказывается о людях, которые составили славу предприятия и вели его по пути развития и роста. На любом крупном заводе, в любом трамвайно-троллейбусном хозяйстве есть люди, о которых обязательно должны знать нынешние работники предприятия, чтобы вдохновляться их примером и продолжать начатое ими дело. Я не ставлю под сомнение необходимость отдать должное ветеранам и их заслугам. Однако книги, где этому уделено важнейшее внимание, по-настоящему интересны лишь тем, кто как-то связан с предприятием. Многочисленные снимки поздравлений юбиляров, водителей и слесарей не дают представления об истории калужского троллейбуса, а предназначены для того, чтобы удовлетворить самолюбие коллектива. Что ж - коллектив имеет на это право.
Однако мне в книгах по истории транспорта наших городов интересно несколько другое. Я ищу там исторические сведения, подробности повседневной работы, рассказы о необычных историях, связанных с электротранспортом. Мне интересны карты городов, депо, статистика. И конечно, особое внимание всегда приковано к историческим фотографиям.

Что же представляет собой рассматриваемая книга в разрезе исследования истории калужского троллейбуса? Надо сказать, что автор постарался изложить хронологию событий во всей ее полноте - от 1950-х годов до 2011 г. Повествование не лишено «телеграфного стиля», когда важнейшие события просто перечисляются одно за одним, без особых размышлений, отступлений, подчеркивания тенденций и пр. Тем не менее, рассказывается о некоторых интересных эпизодах освоения Калугой нового вида транспорта. Интересно было прочесть о непростом опыте, связанном с использованием трехпроводной системы питания контактной сети, об устройстве уникального 90-метрового пролета контактной сети над Каменным мостом. Прочитал про трудности с запуском линии на Салтыковской горе в 1966 г., где уклон после окончания реконструкции улицы составил 83 ‰ при допустимом не более 80 ‰. Сразу вспоминается похожая история, связанная с пуском троллейбусной линии по ул. Степана Разина в Воронеже. Тогда, в 1964 году, несколько месяцев построенная линия не запускалась в работу из-за предельного уклона. Тем не менее, происшествий, связанных с авариями на этом участке, вот уже почти полвека не отмечено (стучу по дереву). В Калуге, правда, пришлось перекапывать проезжую часть и перекладывать кабель, который мешал выровнять профиль улицы. В Воронеже тогда перестраивать ничего не пришлось.

Ну, а по части фотографий С. Д. Коробцов явно постарался. Под обложкой собрано множество отличных фотографий с калужскими троллейбусами в разные годы. Для меня фотографии 1950-70-х годов несут особое очарование. Очень интересно посмотреть на улицы, машины и людей тех лет. И конечно, троллейбусы. Можно посетовать лишь на то, что из-за экономии места многие интересные иллюстрации оказались очень маленького размера, разглядеть многие детали на них невозможно. Из-за этого от книги остается ощущение некоторой тесноты. Представляю себе муки автора, который разрывается между сжатым объемом книги и желанием дать как можно больше иллюстраций.

Подводя итоги, скажу, что лично мне книга была всё-таки интересна, несмотря на ее особый формат. В ней и об истории Калуги, и о работниках Управлении калужского троллейбуса и об истории самой троллейбусной системы и даже несколько страниц посвящено визитам космонавтов в Калугу! Но я нашел то, что интересно лично мне и могу пожелать автору продолжать изучение истории калужского троллейбуса, чтобы в будущем мы увидели новые, еще более интересные книги.
Previous post Next post
Up