Мудьюг - остров смерти

Jun 03, 2014 20:39

Самая известная туристическая достопримечательность Архангельской области - Соловецкий архипелаг, известный Спасо-Преображенским монастырем XV в., в котором в советские годы располагался лагерь особого назначения. Есть в Белом море еще один остров с лагерной судьбой, о котором не знают даже многие жители области - Мудьюг. Расположен в 60 км от Архангельска, вблизи устья Северной Двины, в Двинской губе Белого моря. Остров длинный и узкий, в длину около 15 км, в ширину - 3. Несколько раз мне приходилось подходить к Мудьюгу на сухогрузе и снимать с вертолета во время учений и поисковых работ. Осмотреть остров с земли получилось 30 мая с группой взрывотехников, когда на побережье обнаружили артснаряд столетней давности.








С погодой нам повезло - на катере «Мастер 600» добрались до пункта назначения минут через 40. Как таковых населенных пунктов на острове нет. Население острова представлено тремя категориями граждан - это служба управления движения судов, маячники, военные (последние находятся тут только в период навигации). Маячники нужны для обслуживания маяков, коих на Мудьюге два - каменная Белая башня 1835-1837 г.п., которая до сих пор служит мореплавателям, и деревянная Черная башня 1875 г.п., которая с 1979 г. на пенсии.







У Черной башни сконцентрирована вся островная жизнь - здесь и СУДС, и военные, и музей. Недалеко от недействующего маяка на берегу и нашли снаряд.  Предположительно, его принесло во время прилива. Эхо войны здесь обнаружилось неслучайно. Во времена Интервенции у берегов Мудьюга произошло сражение с английскими судами. А в 1924-1925 годах здесь отдыхал на стоянке главный крейсер страны - «Аврора».



















Вообще, на берегу можно найти много интересного. Песчаный пляж основательно замусорен, но не пластиковыми бутылками и упаковками из-под чипсов, а невесть откуда взявшимися кирпичами, гранитными плитами, металлическими деталями. Например, этот предмет вполне достоин участи музейного экспоната - он использовался в начале прошлого века для рыбной ловли.











Поскольку снаряд нельзя было транспортировать на большую землю из-за его ветхого состояния, взрывать решили здесь же, в лесу. На раздолбанном «ЗИЛе» отвезли находку в сосновый лес, подальше от жилья. Лес тут роскошный, прямо как на Байкале, в сезон полно грибов и ягод, но к этому великолепию прилагается огромное количество гадюк. Правда, нам в тот день не встретилась ни одна. Укус здешних гадюк не смертелен, но переносится крайне болезненно, необходима госпитализация. Местные аборигены о последствиях встреч со змеями знают не понаслышке. «Любое движение дается с огромным трудом, такое ощущение, что весишь 300 кг. Очень болят суставы. А сам укус незаметен - такое ощущение, что на соломинку наткнулся», - рассказал водитель «ЗИЛа». На укус он нарвался, когда переворачивал камень, под которым и затаилась маленькая черная змейка.











Кроме змей, здесь, по словам местных, много мошки, а комаров, напротив, не очень. К счастью, мы не застали ни тех, ни других. Мудьюг и так называемое Сухое море - пролив, отделяющий остров от материка - очень популярен у рыбаков. В 2007 г. здесь открыли спасательный пост. Спасатели Центральной спасательной станции г. Архангельска обжили заброшенный домик, дежурили вахтами и спасли немало рыболовов. Несколько лет назад пост закрыли.















Но главная достопримечательность Мудьюга - не красивая северная природа и рыбные угодья, а единственный концлагерь времен Первой мировой войны, постройки которого дожили до наших дней. Самый трагичный период в истории Мудьюга длился немногим больше года, с 1918 по 1919 годы, когда располагалась ссыльно-каторжная тюрьма для военнопленных. С тех времен сохранились деревянные бараки с нарами, вышки, землянки, ограждения из колючей проволоки, за древностью лет рухнувшие на землю.





















С воды и воздуха хорошо виден 17-метровый монумент жертвам интервенции, построенный в 1958 году (здесь погибли около 300 человек, всего через лагерь прошли порядка 1000). За эту страницу в своей истории Мудьюг получил мрачное прозвище «остров смерти». По обе стороны от монумента установлены пушки Canon калибра 120 мм американской фирмы Bethlehem, датированные 1903 г. В Патракеевке (деревня на берегу моря, недалеко от Мудьюга) до недавнего времени жил один из бывших заключенных этого лагеря, его фотография даже в музее была - рассказывают аборигены. Каменная лестница к памятнику заросла травой, деревянные мосточки, проложенные между монументом и зданиями, сгнили, разрушается и деревянная дамба, защищающая берег во время штормов. У подножия памятника замурована капсула с посланием от комсомольцев 1967 года к молодежи 2017 года. Скоро открытие!















Лагерные объекты находятся в ведении местного музея каторги, который является филиалом Архангельского областного краеведческого. К сожалению, назвать это музеем сложно. Музей революции Северной области (частью которой когда-то было Поморье), затем переименованный в музей каторги, был открыт в 1938 году и сейчас находится в запущенном состоянии - по зданиям гуляет ветер, присмотра за экспонатами нет.









В лес к месту взрыва нас в кузове «ЗИЛа» отвезли военные. Одеты они были по гражданке и выглядели очень колоритно, но фотографироваться отказались наотрез, ссылаясь на запрет. Не скучно вам тут? - говорю. Нет, отвечают, не скучно. «Мегафон» работает хорошо, есть интернет. (На острове есть мегафоновская вышка, другой связи нет.) Такое ощущение, что людей здесь больше, чем в городе! Ходят и ходят, то рыбаки, то туристы… Даже из-за границы приезжают. В общем, не расслабишься.















Когда-то Мудьюг был популярным туристическим направлением. Восстановить былую славу острова хотят организаторы культурно-экологического волонтерского open-air фестиваля «Тайбола». Мероприятие запланировано на первую декаду июля. Идея проведения фестиваля в нестандартном, мало кому известном и очень интересном месте сама по себе очень похвальна. Но мне не совсем понятно, как это сделать технически. Мало того, что остров фактически необитаем и туда не ходит рейсовый транспорт, нет и необходимой инфраструктуры - продовольственных магазинов, медпунктов, туалетов. Кто будет обеспечивать безопасность нескольких сотен человек, которые наверняка захотят искупаться в жаркий июльский день, сходить в сосновый бор, полный гадюк? Кто будет следить за сохранностью построек музея, в которые открыт свободный доступ? Хотя, очередной возможности побывать на Мудьюге и изучить его более подробно я буду только рада.




Море, концлагерь, Архангельская область, Мудьюг, работа, облет

Previous post Next post
Up