Между Словенией и Хорватией действует пограничный контроль без таможенного досмотра, просто смотрят паспорта (спросили, где хорватская виза, недовольно посмотрели на латышский шенген и пропустили). Интересно, если бы нас не
поймали словенские гаишники, нас оштрафовали бы за отсутствие виньеты на границе, или нет?
В Хорватии вместо виньеток действуют стандартные КПП, взимающие плату за проезд по автострадам. Максимум, который мы платили, - 27 хорватских кун. Узнать цену в рублях легко - умножайте на 10.
Бензин в Хорватии, пожалуй, самый дорогой за всю поездку, дороже австрийского - около 90 руб. за литр. В Хорватии не заправляемся, едем на австрийском бензине, плюс заливаем в бак одну из канистр. Самая популярная сеть АЗС - INA.
В Загреб приезжаем в темноте. Ночевать тут не планируем. Город не очень большой, население около 600 тысяч, центр можно обойти быстро. Машину паркуем на платной парковке недалеко от отеля Шератон, 6 кун за 2 часа. Парковка платная с 7 до 21, мы приезжаем в 20:00, поэтому на чеке написано, что место наше до 8 утра. Все честно.
Вокруг Шератона - другие отели, развлекательные центры и казино, но буквально пять минут пешком - и мы у старинного железнодорожного вокзала, а оттуда дойти до олд тауна - дело техники. На улицах много указателей, не заблудишься. Идем к Kaptol с загребским кафедральным собором, потом к главной площади Бана Йосипа Елашича, к церкви св. Марка с изображенными на крыше гербами Загреба, Хорватии, Далмации и Славонии, к каменным воротам, церкви св. Екатерины, и от Штроссермайеровской аллеи (Strossmayerovo setaliste) спускаемся снова к главной площади Trg bana Josipa Jelacica. Центра Загреба разделен на верхнюю и нижнюю части - Горний град и Дольний Град, но границу между ними мы так и не определили. По-моему, нижний град, т.е. Долний - это как раз та часть, которая содержит отели, бутики, рестораны, казино, и т.д.
В Австрии мы вообще не пользовались общепитом, покупая продукты в магазине. В Хорватии магазинная еда тоже значительно дешевле - например, в кафе при заправке круассан стоил около 15 кун (150 р.), в магазине - меньше 3 кун. В Хорватии повсеместно, даже в мелких городках на адриатическом побережье, встречаются продовольственные супермаркеты Plodine, Lidl и Konzum. Есть также знакомые по Австрии Billa и Spar.
Ночевали на трассе за Загребом. На парковке - большой туалет с теплой водой, кафе. Спали спокойно, только утром разбудила поливальная машина, с тарахтеньем заправлявшаяся водой с гидранта.
От Загреба мы направились на Плитвицкие озера, которые находятся на территории одноименного национального парка.
В нацпарк имеется 2 входа, но в зимнее время (с 1 октября) работает только первый, не доезжая поселка Plitvicka Jezera. С одной стороны - парковка, с другой - собственно вход. Увидев цену за вход (110 кун за день, 180 за 2) мы, еще не отошедшие от словенского грабежа, решаем идти огородами - проходим чуть дальше по трассе, идем через лесополосу и выходим на дорожку парка. Скорее всего, пройти бесплатно можно и через главный вход. В стоимость билета входят главным образом транспортные услуги - перемещения между озерами на кораблике и переезды по дорожкам парка на специальных мерседесах с вагонетками. Мы так долго гулять не намерены, нам вполне хватило и пары часов.
Бесплатным туристам доступны основные красивости парка, в том числе главный водопад в самом начале маршрутов. За 2 часа мы успели пройти вдоль нескольких озер, насмотреться на водопады, пофоткать косяки рыб, лениво пасущихся у берега в ожидании прикорма. Рыбы вальяжны и совершенно не боятся людей - это заповедник, и рыбная ловля здесь, равно как и любое другое посягательство на природу, запрещена. Вначале мы шли по деревянным мосточкам, проложенным над водой, обратно возвращались по верху, по грунтовой дорожке. Вышли через главный вход.
Плитвицкие озера - место, определенно достойное посещения, но подпорченное массовым туризмом. Уж если здесь в октябре полно народу, представляю, что творится летом.