Суйсеки
Мысли беззвучны, слова не доносят их сути.
Обо всем тебе скажет лишь камень,
Безмолвно пред взором лежащий.
Искусство суйсеки(«суй»- вода, «секи»- камень) возникло в Китае более тысячи лет назад. Оттуда оно распространилось в соседние страны - в Японию и Корею и обрело там свои особенности, и свое название.В Корее это Suseok , в Японии Suiseki Суйсеки - это камень, не обработанный человеком, источник медитации и вдохновения. История развития искусства «камней для Души» в Китае
Интерес китайцев к собиранию камней для религиозных и эстетических целей восходит ко времени правления династии Хань (206 г. до н.э.- 220 г. н.э.), когда китайские мыслители начали использовать большие камни для украшения своих садов и двориков. Упоминания о «садовых» камнях встречаются также в поэмах, датированных временем правления династии Танг (618- 907 г.г.). По крайней мере, начиная с правления династии Сонг (960- 1270 г.г.) образованные и тонкие в художественном смысле китайцы начали ценить небольшие одиночные декоративные камни, назвав их Гонгши. С течением времени каллиграфы, писатели, поэты, художники Китая, даосские монахи захотели, чтобы в их студиях, где они пишут или рисуют, находились и эти камни, похожие на горы, обработанные самой природой, позволяющие им здесь же заниматься и медитативными практиками. Так камни меньшего размера стали очень популярны среди писателей и представителей Императорского двора, их дарили друг другу, а также преподносили представителям королевских династий других стран, например, Японии. С тех пор искусство Гонгши живет уже более 1000 лет.
История развития искусства «суйсеки» в Японии
В Японии первые камни для созерцания (по-японски - Суйсеки) появились в конце 6 в.н.э. из Китая. Они были подарены императорским двором Китая императрице Японии Суико. Как и все китайские Гонгши, это были вертикальные камни очень причудливых форм с дырами, дуплами, с сильно эродированными поверхностями, символизирующие горы и скалы Китая. В течение долгого времени (нескольких сотен лет) они оставались необычайно популярными в Японии, но только для очень узкого круга лиц - императорского двора и аристократии.
История развития искусства «камней для созерцания» в Корее
Время, когда камни для созерцания были завезены из Китая в Корею, точно не известно: от 100 г. до н.э. до 1300 г. н.э. Корея тогда называлась «Кокуреа». Это время распространения даосизма из Китая в Корею, вместе с которым и появились камни. Здесь они называются Сусеок.
Главным отличием Сусеок от Суйсеки является принципиальное и абсолютное невмешательство человека в природу камня - сказывается влияние Китая. Японцы тоже стараются не изменять камень, но для них точно позволительно сделать дно камня для устойчивости плоским. Корейцы предпочитают оставить «всё как есть», придумывая различные приспособления для экспозиции камня: помещают камень в глубокий «субан» - керамический контейнер с песком или водой - или в более глубокую деревянную резную подставку - даезву или звадае.
Эстетика формы
Все Суйсеки должны нам своей формой что-то напоминать. В идеале это что-то - горы, водопады, каньоны, утёсы и прочие природные ландшафты и явления. Иногда Суйсеки напоминают по форме людей или животных, что тоже допустимо. Наконец, бывают камни абсолютно абстрактных форм, не вызывающие в памяти ни одной ассоциации с чем-то реально существующим. Тогда их относят к категории чушо-секи (хотя, строго говоря, согласно классической системы классификации, чушо-секи - камни с абстрактным рисунком поверхности, а не формы).
Форму камня, как и любого предмета, лучше всего наблюдать в профиль. И как и в любом другом виде искусства самыми прекрасными Суйсеки являются те, форма которых соответствует правилу золотого сечения: основные линии должны делить камень в определённой пропорции - 3/8 и 5/8 по горизонтали или вертикали, или, если приблизительно, на глаз - 1/3 и 2/3. Конечно, это правило может не выполняться, но только если мы рассматриваем Суйсеки не с точки зрения формы, а обращаем внимание на какое-то другое характерное качество конкретного камня.
Эстетика рисунка поверхности
Поверхность Суйсеки может быть гладкой, может быть шероховатой, но какой бы она ни была - она должна быть гармоничной по отношению ко всему камню. Именно поверхность, её текстура «ответственна» за озёра, водопады, ледники и цветочные поля на камне - за самые чудесные детали, маленькие чёрточки, придающие особое очарование камню. И на рынке цены на «hadame», то есть на сильно текстурированные Суйсеки, высоки. Что касается эстетики, то Суйсеки с большим разнообразием структуры поверхности имеют и большую художественную - эстетическую - ценность.
Эстетика цвета
Цвет Суйсеки даёт импульс воображению наблюдателя.
Однако стоит знать, что хотя многие коллекционеры позиционируют себя поклонниками только чёрного цвета, на деле всё обстоит иначе. Феликс Дж. Ривера в своих исследованиях показал, что среди японских Суйсеки только 18% камней черного цвета, а 68,5% - различных оттенков серого. Таким образом, цвет - не главный критерий в выборе Суйсеки. Коллекционерам следует находить Суйсеки в своей родной стране. Не все страны могут похвастаться многообразием камней по цвету, поэтому нужно присматриваться к тому, что вы можете найти буквально «на своём заднем дворе». И совсем не стоит расстраиваться, если ваши камни светлого цвета, или они не слишком твёрдые по составу. Рассмотрите их внимательно. Если эти камни привлекают ваше внимание ещё по какому-то критерию, особенно, если они интересной формы, то вы - обладатель потенциального Суйсеки. Покупать иностранные камни только из-за того, что они черного цвета, - оказывать медвежью услугу искусству коллекционирования Суйсеки родной страны.
Эстетика патины
В течение всего времени жизни камня меняется глянец его поверхности. Сначала свой вклад вносит природа, затем - люди, им владеющие, всегда стремящиеся начистить его до блеска.
Патина на камне - всё равно, что блеск на прекрасной антикварной мебели. Если у вас есть такой Суйсеки, вы уверенно можете сообщить своим друзьям, что он «шикарен». Чем твёрже минерал, тем легче добиться на нём налёта патины. Для «патинирования» рекомендуют материалы с твёрдостью по шкале Мооса не менее 5. Для этой цели подходят жадеит, нефрит, серпентин, яшма и др. Однако нужно помнить, что не стоит усердствовать над Суйсеки с грубой поверхностью: патина на них всё равно не образуется.
Гармония и баланс
При первом взгляде на Суйсеки высокого качества вы ощущаете единство всего камня, его цельность, основательность, надёжность, а также некоторое напряжение, исходящее от него. Камень должен прочно и уверенно «сидеть» в своей дайзе, не выглядеть падающим или утопающим в ней. Цвет, текстура, патина камня, его форма должны сливаться в единое нечто, прекрасную субстанцию, очаровывающую ваш глаз.