Apr 19, 2011 12:29
Константин Сулимов, руководитель направления «Мониторинг деятельности органов исполнительной власти» Центра ГРАНИ, член Общественной палаты Пермского края
Фрагмент из доклада «Реформирование государственного управления и электронное правительство - поле гражданской деятельности»
К тематическому заседанию «Гражданское участие в реформах на федеральном, региональном и местном уровнях»
На современном этапе модернизации государственного и муниципального управления, включая и создание «электронного правительства», в регионах и муниципалитетах Российской Федерации массово внедряются новые формы взаимодействий органов власти и гражданина. Это приводит к изменению механизмов, обеспечивающих реализацию прав человека, как в виде новых возможностей, так и в качестве рисков нарушения, в том числе, права на доступ к информации, права на участие в управлении делами государства, права на неприкосновенность частной жизни и так далее.
Например, электронное (дистанционное) взаимодействие граждан и ведомств уменьшает барьеры для людей с ограниченными возможностями разного рода в доступе к социально-значимой информации, к получению государственных услуг и прочему. Однако часто в новые формы взаимодействия включаются избыточные требования, нарушающие права человека. Сам электронный характер процедур может превращать их в препятствие. Проявляются социальные группы, дискриминированные в доступе к социальным сервисам и государственным услугам. Исследования, проведенные Центром ГРАНИ в 2008-2010 годах, показали, что такие проблемы возникают у молодых неработающих людей, сельских жителей, бедных граждан - не платящих налогов, граждан, находящихся в тюрьме и так далее. Формируя с помощью электронных процедур общие базы данных, органы власти не гарантируют защиты персональных данных, более того - сами механизмы работы с ними будут меняться. Создавая электронную процедуру без учета предпочтений и опыта граждан, чиновники могут сделать информацию о деятельности органов власти и сами услуги как более доступными, так и недоступными для отдельных групп.
Традиционно общественные организации через консультации с государственными ведомствами и экспертизу новых процедур могли влиять на решения, уменьшая их проблемность для граждан. Приемные общественных организаций как важный ресурс местного сообщества помогали конкретному человеку решить его проблему, если взаимодействие с органом власти нарушило его права.
Сейчас иная ситуация. Опыта и знаний специалистов общественных организаций недостаточно для помощи населению в преодолении, как новых угроз, так и использовании новых возможностей, с которыми сталкиваются граждане при использовании электронных и прочих процедур и форм взаимодействия. Общественные организации оказались не готовы к компетентной реакции на массовое появление специализированных процедур в деятельности всех ведомств на всех уровнях. НКО не могут ранжировать информацию в информационном потоке электронной модернизации, они не понимают, какие нормы требуют срочного вмешательства защитников прав человека, они не ориентируются в новых формах взаимодействия органов власти и гражданских организаций, предлагаемых реформами государственного управления, наконец, у общественных организаций недостаточно компетенции, чтобы помогать гражданам использовать преимущества модернизации административных практик.
модернизация,
совет,
пермский экономический форум,
доклад,
электронное правительство,
Константин Сулимов