Оригинал взят у
yarosh в
Как праздновали итоги слива протестаГодовщина начала протеста вышла электичной: протест слит, Навальный пьет пиво в пабе, все довольны.
Лолита Груздева стебется над сдувшимися героями:
А всерьез итоги неудавшихся протестов подвел и фонд Константина Костина (цитируется по Известиям):
Фонд развития гражданского общества бывшего главы управления внутренней политики Кремля Константина Костина подготовил доклад «Новая протестная волна: мифы и реальность» (есть в распоряжении «Известий»). Главные выводы авторов: протест идет на спад, политический актив протестов составляет 5 тыс. человек в Москве, Координационный совет (КС) оппозиции надо было создавать в начале 2012 года.
Самый парадоксальный вывод исследования: половина активистов акций несистемной оппозиции голосовала за Владимира Путина на президентских выборах.
Сам Костин напомнил «Известиям», что первоначальный всплеск гражданской активности вызвали социальные факторы и результаты федеральных выборов.
- Это раздражение фиксировалось всеми крупными социологическими центрами.
Костин заявил о выявлении социологами «моды на протест» и преобразовании социальных медиа и сетевых ресурсов в мультипликаторы недовольства.
- Мода стала мобилизующим фактором для молодежной аудитории. Социальные сети и до декабря 2011 года развивались стремительно, но политика занимала там несущественное место. А уже в декабре 2011 года примерно 1% всех сообщений - это очень много - было посвящено политике.
По его словам, сейчас протестная волна спала.
- При этом уличная политика стала трендом. Все больше политических субъектов будет к ней прибегать, - объясняет бывший глава УВП администрации Кремля. - Сформировался актив протестных мероприятий, который мы оценили в 5 тыс. человек в Москве. Это достаточно серьезно, но не миллионы, партию на этом не построишь.
- Остальные уже приняли решение либо уклониться, либо сомневаются в декабрьских акциях протеста. По нашему выводу, протестная волна закончилась.
Социологи Костина опрашивали три группы: «разочаровавшихся» в акциях, тех, кто собирается участвовать в них в дальнейшем, и тех, которые только планируют влиться в протест.
- Почти половина респондентов каждой из групп голосовала за Путина. Около 30% голосовавших против Путина сказали, что готовы изменить свою позицию и проголосовать за него при условии решения важных проблем: образование, здравоохранение, ЖКХ, коррупция.
Бывший кремлевский чиновник уверен, что с созданием КС в оппозиции сильно запоздали.
- КС должен был появиться в январе, когда волна была на подъеме. А сейчас смешно пытаться что-то сделать на остатках энергии.
Регулярных ораторов на оппозиционных акциях социологи поделили на несколько групп.
- «Заводилы» - те, у кого доминировали лозунги и призывы в выступлениях. Это Алексей Навальный, Сергей Удальцов и Константин Крылов.
- Критики Путина и «Единой России»: Борис Немцов, Гари Каспаров, Евгения Чирикова, Илья Яшин, Михаил Касьянов, Борис Акунин, Владимир Рыжков.
- Критики избирательного процесса: Дмитрий Орешкин, Григорий Явлинский, Геннадий Гудков, Сергей Митрохин
- Критики судебной правоохранительной системы: Ольга Романова, Анастасия Удальцова.
- Абстрактные выступающие без темы: Дмитрий Быков, Виктор Шендерович, Артемий Троицкий.
Эксперты Костина уверяют: спад протестной волны вызвало несоответствие риторики лидеров протеста мотивам и политическим установкам участников акции.
«Риторика лидеров протеста носила чуждый им характер, включая радикальные призывы к революции и свержению власти; результатом стал рост разочарования основной массы протестующих в своих лидерах», - говорится в докладе.
Объективной причиной спада протеста помимо снижения интереса к выборной повестке и пакета либеральных реформ из Кремля эксперты фонда считают «прошедшие по стране митинги в поддержку Путина, которые по численности и интенсивности в январе - марте 2012 года существенно превосходили уличные мероприятия оппозиции».
Один из самых любопытных моментов в докладе - Приложение 4. В этом фрагменте доклада, стилизованном под эссе, критически описывается хроника зимних протестов, называемых «революцией шуб».
«Протест захлебнулся в самом себе, мода прошла, и любые попытки вернуть актуальность протесту приводят к 7-часовым обсуждениям регламента заседания КС. Модным может быть лишь победитель, а победителем вновь оказался Путин. Как это ни парадоксально, но из всего политического сезона только Путин, который, казалось, навек потерял актуальность, остался в моде», - подытоживают эксперты фонда.