Выборы в Великобритании преподнесли сюрприз: консерваторы одержали убедительную победу, посрамив институты изучения общественного мнения, которые предсказывали смену правительства.
Нигде на Западе ночь выборов не затягивается так долго, как в Великобритании. В течение 12 часов на избирательных участках вручную подсчитывают бюллетени, суммируют, проверяют. В стране - мажоритарная избирательная система, сотня-другая голосов может склонить чашу весов в пользу того или иного кандидата. На этот раз сенсация наметилась быстро: эксит-поллы указали на победу консерваторов во главе с действующим премьером Дэвидом Кэмероном. И это после того, как все прогнозы социологов предсказывали успех оппозиционных лейбористов, а комментаторы гадали, кто составит новую правительственную коалицию. Прогнозы оказались макулатурой. Выборы перекроили политическую карту Великобритании.
Дэвид Кэмерон празднует победу
Дэвид Кэмерон свершил то, что до него не удавалось ни одному из его предшественников: он, будучи премьер-министром, сумел резко улучшить результаты своей консервативной партии и завоевать большинство мест в Палате общин. Тори набрали дополнительные голоса в результате провала либеральной партии и пощипали лейбористов. При мажоритарной системе во многих округах достаточно было перевеса в несколько голосов, чтобы обеспечить победу консерваторов.
Прямо с утра Кэмерон запостил в Twitter фотографию в обнимку с сияющей женой. "Это самая сладкая победа", - заявил старый новый премьер-министр. В первом коротком выступлении он пообещал продолжить политику, направленную на рост экономики. Он говорил о новых рабочих местах и надежных пенсиях. А главное - он намерен снова сплотить страну. Вот тут-то его и поджидает самая актуальная и сложная задача. Ведь еще до выборов Кэмерон обещал провести референдум о членстве Великобритании в Евросоюзе. И это обещание он намерен выполнить.
Успех шотландских националистов
Новый политический расклад демонстрирует, что в Соединенном Королевстве теперь, если так можно выразиться, две страны: в Шотландии абсолютного успеха добилась Шотландская национальная партия. Ее лидер Никола Стерджен зарекомендовала себя как стойкий политический боец и одновременно как политик, принимающий близко к сердцу проблемы своих избирателей. Шотландцы просто души в ней не чают, да и в остальной Великобритании она вызывает симпатию. Стерджен завоевала для шотландских националистов практически все возможные голоса.
Оборотная сторона медали - катастрофический провал лейбористов в Шотландии, где они по традиции всегда были сильны. Никола Стерджен уверяет, что не намерена повторно проводить референдум об отделении Шотландии. Но сколько суверенитета она хочет и может получить? Может быть, Великобритания превратится в федеративное государство по немецкому образцу? Еще одна проблема шотландского лидера - где взять денег, чтобы выполнить все предвыборные обещания? Как бы то ни было, Соединенное Королевство поделилась на два лагеря. Предстоит горячая схватка за деньги.
Катастрофа для лейбористов и либералов
Глава лейбористов Эд Милибэнд уже мнил себя в кресле премьера. Его стратегия отказа от центристской политики, нападок на богатых и заигрывания с левыми с треском провалилась. Только в Лондоне еще реет красный флаг лейбористов. А в других городах даже самые известные лейбористы, например, Эд Боллз, которого прочили на место министра финансов, потеряли свои мандаты. Эду Милибэнду ничего не оставалось, как подать в отставку.
Либерально-демократическая партия входила в правительственную коалицию с тори. Но большой партнер съел малого. Либералы потеряли почти все места в палате общин. Их лидер Ник Клегг признал поражение и тоже отправился в политическое небытие.
Пощечина правым популистам
А сколько было разговоров о том, что Великобритания качнется вправо, что Партия независимости Соединенного Королевства (UKIP) будет добиваться выхода страны из Евросоюза. В целом по стране UKIP, правда, набрала около 13 процентов голосов. Но мажоритарная избирательная система привела к тому, что даже лидер партии Найджел Фарадж не получил места в Палате общин. Не помогли ни вечная кружка пива в руке, ни речи против засилья европейцев и иностранцев. Еще до выборов Фарадж обещал, что уйдет в отставку, если не добьется успеха. Так он и поступил.
Отставки лидеров всех проигравших партий предвещают большие перемены в политике Великобритании - с новыми людьми во главе партий, с новыми программами. Только Дэвиду Кэмерону перемены не грозят, и с квартиры на Даунинг-стрит, 10 съезжать не придется: он был и остается премьер-министром Соединенного Королевства.