Никель-Киркенес: по разные стороны границы

Jun 21, 2016 00:15

Единственный погранпереход между Россией и Норвегией находится рядом с пгт Никель - те, кто едет в Северную Норвегию, вряд ли проедут мимо этого городка.

На въезде в Никель нас встречает главная городская «достопримечательность» - горно-металлургический комбинат «Печенганикель», входящий в состав концерна «Норильский Никель».

Спускаемся с сопки, выезжаем на главную улицу, и окружающая действительность становится более дружелюбной. Тут и площадь, и магазин. Кстати, сетевых продуктовых магазинов для городка с 11 тыс. населения в Никеле ну очень много. Обойти город можно за полчаса.

Монумент г. Печенга почему-то расположен в Никеле

Большинство объявлений - о сдаче и продаже квартир

Теперь-то у меня хватит на квартиру!

Школа г. Никель, где работает наша знакомая. По ее словам, в жизни в столь удаленном месте есть свои плюсы - "заполярная" зарплата, плюс почти трехмесячный учитальский отпуск летом.

По пути к Никелю проезжаем поворот на Свято-Троицкий Трифонов Печенгский монастырь, который считается самой северной обителью в мире. Находится в пос. Луостари, до него 2 км от поворота. Хотя на стенах монастыря значится дата основания в 1533 год, монастырский комплекс является новоделом. В 40-е годы он был разрушен, а с 1997 г. восстанавливается.

Российско-норвежский погранпереход имеет свои особенности. Если на подъезде к границам с Эстонией, Финляндией и Польшей (имею ввиду популярные МАПП в на трассах СПб - Таллин, СПб - Хельсинки, Брест - Варшава) встречается огромное количество обменников валюты и киосков, в которых делают Зеленую Карту, то здесь эта инфраструктура отсутствует полностью. Автостраховку делали в какой-то никельской турфирме. Поменять деньги можно в одном из местных банков, но есть нюанс - норвежские кроны не продают даже там, только доллары и евро. В Норвегии везде можно расплатиться по карточке, наличка не понадобится, - успокоили в банке. Но монетки с дырочкой посередине были нужны нам для сувениров, поэтому небольшую сумму сняли в Киркенесе в первом попавшемся уличном банкомате.

Граница пустая, проходим быстро. Багажник открывают только ради приличия, так что спокойно провозим две 20-л канистры с топливом плюсом к 60-л баку. Последняя АЗС перед границей - Роснефть в Никеле. Топливо в Норвегии дорогое, около 120 р/литр. Норвежская крона стоит 8 рублей. Есть монетки по 1, 5, 10 и 20 крон.

Норвежская девушка-пограничник, хорошо говорящая по-русски, поинтересовалась, надолго ли мы едем и где будем ночевать. В гостинице или кемпинге - ответила я, про предполагаемую ночевку в машине решила не распространяться.

От Никеля до Киркенеса - 40 км. Киркенес - небольшой город с несколькими торговыми центрами, куда ездят затариваться как россияне, так и норвеги, для малолюдного региона Finnmark это настоящий мегаполис. Самый заметный из ТЦ - AMFI, большое здание с темной деревянной обшивкой. Режим работы у него странный, в выходные всего до 16 часов, в будни до 19.

Парковка в городе бесплатная (по кр. мере нам паркоматы не встречались).

Практически у всех машин спереди установлены дополнительные усиленные фары - в условиях сурового климата и вездесущих оленей более чем актуально.

Мигрантов немного, но есть.

Памятник матерям времен войны

Почти все надписи в городе дублируются на русском.

Мы все же зашли.

Отважным советским солдатам в память об освобождении города Киркенес, 1944 г.

В Норвегии медведи не только ходят по улицам, но и залезают на фонарные столбы!

Лютеранская церковь в Киркенесе.

На въезде со стороны России есть ТЦ с супермаркетом на первом этаже, работающим до 23:00. Там можно купить продукты. Еда в Норвегии дорогая, как и все остальное. Мы попробовали очень вкусные шоколадные коктейли в литровых пачках, и обалденный сок мультифрукт-мультиовощ, в составе которого, если верить этикетке, есть даже сок сладкого картофеля!

Погуляли по Киркенесу - и хватит, пора на север, к мысу Нордкапп!