Субсидирование ипотечной ставки - есть ли повод для радости?

Mar 15, 2015 23:18



Взвинчивание в конце прошлого года нашим ЦБ ключевой ставки до 17% среди целого ряда последствий привело и к резкому удорожанию ипотечного кредитования. 13 марта правительство приняло постановление о субсидировании процентной ставки для ипотечного кредитования на уровне 13%. Есть ли повод для радости?


    При всей небезусловной полезности кредитования как метода стимулирования спроса и экономического развития необходимо отметить, что именно строительство жилья является одним из драйверов роста национальной экономики. Жилищное строительство  обладает большим мультипликативным эффектом и влечет увеличение объема смежных рынков: строительных материалов, отделочных материалов, грузоперевозок, производства мебели и т.д. Причем большинство этих товаров и услуг имеют крайне высокую степень локализации, то есть производятся внутри страны и из отечественного сырья.

Повышение ставок по ипотечному кредитованию вследствие повышения учетной ставки ЦБ привело к резкому снижению кредитования вообще и ипотечного кредитования в особенности. По данным Объединенного кредитного бюро (ОКБ) количество заявок на банковские кредиты от физлиц в феврале 2015 года снизилось на 51% по сравнению с показателем за февраль 2014 года.Наибольший спад пришелся на ипотечные займы (снижение на 72% в сравнении с февралем прошлого года), кредиты наличными (на 55%) и кредитные карты (на 42%). На сегодня ставки являются практически заградительными: брать ипотеку под 18-20% заемщикам сейчас совсем невыгодно.

Постановление правительства предусматривает введение с 1 марта ставки на уровне 13% годовых по ипотечным кредитам. 13% - неплохой показатель, учитывая тот факт, что по итогам прошлого года средняя процентная ставка по ипотеке составляла 12,5%.


Существенным моментом является то, что получить заем на этих условиях можно будет только при покупке жилья на первичном рынке. То есть под субсидирование попадут только покупки нового жилья. Существенно здесь то, что очень часто приобретение нового жилья не является чистой покупкой: новое (и, как правило, дорогое) жильё приобретается для улучшения жилищных условий и подразумевает одновременную продажу имеющегося жилья на вторичном рынке, а ипотечный кредит берется на разницу в стоимости продаваемого и приобретаемого жилья. Так как субсидирования ипотеки на вторичном рынке не предусмотрено, платежеспособный спрос на нём будет существенно снижен и большая доля желающих купить таки квартиру в новом доме так и не смогут воспользоватья программой, не найдя покупателя на своё старое жильё.

Заемщик должен оплатить за счет собственных средств не менее 20% стоимости приобретаемого жилья. Максимальный размер кредита для покупки жилья в Москве, Московской области и Санкт-Петербурге составит 8 млн рублей, для остальных территорий - 3 млн. рублей. Такой суммы займа очень часто может оказаться недостаточно для приобретения в новых домах даже однокомнатной квартиры. То есть программа скорее расчитана на покупателей нового жилья имеющих значительные собственные средства или старое жильё, которое они могут продать на вторичном рынке? Но сделки по улучшению жилищных условий будут затруднены, как было показано ранее. Может быть программа расчитана на небольшие города, где стоимость новостроя ниже? А насколько значительно строительство жилья в таких городах, когда зачастую население оттуда медленно но верно перебирается в города покрупнее?

На цели субсидирования предусматриваются средства федерального бюджета в размере 20 млрд рублей в рамках федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы и "антикризисного фонда". Средств хватит примерно на 35 тыс. семей. Объем ипотечных кредитов в 2015 году в рамках новой программы субсидирования ставок по ипотеке составит около 400 млрд рублей. Много это или мало? Согласно статистике Агентства по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК) за 2014 год в РФ было выдано ипотечных кредитов на сумму 1 762 млрд рублей. То есть планируемый объем по программе субсидирования составляет менее одной четверти от прошлогоднего объема кредитования.

В итоге принятая программа получилась непродуманная и половинчатая (если не сказать "четвертинчатая"). Нет средств в бюджете для её увеличения? А ЦБ в какие защечные карманы складывает дикие проценты по взвинченной (и затем немного опущенной) ставке? Если уж ЦБ позволяет себе наплевать на всё (и всех) и заниматься исключительно "таргетированием инфляции", причем безуспешно, то пусть хотя бы часть изъятых процентов вернет по целевым программам субсидирования. Но это видимо не их метод.

Поведение нашего либерального экономического блока правительства и руководства ЦБ нельзя объяснить только лишь священным поклонением принципу невмешательства (laissez-faire), так как оно оказывает саммое драмматическое вмешательство в экономику своими неуклюжими действиями. Слепое следование доказавшим свою несостоятельность монетаристским теориям и желание быть святее Папы Римского в воплощении западных финансовых мифов делали их мало пригодными для управления экономикой и в тот период, когда Россия двигалась по пути интеграции в западное сообщество. В ситуации же разворота траектории движения страны и наличия значительного экономического давления со стороны "западных партнеров", которое будет только нарастать, доверие этим кадрам управления отечественной экономикой не только вредно, но и просто опасно для судьбы России.

Россия, Экономика

Previous post Next post
Up