Обещанное. Про Митю и вообще.

Jan 28, 2017 15:13

Попробую выполнить обещание и написать о своих наблюдения, о своих выводах и о беседах с теми, кто с нашими аутистами работает в хостеле.

Начну издалека. Вот, скажите, все ли из вас всегда бывают в ровном, спокойном состоянии? Хорошо, понимаю, что сейчас, во взрослом возрасте - вряд ли, раздражителей слишком много, а у женщин еще и ПМС.
       Вернемся в детство, в подростковый возраст. Всегда ли вы были легкими в общении послушными детьми без капризов и внезапных  или не внезапных поведенческих изменений? Насколько я помню себя, меня многое могло довести до слез, иногда даже до взрыва, до истерики, напугать, обидеть. А помню я себя примерно лет с трех. Но мне было проще, я могла сквозь слезы высказать свою обиду, назвать причину своего смертельного (как мне тогда думалось) огорчения, в конце концов - вытащить из мусорного ведра выброшенную игрушку, и попросить её отмыть и вернуть мне.
 Далеко не всегда взрослые могли понять всю глубину постигшего меня горя по поводу чего-то разбившегося, сломанного, или по поводу какой-то перемены обстановки, лишившей меня, например, возможности строить из стульев машины, поезда, потому что новые стулья или не компоновались как мне было нужно, или их не разрешали использовать в качестве строительных модулей.
 Да боже мой! Таких страстных огорчений и переживаний, какие были у меня в детстве, я, пожалуй  потом и не испытывала (не говорю сейчас о действительном горе - потере близких, родных и друзей).
    А теперь посмотрите внимательнее на аутичных детей. Я буду говорить только о так называемых "низкофункциональных" аутистах, потому что  с высокофункциональными так близко не знакома.
 Ведь аутисты, даже когда вырастают, в чем-то остаются теми наивными, доверчивыми и остропереживающими детьми практически на всю жизнь.
     Пока Митя был маленьким, никаких особенных проблем с поведением у нас не было, все как у обычных детей. Он тоже не любил, когда приходилось отрываться от того, чем он занимался. Он тоже не любил ходить в поликлинику, зато очень любил ходить в детский сад, бежал туда бегом.  А уж когда мы с ним вместе "ходили" в детский сад, в одну группу (я уже рассказывала, что мы с Митей два года были в обычном детском саду, я в его группе работала помощником воспитателя), никаких проблем с ним не было, вот только не спал он днем, но мы делали все, чтобы он при этом не мешал другим детям.
    А вот потом началась школа, где он был на индивидуальном обучении, тет-а-тет с учительницей, я сидела рядом с ним. Митя очень хотел в школу, очень тянулся к детям, но детей в школе почти не видел.
 Но я отклонилась в сторону от того, о чем хотела написать.
    Из моего опыта, из наблюдений тех, кто работает с нашими детьми в хостеле, складывается убеждение, что внезапных, беспричинных срывов или агрессивных выходок у аутистов не бывает.  Это мы, гораздо менее чувствительные, чем они, не всегда обнаруживаем эту причинно-следственную связь.
 Ну разве  у нормального человека может  возникнуть чувство неуверенности или тревожности из-за переставленного иначе стола, или новых портьер?
 Разве мы слышим, о чем там по телефону в другой комнате говорит наша мама?
  Аутисты другие, у них "шкурка тоньше". Их может задеть, насторожить, обидеть то, чего мы вообще не заметим.
     Вот несколько примеров.
 Говорили по телефону, про Митю, от телефона до него - еще комната и коридорчик. К сожалению, не хвалили, какими-то проблемами поделились, но отнюдь не жаловались. То ли он слышал, что маловероятно, скорее - почувствовал. Словами же он ничего выразить не может, значит, использовал то, что мог - щипнул.
 В хостеле он привык подходить к своему  рабочему месту с  определенной стороны, естественно, даже если бы мог говорить, вряд ли мог бы объяснить, почему. И если его пытаются уговорить пройти с другой стороны  - это вызывает его возмущение. Возмущение словами выразить не может- щипок.
   Кто-то  в мастерской говорил с ним не спокойным, а повышенным тоном. Вернувшись "домой" - в свой флигель хостеля, он может щипнуть самого любимого воспитателя, ведь словами-то объяснить он не может, а высказать обиду ему необходимо.
 Или что-то ему вчера пообещали, а потом забыли. Но он-то помнит!
  Наш  взрослый мальчик плохо переносит громкий разговор, или когда ругают кого-то в его присутствии, или мы просто слишком для него эмоционально говорили и при этом не смеялись. не ругались, нет, а просто что-то рассказывали, но не смеялись. А у него могла появиться тревожность.
 Вызвать всплеск может дажа телепередача, которую смотрят в другой комнате, особенно если это политические дебаты или ток-шоу с эмоциональными разговорами.
 Кстати, Митя любит музыку и песни, балет, но совершенно не переносит Высоцкого, эмоциональность исполнения для него тяжела, и  это тоже может вызывать тревогу и возмущение.

Очень часто при наших аутистах начинают говорить о них, считая, что они все равно не поймут, они же "низкофункциональны". Это глубочайшая ошибка. Где-то поймут,  а где-то почувствуют.
        Обмануть аутиста практически невозможно, они очень хорошо понимают, как к ним относятся на самом деле.
   О каких-то изменениях в режиме, или в порядке мероприятий обязательно предупреждайте. Может показаться, что на эти предупреждения не было реакции, но что-то все равно остается, потом легче будет договориться.
 Я всегда стараюсь советовать всем, кто жалуется на сильную тревожность и частую агрессивность своих детей. Оглянитесь на себя, если вы не спокойны, то и ваш ребенок - ваше отражение, может сорваться в любую минуту, потому, что у вас с ним прямая связь.
    Если  вам в ответ на его агрессию не удается пока расслабиться, говорить с ним тихо, попытаться в этот момент не сердиться, а пожалеть, потому что, когда он агрессивен - ему плохо, это  значит, надо усиленно заниматься собой, находить хотя бы  полчаса - час в неделю и использовать доступные и действенные техники. Не думайте, что это вряд ли поможет.  Сработает обязательно! Ищите, что вам будет ближе. Йога, цигун, аутотренинг, все, что может научить расслабляться, все, что учит нас приводить в порядок нашу нервную систему, особенно важно именно нам - родителям аутистов и тем, кто с ними работает.
    В конце концов, если вам помогают походы в храм, если вам для расслабления ближе молитвы - это не имеет значения. Главное - результат, а не пути его достижения.
     И верьте обязательно в успех, отчаяние не конструктивно, а вера  в ребенка и в себя работает! Тем более, сейчас и методики есть, и об опыте  и успехах других узнать гораздо легче, чем 30 лет назад.
   Каюсь, я тоже совершила массу ошибок, и голос повышала, и шлепала, и кричала. Ох, сколько раз я просила уже у взрослого Мити прощения за это! Кажется, понял и простил. Зато, мне пришлось научиться самой следить за собой, расслабляться в нужный момент и успокаиваться, если нужно успокоить его.
       Впервые это случилось в нашем ленинградском дворце "Юбилейный", когда у нас был культпоход на балетный спекаткль на льду. Это была "Спящая красавица". Митя всегда любил балет, но тут его так напугала вся арматура, вся эта жутковатая конструкция Дворца спорта над головой, что он рвался одеваться и просился домой. И менно в этот раз я впервые смогла расслабиться настолько, что чувствовала себя аморфоной субстанцией, киселем, который обнимал испуганного ребенка и шептал ему на ушко, что сейчас начнется музыка, будут красивые танцы, вот еще чуть-чуть подождем. И произошло чудо! Он смог успокоиться, хотя полностью тревога ушла только когда на лед выехали артисты и началось представление.
 На второе отделение он не согласился остаться, слишком большое нервное напряжение пережил, но смотрел с большим интересом. А я получила первый урок для себя.

Самое тяжелое время у нас было, когда закончилась школа, когда его не брали ни в какие кружки. ни на какие занятия, когда мы остались с ним один на один дома. Летом - сначала был велосипед и походы в лес, потом начались эпилептические припадки и велосипедные прогулки прекратились. Зимой было хуже.Трехчасовые прогулки не спасали, он тянулся к людям, к другим детям, а его никуда не брали.
 И мы перебрались в Израиль. В Израиле его взяли в школу. Ему было 18 лет. А потом выстроили новый хостель по специальному проекту, и многие ребята из его школы попали в этот хостель. Я сначала не хотела его туда отпускать, и мы чуть не потеряли возможность попасть в этот - один из лучших в стране. Но - друзья, случай, и удача. Мы получили место, Митя - комнату в хостеле, где все  ребята из его школы!

И вот теперь он живет в хостеле. Хостель для него теперь - первый и главный дом. Там работают замечательные люди. И они тоже подтверждают мои мысли о том, что всегда есть причина для каких-то всплесков.
        Причина может быть внешней, некоторые из них я перечислила, а может быть и внутренней. К сожалению, у аутистов слишком высокий болевой порог, и вообще  они не всегда могут показать, что именно их беспокоит, это может быть зубная боль, это может быть головная боль, повышение давления (у нашего мальчика оно подскакивало до 160/90 в период бурного роста, он за год вырос на 20 см, и когда его в хостеле "раскормили " до 120 кг). Они растут, причин недомогания может быть все больше, но объяснить, что их беспокоит, они  не могут.  И если мы вместо того, чтобы успокоить, устранить проблему, будем на них сердиться, агрессивность может от раза к разу возрастать,  а мы так и не сможем найти причину.
 И еще один непрошенный совет от той, которая сама "наломала дров". Сдерживайтесь, своим примером мы учим наших аутят, что можно, а что нельзя. Не шлепайте, не отталкивайте, не повышайте голос. Это очень трудно, я знаю. Но вы сможете!  Иначе они получают урок обращения с нами - можно ударить, можно толкнуть, можно орать.
      И через какое-то время увидите благодарный взгляд вашего ребенка, когда в ответ на его выходку вы обнимете его, успокоите, сядете рядом  и очень тихо скажете, что сейчас все пройдет, найдете свои слова для него. Я, например, предлагала "водичку с капельками" и давала ему воду с несколькими каплями валокордина.
   Любите их. Они просто другие. Им очень трудно с нами.  Им гораздо труднее, чем нам с ними.
 Любовь и вера в них и в себя делает чудеса. И помните, они - наше отражение. Любим, верим, работаем, отдача будет обязательно, не сразу, но будет.
    И - ищите пути.
 Еще один пример. Митя очень любит помогать, на слова "помоги пожалуйста " всегда есть отклик. Начиналось все , когда он еще не ходил. Я мыла посуду, его высокий стул стоял рядом со мной, и малыш с удовольствием брал из моих рук ложки, вилки и клал их на сушилку. Потом он "помогал" мне, относя тарелку с бутербродами прадедушке. Затем пошла другая "помощь" - раскрасить картинку, сложить паззл.
   Ой, на сегодня все, а то я сейчас целый роман напишу, и вам будет просто скучно его читать. Лучше спрашивайте, если что-то из написанного было не очень понятно.

Да, напоминаю, Мите сейчас 36 лет. Так что у нас позади - целая жизнь.

аутизм, личный опыт, Митя, Размышления

Previous post Next post
Up