Утром выезжаю из Гориса в сторону Карабаха, рассчитываю во второй половине дня быть в Шуши. На извилистой степанакертской трассе можно встретить немало фур с иранскими номерами, везущих в Армению дешевые товары. Обычно они ползут вереницей из нескольких автомобилей. Стопить иранцев бесполезно - попутчиков им брать запрещено.
Границу Армении и Карабаха перед городком Бердзор (азерб. Лачин) обозначает стационарный пост - маленькая будка с силовиками из НКР, в которой иностранным гражданам нужно регистрироваться. Пара вопросов - куда, откуда, зачем - все очень миролюбиво и вежливо, без таможенного досмотра. Сотрудник карабахской пограничной службы осматривает загранпаспорт, выдает листок прибытия, который нужно будет вернуть на выезде из республики, и бумажку с адресом МИД НКР. Дело было днем, и пограничник попросил по возможности зарегистрироваться сегодня, но и на следующий день, как он сказал, не проблема. Но мне удалось сделать регистрацию лишь послезавтра.
В пункт назначения - город Шуши (азерб. Шуша) - меня приводит рейсовый микроавтобус. «Нисколько» - отвечает на мой вопрос об оплате водитель, высаживает меня на въезде в город и едет дальше, в Степанакерт. От места высадки минут 10 пешком до центра города Шуши. На въезде находится военный пост. Спрашиваю у паренька в камуфляже телефон - номер моего хоста у меня есть, как и армянская симка, но здесь другая страна, роуминг. Парень без вопросов дает позвонить.
Топаю наверх мимо Шушинской крепости - памятника архитектуры 18 века. От фортификации остался кусок крепостной стены и Гянджинские ворота. Внутри крепости стоят руины дворцового комплекса Натаван, который, увы, карабахской войны не пережил.
Тем временем начинается ливень, но это не останавливает Саро от продолжительной и оригинальной экскурсии по старому русскому кладбищу.
Осматриваем старинные руинированные здания из белого известняка. Вымокшие насквозь, приходим домой. Живет Саро вместе с женой и дочкой в частном каменном доме. Из этого материала, известняка светло-кремового оттенка, в Шуши и Степе построены практически все здания, что дает резкий контраст с красно-туфовыми постройками Еревана. В доме холодно, приходится топить печь-буржуйку и включать обогреватели.
До темноты успеваю прогуляться по городку. Сейчас в бывшей столице Карабахского ханства живет меньше 4000 человек, когда-то было раз в 10 больше. Дождь не прекращается. Городские улицы, особенно в такую погоду, представляют собой мрачное зрелище, как будто война закончилась не 20 лет назад, а месяц. Вместо большинства дорог - размытые грунтовки. По улицам ходят редкие прохожие.
С двух сторон одной из центральных улиц стоят мечети, верхняя и нижняя. Нижняя, Гевхар-аги,построена в 18 веке, ее старшая «сестра», джума-мечеть - столетием ранее. Оба религиозных сооружения не действуют с тех пор, как в 1992 г. Карабах стал армянским. Состояние мечетей до недавнего времени было плачевным, но сейчас их реставрируют. Обе мечети заколочены, доступ внутрь закрыт. Пробираясь к мечетям, я была вынуждена внимательно смотреть под ноги - то и дело на дорогу выползали огромные мясистые улитки, а давить их не хотелось.
Потерялись и бродят между стен небеса
Хозяин хоста, Саросар, попросил купить для него сигарет. Магазинов в Шуши довольно много, обычно это не отдельно стоящие строения, а павильончики в больших зданиях. Выбор продуктов небольшой, но и скудным его не назовешь. Есть фрукты, местное вино и мороженое, консервы. В сумраке и тумане прихожу в центр города, к церкви Казаченоц, или Собору св. Христа Всеспасителя. Архитектурный комплекс состоит из церкви и колокольни 19 в. Если идти вверх от храма, можно найти еще одну церковь под названием Канач Жам (св. Иоанна Крестителя).
Найти дорогу домой получается с трудом - если в центре есть хоть какие-то ориентиры, то в частном секторе, где улицы фактически представляют собой тропинки, ограниченные с двух сторон кирпичными белыми стенами домов, найти нужный дом, да еще и в темноте, очень сложно. Из полумрака выныривает чей-то силуэт. - Здравствуйте, не подскажете где Саро живет? (Здесь большая деревня, все всех знают). Человек, оказавшийся соседом Саро, любезно доводит меня до нужных ворот.