Фестивали - это клёво! Когда-то давно, много лет назад, в моей жизни был Грушинский, и тогда было клёво, но это было так давно...
А тут - десять дней сплошного фестиваля! Сначала "Коляда Plays" в Екатеринбурге, потом - мгновенная смена - Свинг белой ночи в Питере. Офигенно. Такой темп, такой накал!
Гражданская авиация - удивительное явление, два часа - и ты в другой реальности. Шесть дней театральной тусовки с "тотально красным" Н.В. Колядой во главе - и вдруг бац! Вторая смена! Загородный проспект, 27 - до боли родное крыльцо с чуть покоцанной гигантской вывеской JAZZ над ним, и закрутилось-завертелось... Нахмуренный Додик, нервно проносящийся мимо ("Не хочу! Носите их сами!"), огромный увалень Митя (как давно я не возилась с котами...), знакомые-незнакомые люди, билеты, обмен подарками, кофе... И вот я стою на солнечном душном Загородном и думаю: "Даниэле, я отсюда не уезжала..."
Ах да, к чему это я.
Весь первый день, да и второй тоже, вращаясь и рыская в музыкальной атмосфере, я постоянно ловила себя на том, что не могу понять, почему до сих пор ниоткуда не выскочил тот "человек не то с усами, не то без усов" в тюбетейке, с которым мы сроднились за предыдущие несколько дней... Где же он? Оп, возврат в географическую реальность - он за полстраны отсюда, и он совсем из другой оперы! Фестивальное настроение, приобретенное на Урале, плавно продолжало развиваться и подкачиваться в Петербурге, и две эти такие разные компании казались единым целым.
Только в последний день Коляда перестал мерещиться, и я поняла, почему. Владимир Борисович Фейертаг рассказывал о биг-бэндах, и у меня возникла мысль.
Как-то была свидетелем удивления одной хорошей знакомой, которая в экстазе писала мне: "Представляешь, соло на контрабасе!!!" Я все никак не могла понять - а что такого особенного? Додик так приучил меня к джазу, что мне вовсе не кажется удивительным соло на контрабасе (ну и до Додика тоже были знакомы басисты-солисты, которые на басу играли такое, чего даже ожидать от него удивительно, да и бесконечные джемы Гленна с Джоном на концертах Марка и т.д. и т.п.). И на любом другом инструменте. Кажется, участвуй в джазовом ансамбле треугольник, и для него нашлась бы минутка посолировать. И вот я думаю - а мне ведь это что-то напоминает! Щёлк - ну точно. А Коляда-Театр мне это напоминает. Премьеры и примы ходят в массовке. Артисты массовки играют главные роли. Да нет ее, этой массовки! Есть просто толпа замечательных актеров, каждый из которых в нужный момент играет уместное и самобытное соло. Так и в джазе. Джазовый ансамбль - это единый организм, функционирующий так слаженно, что диву даешься, и вдруг на первый план выходит один, приковывая к себе всё внимание слушателей, а остальные остаются тем поддерживающим, дающим силы питанием, без которого солист не может. (Как жалко мне было Джона Этриджа, который в одиночку играл джаз. Как ему не хватало ансам-бля!) И солистом становится каждый - барабанщик, и пианист, и саксофонист, и скрипач, и кто угодно. А потом, получив благодарность, уходит опять на заднюю линию. Это обалденно.
У меня джаз с Коляда-Театром окончательно синтезировался, и тюбетейка перестала выскакивать из-за края сознания. Всё устаканилось.
А насчет тусовки, ее, так сказать, состава... Ай, да нет. Хотела было написать, что джазовая элита культурной столицы более богемная и высокомерная, да передумала. Одинаковые они. Доступные (Капочка, ау! :)), то простые, то трудные, то хорошие, то капризные. Клёвые.
И еще одно общее ощущение. Когда я пришла второй раз на "Маскарад", мне показалось, что я смотрю на всё это какими-то другими глазами. Мне выдали вторую пару глаз, явно, потому что те, старые, никого на сцене не отличали, никого не знали. А новые видят разные лица, и я знаю, кого как зовут, кто чем примечателен, кто чем хорош и плох. Вижу какие-то детали. То же и в ФДМ. В толпе джазового народа по сравнению с прошлым годом я знаю уже очень многих. И это какое-то особенное чувство - новизны и ошеломления нет, а есть радость узнавания и спокойствие. Правда, меня любезно познакомили с, не побоюсь этого слова, плеядой новых замечательных лиц С Другой Стороны, и я теперь чувствую себя еще лучше:)
Надеюсь, более развернутые россказни воспоследуют, а пока две фотки. Два лица. Два любимых героя:)
Олег Ягодин
Давид Голощёкин
Хорошие. Обожаю.