4 дня в Одессе

Jun 23, 2018 11:35

Поездка в Одессу на 4 дня сложилась удачно. И хочется поделиться впечатлениями и эмоциями.

Теперь в Одессу летает куча компаний , но самый популярный полет , наверно, МАУ - прилетает в 4 утра, ночь , конечно разбита , зато весь день впереди. А за этот день ох, как много можно сделать. Поездка эта проходила под лозунгом:  «Родственники , давайте жить дружно». Состав команды соответственно был я и моя кузина.

Утро надо начинать с завтрака,  завтракать в 4 утра в Одессе можно в кафе Бенедект - оно круглосуточное. Но нас встречали и привезли поспать в пустующую квартиру. Эпитеты, связанные с облезлостью подьезда, пока останутся за кадром, и мы идем спать до 8.00.

Завтракали в сетевом кафе « Компот».

Вообще список кафе и ресторанов , в которых планировалось удовлетворять себя желудочно, явно превышал наши возможности 4х дневой поездки.

На завтрак было выбрано: сырники из фермерского творога с изюмом и пирог из творожного теста со шпинатом и грибами.

Было очeнь вкусно.  Кафе милое, чистое. Посуда хорошая. Мы были на Адмиральском проспекте, но думаю, что в остальных отделениях не хуже.

Начали, как и положено о о хлебе насущном.

А сейчас немного о культурно-развлекательных мерроприятиях, которые успели осуществить. Сначала о запланированных и платных: это две экскурсии, театр и музей контрабанды. Обе экскурсии нестандартные и для людей, которые первый раз в Одессе однозначно не подходят.

Экскурсия первая - «Дворики и мосты».  Маршрут , который мы выбрали, был не по самым центральным улицам города, а все время как-бы немного сбоку. Но если   обзорной экскурсии вам недостаточно и хочется увидеть колорит города, рекомендую  пойти на экскурсию «По одесским дворикам». Вероятно, маршрут будет немного отличатся от моего, но не суть важно, все равно вы увидите и дворовой колодец, и колонку, узнаете как одесситы покупали воду, и откуда взялось выражение «не фонтан» .

Увидите плиты из лавы , которой мостили дворы. Веревки с бельем посреди двора. Огромное количество дымоходов различной формы и котов.

Дворики разные, одни милые и ухоженные, а другие брошены на произвол судьбы пришлыми людьми. Ну не могут хозяева быть столь равнодушны к своему дому.

Но еще есть дворики,

где чувствуется дух Одессы .. На лавочках сидят хозяйки и с удовольствием вступают в беседу о жизни., на теплых камнях  развалились коты. Интересно , почему в Одессе так много рыжих котов? У меня тоже был такой рыжуля -Люсьен. Но во многих дворах царит запустение.

Не чувствуется какой-то общности, описанной Бабелем и Катаевым .  Наверно, уже нигде не накрывают общий стол. Правда, сейчас появился проект ДВОРИКИ ОДЕССЫ - это конкурсный социальный проект среди дворов, жители которых, приняв участие в конкурсе, должны будут своими силами (в рамках собственных возможностей) украсить место, в котором они живут (комплексно или отдельными элементами). В результате конкурсного отбора и голосований жюри победители получат крупные денежные призы, но не на руки, а на дополнительное благоустройство их двора.

Будем надеятся, что этот проект сможет   хоть как-то помочь  сохранить Одессу, которую многие знают по фильмам, литературе и анекдотам.

Когда-то дворики были открыты , точнее не так - когда-то дворики были закрыты и в каждом дворе был дворник, который жил в квартире либо над воротами, либо на первом этаже с окнами на улицу. Он осматривал всех входящих во двор и решал - пущать или не пущать. Потом в 70-90 е все дворы были открыты. А сейчас их закрыли на кодовые замки и так просто во двор не попасть. Замки  это , наверно, правильно, но очень грустно и непривычно. Вообще количество замков в городе резко увеличилось.Закрыты ворота дворов, двери парадных, и в квартиры количество замков удвоились, если не утроилось.

Хорошо что гиды , гулявшие с нами, знают  коды многих замков.

Мы ходили по дворикам,и ловили исчезающую душу города.

У одесских двориков два страшных врага -

это время и человек. Время разрушает деревянные лестницы и балконы, перекашиваются рамы, покосились стены. Ракушечник, из которого построено большинство зданий Одессы , камень не долговечный. И поэтому многие  дворики страшные, с разваливающимися лестницами, и балконами на которые страшно ступить, разбитые стекла, мусор посреди двора. Одесситы, любите свой город !

Но человек, наверно, еще страшнее, он не ремонтирует и не поддерживает уникальный , необыкновенно красивый город. Он разбивает на  прекрасном мраморе парадных лестниц орехи  и замазывает жуткой масляной краской прекрасные орнаменты прежних лет. На мраморе появляются трещины, и падают целые куски,. Люди не моют парадные , в которых живут.Полы усеяны окурками. Исчезли витражи из окон.  Этот плач  уже из второй экскурсии : «Экскурсии по архитектуре Одесса». Тут маршрутов необыкновенно много. В Одессе  множество интересных зданий. Наш маршрут :

Нежинская , Новосельская, Спиридоновская и Кобелевская . На этих улицах скрыты очень красивые парадные и дворы, которые были бы еще красивее, если б люди хотя- бы помыли лестницы и окна. Эти архитектурные прогулки дают возможность заглянуть в парадные домов, увидеть множество интересных элементов, еще не уничтоженных временем и человеком узнать истории зданий.

Не путать с регулярной экскурсией  ''Архитектурная Одесса'', где показывают самые красивые здания Одессы:

Оперный театр - считается одним из самых красивых в мире;

Гостиница "Бристоль" , в советское время она называлась ''Красная'', - здание было выкрашенно в красный цвет, относилось к сети Интурист , простые смертные зайти не могли;

Филармония - стиль определить сложно , здание красивое, строилось как биржа, т.е там проблемы с акустикой;

Кирха - ее отремонтировали и она красавица, хотя и в разрушенном состоянии имела свой шарм. Уникальное сооружение немецкой общины Одессы, духовный центр и архитектурный шедевр. Во время пожара в 1976 году здание полностью выгорело. И только в 2005 году немцы восстановили его;

Пассаж - это один из первых в Российской империи торговых центров. Здание украшено огромным количеством скульптур;

Дом с Атлантами на улице Гоголя;

есть еще несколько красивых , а главное, отреставрированных зданий. Дорогие гости Одессы, вам на эту экскурсию!   Обещаю -  понравится.

А мы же ходили нетуристическими тропами и открывали для себя незамеченные когда-то дома. Наш замечательный гид Дима участвует в проекте по сохранению архитектурного наследия Одессы уже несколько лет и утверждает , что знает ВСЕ (!)  дворы Одессы. Кто знает -  может и так,  он показал нам много интересного.

Например: дом с совой и сфинксами;

мозаичные полы, секрет такой мозаики из цемента полностью утерян, нынешние мастера не в состоянии повторить;

необыкновенно красивые решетки перил, великолепный кирпичный дом (этот простоит еще долго, кирпич -  не ракушечник);

остатки росписей, а ведь когда-то множество подьездов были расписаны.

Мы увидели самый красивый балкон города и последнюю пожарную лестницу во дворе.  Но эта экскурсия для одесситов или очень заинтересованых.

Это экскурсия в прошлое , в ту Одессу, которую мы не видели.

''Музей контрабанды''. В самом центре, рядом с памятником Екатерине от Лондоской 5 минут неспешного шага, по дороге можно зайти в очень симпатичный сувенирный магазин. Глаза разбегаются от качественной сувенирной продукции. Не удержалась купила для... вот такую кошку. Вход в музей стоит 50 гривен (2 $) Зайти нужно с экскурсоводом (можно и самостоятельно, но тогда будут безликие предметы в ветринах). А девочки -гиды расскажут  множество забавных и не очень историй, связанных с контрабандой в СССР,в мире, в прошлом и настоящем. Некоторые способы перевозки контрабанды лично меня просто поразили. Ну и фантазия у людей!  Гиды - однозначно плохие, просто заученно без выражения  декламируют текст. Но сами истории интересны. Если дождь, снег и 35 минут свободного времени -рекомендую - развлечет !

4 года назад в ходе уличных столкновений в Одессе пострадали люди. И два года город словно затаился, люди почти не гуляли , не ходили в театры , не сидели в ресторанах. Но примерно два года назад, город вдруг снова стал оживать (из рассказов друзей).

И сейчас люди гуляют по вечерам, сидят в ресторанах, Пооткрывались новые рестораны. Увеличился поток туристов. Город ожил. Есть где погулять, посидеть утром и вечером, театры работают, множество различных экскурсий , выдуманных праздников, множество всяких развлекательных мероприятий - выставки, концерты и танцы на пляже.

На Приморском бульваре рядом с Дюком скрипач играет лирические мелодии, а рядом с Пушкиным барабанщик усстроил маленькую дискотеку,На терассах склона  той стороны Потемкинской лестницы , где эскалатор , разбит новый парк - Стамбульский. Мы там в 12 ночи были, школьники гуляют,

в Зеленом театре концерт, на Дерибасовской гуляние.

Были в театре, трудный был выбор, между Оперным - современый балет, музкомедии, концертом в Зеленом театре и Украинским. И выбор был самым неожиданым -  пошли в Украинский. Спектакль без слов: танцы и пантомима.

А еще мы просто много гуляли.

В один из вечеров , пошли погулять по парку Шевченко, там прекрасно и довольно много гуляющих. Уходить не хотелось.И фонтачник подсвеченный чудный.

До парка Победы не добрались, только проезжали пару раз мимо с разных сторон, выглядит парк прекрасно , много зелени, там еще озера есть и лебеди плавают. Центр обошли и прошлись по Алексанровскому скверу, там детский городок, и небольшой базарчик называется «книжный», и да, книги там тоже есть .Обошли Городской садик утром и ночью, и Соборку, и сквозь Пале- Рояль прошли. Хорошая прогулка была после спектакля в Украинском театре:  по Торговой спустились к бульвару Жванецкого (имя уже увековечено!), мимо Шахского дворца (необычное здание, попасть внутрь, к сожалению, невозможно, а очень хочется),  малепусенький парк ''Уголок старой Одессы'', Тещин мост, колоннада , Воронцовский дворец -  и вышли на Приморский бульвар.Конечно, сьездили в новую Аркадию, отличное место для прогулок, прошлись по набережным. И даже шоппинг сделали небольшой , хоть и совсем не планировали.

Еще были на Староконке и, конечно на Привозе - без этого никак.

Одессит это особая национальность - они веселые, говорливые,добрые и любят свой город. Только , увы, это вымирающая популяция. Грустные доказательства:

1. Садимся в такси , возвращаемся в гостиницу. Вам куда? - спрашивает таксист

Отвечаю : Лондонская и он начинает набирать в ''Гугле'' улицу Лондонскую. Одесситы , которым я рассказала, были шокированы. Любой одессит знает, Лондонская -  это гостиница , а не улица.

Гостиница Лондонская-  практически первая гостиница в городе.

В советское время эта гостиница, оказывается, называлась ''Одесса''.

Для меня это было настоящее открытие, т.к я всегда слышала название Лондонская. Относилась эта гостиница , как и ''Красная'', к сети Интурист и, соответственно, войти в нее не было возможности. И поэтому сейчас, когда у меня была возможность за вменяемые деньги здесь остановиться -   вопросов не было. Уж очень это символично, присоединиться к числу постояльцев Лондонской, среди которых:

звездное жюри кинофестиваля "Золотой Дюк" в составе Марчелло Мастроянни, Никиты Михалкова, Олега Янковского, Марка Захарова и Станислава Говорухина. Также в свое время тут останавливались Чехов, Горький, Паустовский, Дункан, Айвазовский, Маяковский, Утесов, Высоцкий, Рязанов, Коэльо и даже голливудские звезды Тим Рот и Жан Клод ван Дамм.

Гостиницу поддерживают в хорошем состоянии, завтрак не очень богат, но голодными не будете. Есть СПА -  дойти не успели , но говорят, вполне достойно ,хоть и немного в старомодном стиле.

А позавтракать или вечером выпить чашечку кофе/чая можно во внутреннем дворике, памятуя , что и знаменитости сидели здесь.

Находится гостиница на Приморском бульваре, что одновремено является ее плюсом и минусом. Ну плюс понятен, центр близко , по бульвару всегда приятно прогуляться. А минус - зона гостиницы закрыта для проезда , такси вас высадит у шлагбаума и придется пару минут прогуляться до входа (если вы с большим чемоданом -  не очень удобно). Говорят , можно еще звонить в гостиницу, чтоб нашли вашу бронь и тогда откроют проезд. Не знаю, не пробовали.

2. Идем по Преображенской, ищем Успенскую, на угловых домах табличек нет, на одной из перпендикулярных улиц спрашиваю продавщицу в киоске на углу: -

Эта какая улица?

- Ой не знаю!.

Я в  тихом шоке, она работает в киоске и не знает, на какой улице стоит киоск. Идет женщина с коляской , спрашиваю у нее, она шарахается , но все-таки хочет мне помочь и обращается к другой женщине , идущей по улице, та тоже не знает. Только пятый смог мне подтвердить, что я таки высчитала правильно, это Успенская.

Практически в каждой статье об одесских двориках есть упоминание о дворике по адресу Успенская 42 (это мы идем разукрашенный дворик смотреть). Мы специально стояли и ждали, что кто-нибудь из жильцов откроет нам дверь, так как и наш гид сказал , что стоит подождать и посмотреть -  этот двор стоит увидеть. Вы думаете, стоит? Фото делать не хотелось. Зачем себя расстраивать?

3. На привозе , я покупаю черешню продавщина разговаривает с какой-то покупательницей резко и грубым матом.  Я морщусь . Мне с сильным грузинским акцентом: -  « Эта , одэсский шутка такой».

_ Одесситы так не шутят.

- Да мы уже 30 лет здесь продаем.

Грустно...

Вернемся к теме хлеба насущного. Кафе и ресторанов в Одессе куча на любой вкус и кошелек. Список рекомендаций был большой, но у меня была конкретная направленность -  одесская кухня.

Что в итоге успели: Завтрак - 1 по прилету в сетевом кафе Компот. Рассказывала выше. Обед - 1, Городской рынок еды,на Ришельевской. Немного напоминает Сарону в Тель-Авиве. Несколько киосков с разной едой:пиццы, салаты , сладкое , мясо , рыба ...

Мы пошли есть морепродукты и рыбу, и салатик прихватили  (как израильтяне без салатика?). Выбор морепродуктов был очень неплохим , Где все это было 30 лет назад? Правда, вид приготовления один  - в сливочном соусе. А рыбу жарят. Вкусно. Цены средние.

Ужин 1 - ресторан Дача. Шла с легким предубеждением так как было в Трипадвайзере несколько отрицательных отзывов. Понравилось все : обстановка,  столики стоят довольно далеко друг от друга в парке, забавные элементы дачной жизни, кровати с сеткой, холодильник Зил , уличный умывальник, помещение ресторана тоже оформлено мило: тарелочки по стенам, банки с компотом, есть детская игровая комната , где дети могут поиграть и не мешать родителям вкушать бычки, котлеты пожарского, телятину, картошечку , рыбное ассорти и многое другое. Для встречи друзей идеальное место. Официанты были хорошие, вино легкое , розовое слегка пьянило , вечер удался. Места лучше заказать заранее.

Завтраки в Лондонской разнообразием не сильно отличались, но сырники и блинчики с творогом были отличные, со сметанкой и вишневым вареньем.

Про Обед номер два я писала отдельный пост,

дифирамбы кафе «У Ангелов» , в которое шли специально.

« У Ангеловых» - домашнее кафе с необыкновенно вкусной кухней. Хозяйка кафе - Ирина Ангелова, в Одессе личность известная. А так как личность известная, то и отношение  к ней неоднозначное. Но мы в политику вмешиваться не будем, все равно, то что творится - выше нашего понимания. А будем говорить только о еде. Мы пригласили Ирину за наших столик. Выглядело это так: мы ели с легким «урчанием» от удовольствия , а Ирина, жадно сглатывая слюну (она на жесткой диете, к моменту нашей встречи похудела изрядно, сравнивали с фото  прежних лет), рассказывала нам свою историю, истории своих  блюд и самого кафе.

Как интересно рассказывала о своих блюдах, просто Песня, вполне может соперничать  с  Эялем Шани, (израильтяне знают , а не для израильтян -один из судей в передаче «Мастер шеф», длинно и цветисто говорит о самых простых продуктах, после его речей начинаешь смотреть на помидоры с большим интересом).

Вкусно у Ангеловых необыкновенно! Кроме основного меню, есть еще меню дня ,в котором блюда из продуктов сезона. Если вы хотите поесть вкусно - вам сюда, если вы хотите попробовать  что-то необычное - вам сюда, если вы хотите узнать , что такое ресторан высокой кухни - вам сюда. И да, ресторан расположен немного в стороне от туристических троп. Пользуйтесь моментом. Потому что сейчас еще нет очередей, чтобы поесть необыкновенный паштет из перепелиной печенки и борщ с копченой грушей. И жаль, что нас было только двое , поэтому смогли попробовать еще нежнейший форшмак с ялтинским луком, телятину, которая таяла во рту, суп из спаржи и «ммм..» , какую вкусную камбалу.  На пирожное места уже не хватило. Ну и отлично, мы ведь тоже худеем...

Раз уж у меня вместо рассказа о классном ресторане получилась рекламная статья,  то добавлю, что в ресторане есть небольшой зал (правда ,дизайн там сильно подкачал) и дворик, где отлично можно посидеть в не очень жаркий день с милым дизайном. И еще  зал для банкетов, думаю, человек на 50. И хороший туалет. Девочки официантки были милы и приветливы. В большой клетке  сидел серый попугай , а по двору бродили огромный серый кот и очаровательная белая собачка.

Ужин в этот день был в два приема: 1 -  Чай и пирожное во дворе гостиницы. 2 - кофе и пирожное в какой-то кондитерской на Дерибасовской. Сладкое не пошло, но на меня не смотрите, я не любитель тортиков, мне трудно угодить.

Обед (3) было решено пропустить, чтоб оторваться на ужине, политика неправильная, но так получилось. Увлеклись шоппингом и перебили аппетит мороженым, пыталась найти то, из юности, в вафельном стаканчике за 19 копеек, и другое -  Курортное в шокаладной глазури за 28.

Ужин у меня кафе Молодость. Антураж 70-90х, забавно. Еда неплохая, подают в сковородках на газете. Пиво в поллитровых баночках. Пельмени очень вкусные, чубурек, как надо, тесто тонкое хрустящее, картошечка выглядит аппетитно. Котлета пожарского неплохо, но на Даче лучше.  Даже не знаю, рекомендовать ли к посещению?

Кузина была в кафе Друзья на Алексанровском проспекте, сказала , что шашлыки были отличные , а цены смешные. Не была, не знаю.

Ну и последний обед/ ужин был заказан в ресторане ''Причал номер 1''.  Пляжный ресторан, сейчас таких много, Сидеть , смотреть на море -классно. Еда? Мне не понравилась, хотя ресторан известный и считается хорошим. Но, томатный соус слишком сладкий, а сливочный наооборот слишком соленый, и вообще непонятно,я ем мидии или соус. Буйабес, нечем , кроме названия не напоминает оригинал. Утка - порция большая, да, написано, что в сладком соусе, но ведь в сладком, а не в ОЧЕНЬ сладком. Бефстроганов, вроде, тоже просто в сметанке тушат , а не каком-то сложноподчиненом соусе, который вкус мяса забивает абсолютно. Грибной суп понравился, так как это был просто грибной суп. И камбала была прожарена хорошо. Вывод  -берите самые простые блюда, чтобы повар не изголялся с соусами и специями, это явно его слабое место.

И еще туристу на заметку, для тех кто приезжает в Одессу на подольше, и даже несмотря, на то что еда недорогая, в какой-то момент понимает , что невозможно каждый день на обед и ужин гулять по ресторанам - Кафе Столовая, дешево, выбор блюд большой.

Одесса понравилась, если вдруг образуется поеду еще.