Исторический разговор с Д.С. Голощекиным на тему "Что такое джаз" 16 ноября 2011 года ХD

Mar 08, 2012 03:33

Как-то сразу не написала об этом в ЖЖ, но текст существовал и валялся в отдельном файле, который периодически рассылался страждущим узнать,
о чем мы говорили с Додиком после вечера джазовой скрипки и органа 16 ноября:)))

Если тут еще остались желающие полюбопытствовать, то добро пожаловать.

Здесь целая история. Началось все с моего безумного фанатства, связанного с джазовым пианистом Мэттом Роллинзом. Мэтт изначально хотел быть джазменом, но, по большому счету, все закончилось его единственным сольным альбомом под названием Balconies, если не считать композиторской работы (писал темы для джазового гитариста Ларри Карлтона) и сессионных дел именно с джазменами. Помимо этого он известен как пианист, который сотрудничал с Марком Нопфлером, Мэри Шапин Карпентер и кучей американских музыкантов. Но нас в данной истории Мэтт интересует именно как джаззер. Его альбом - почти полностью авторский - просто великолепен. Когда я стала интересоваться джазовой филармонией, я так и представляла себе Мэтта на ее прекрасной сцене. Это постепенно стало навязчивой идеей:))

И мы решили представить Мэтта художественному руководителю Филармонии, по совместительству нашему обожаемому человеку - Давиду Голощекину. Специально был куплен диск и принято твердое решение ДАРИТЬ! В процессе тщательного ежевечернего обсасывания этой идеи решили показать Додику еще и Ричарда Беннета - а это замечательный, настоящий джазовый гитарист, который тоже играет с Марком, но, в пример Мэтту, записал целых три отличных сольных альбома. И один из них, самый-самый джазовый, мы тоже решили презентовать Додику. Постепенно эта затея утеряла свой первоначальный смысл запутать худрука идеей "а давайте их пригласим" и превратилась просто в некий акт благодарности вроде "вы нам дарите музыку, а мы вам тоже свою любимую хотим подарить".

Затея благополучно провалилась на первом моем концерте:))) Мы долго ждали, когда Додик освободится от охотников за автографами, осаждающих его, торча неподалеку, как три тополя на Плющихе. Он с подозрением поглядывал на нас и в итоге сбежал:))) Не из-за нас, конечно, явно куда-то спешил.

В состоянии всеобщей фрустрации, вызванной впечатлениями от концерта, Додика и Филармонии, мы решили, что даже и хорошо, что не поДАРИЛИ, если это действительно нужно - еще представится возможность сделать. Про себя я поняла простую вещь - я его боюсь. Мне было страшно к нему просто подойти поближе. Какое уж там дарение.

После второго, третьего, энного концерта тоже было не до подарков, от преодоления страха подойти до бешеных наскоков "Давид Семеныч, вы все делаете не так!" - уже не оставалось никаких сил.

И только осенью, в ноябре, когда я наконец попала на вожделенный вечер джазовой скрипки, я твердо решила, что наконец мы это сделаем, все подарим и все скажем.

К тому времени у меня возник вопрос, который я хотела задать Додику. Было интересно его мнение. Меня жутко прет от дуэта классического гитариста Джона Вильямса и джазового гитариста Джона Этриджа, и тогда был просто пик увлечения их совместным концертом, изданным на CD. На волне дарения были планы и этот диск Доду всучить тоже, но он не успел дойти с амазона, поэтому пришлось просто разговаривать. И хотелось мне узнать следующее: как Д.С. относится к такому сотрудничеству - джазовый музыкант и классический, как он описывает такой жанр и т.п. Попутно, естественно, порекламировать моего любимого Вильямса и подчеркнуть, что он настолько крут, что даже играл в джазовом клубе Ronnie Scott's в Лондоне, не умея сыграть ни одной джазовой ноты:))

Но все дело запорол Фома (тот самый чувак, который привел меня в Филармонию), который забыл притащить диск Мэтта. Я чуть его не стукнула, обиделась и велела идти нафик, и пошла ждать, когда Додик всем все подпишет, чтобы задать ему свой вопрос.

А очередь была! Человек двадцать, если не больше, и он всех так сердечно благодарил, я чуть не прослезилась. Его голосом благодарность звучит так, что можно вообще забыть, зачем пришел, в транс какой-то впадаешь.

Ну и вот, все страждущие кончились, и я подхожу к нему и говорю (дальше, иссесьна, вкратце):
- Давид Семеныч, а можно вам задать вопрос!
- Да, конечно.
- Бла-бла-бла, а вот как вы относитесь к сотрудничеству классических и джазовых музыкантов, например, классический гитарист и джазовый гитарист дуэтом? бла-бла

Тут его отвлекают карлики за автографами, и он чего-то быстро подписывает, задумавшись и в то же время внимая мне, и говорит:
- Извините, я не понял ваш вопрос.

Я повторяю, что, мол, вот есть классик (ну, например, Джон Вильямс), а есть джазмен, и они играют вместе.
- А что играют?
- Да что угодно - классику, авторские вещи, фолк...

И тут он разразился лекцией о том, что если один из них не джазмен, то что бы они не играли, это будет не джаз. Что джазовые музыканты выше по мастерству, чем классические, потому что те не могут выйти за рамки того, что "written down for me", как Вильямс говорит. И если один из дуэта не может играть джаз, то то, что в итоге у них получается, это никогда не будет джазом

И тут я проявляю элемент тупости и одновременно троллинга, сказав:
- То есть вы не считаете это джазом?
И начинаю почти ржать, потому что он отвечает:
- Я считаю джазом то, что является джазом, - и при этом у него такое лицо, какое бывает, когда он разговаривает с тупыми интервьюерами:))))))))))))), - а это не джаз, а может быть просто хороший альянс (я, правда, не знаю, о ком вы говорите), - тут я опять почти ржу, потому что ну-ну, значит, мы не знатоки классической гитары.

И дальше двигает тему, что он слушает любую музыку, будь то рок, классика, поп и т.д., если она ХОРОШАЯ. Приводит примеры музыкантов, играющих на стыке разных жанров. И все это так обстоятельно, подробно, интересно! Как всегда у него.

И тут я говорю:
- А хотите, мы вам в след. раз принесем альбом одного такого ХОРОШЕГО дуэта???

И он говорит:
- Хочу! Спасибо!

И радуется:)) Хорошо, искренне радуется, улыбаясь и, наверное, думая про себя: "Вот смешные!" Я даже забываю задвинуть про заслуги Вильямса на джазовой сцене ХD

Ну и все, а потом я подхожу к Фоме, а он говорит: "Ну Беннета-то отдай ему", я говорю: "Я больше Мэтта хотела отдать, а Беннет на втором месте", он говорит: "Ты чооо, Беннет же ближе к мейнстриму, он ему точно понравится, и вообще!" Я и говорю: "А и правда, отдать, что ли?" - и уже в пальто бегу обратно к Додику, а он там оброс еще новыми охотниками за автографами.

И вот я к нему подлетаю и ору: "Давид Семеныч, это снова я!" Народ вокруг ржет:)))))))

Я говорю: "Это не в тему нашего с вами разговора, но вот есть такой классный гитарист Ричард Беннет", - и подсовываю ему диск.

Он его берет, разглядывает под разными углами, читает вслух название, а я в это время трындю ему над ухом, что это вот такой классный гитарист из Америки, это его джазовый альбом, и вообще, он весь такой классный, что вообще! Послушайте!

Он спрашивает:
- Откуда он, вы говорите?
- Из Нэшвилла! - ору.
- О, я был в Нэшвилле! ...Ну их там в Америке ведь пруд пруди, я всех не знаю, я ЛУЧШИХ знаю!

Я говорю:
- Да-да, мы так и подумали! (лол) Так вот вы послушайте этот альбом! Может, вам понравится! - и все продолжаю втирать, какой Ричард клевый весь из себя.

Тут замечаю растерянность на лике, так сказать, высоком:
- Нет, подождите, я не понял. Ну, послушаю я это, и что?

Я, уже веселясь на полную катушку:
- Ну... и ничего! Просто будет классно, если вам понравится! Это для вас!

- Спасибо! - расцветает.

Я под шумок сливаюсь и из-за колонны подглядываю, куда он дел диск. Он его положил на витрину и я стала бояться, не посеял бы он его и не забыл бы вообще послушать-то.

Чем же все закончилось? А вот чем. Диск Вильямса с Этриджем ему послали, но вряд ли он его когда-либо послушает (у него их там завалы, много приносят). А Беннета он не потерял:)) И потом путем хитроумной многоходовой комбинации ему его поставили, ему понравилось. Сказал: "Хорошая музыка. Так много хороших неизвестных музыкантов." Порадовало, что он валялся у него на столе в компании Стэна Гетца:))

Мэтта в итоге так и не подарили и сейчас уже не вижу смысла. Хотя и жалко, конечно, что так. Ведь действительно классная работа. Но не так просто промыть мозги художественному руководителю. Куда уж нам:)

Вот такая история. Хорошо развлеклись в итоге, хоть и без особого толку:)

Ах, да! Про вечер скрипки-то ничего не сказала! Это было, как говорил незабвенный Шарль Моллар, хорошё-о, но мало! А с другой стороны, я уже так привыкла к версатильности нашего маэстро после пятидесяти лет что вы думаете, что в определенный момент даже поймала себя на мысли, что скучаю по флюгельгорну%)

Что было самое-самое - это настоящая акустическая скрипка! Ах. Она была прекрасна. Хотя Д.С. и заверил нас, что звучит она не лучше, чем его любимая электронная. Он сыграл романтическую медленную композицию, и это было феерично.

Еще он играл на альте... И пел, пел, пел!!! Наконец-то я это услышала:) Теперь у меня осталось две мечты: услышать его рояль и саксофон вживую.

Два часа скрипки Голощекина - это так много и так мало. Если прийти неподготовленным, в первый раз увидеть его - можно немножко сойти с ума, потому что это очень сильное впечатление, очень целенаправленный удар. Скрипка - это его гордость, визитная карточка, это умение, которым он гордится. И, конечно, Додик - настоящий, безумный, легендарный профессионал джазовой скрипки. Я так горжусь, что он у нас есть!

А если вы пришли не впервые, то это двойное счастье - наконец-то оправдавшееся ожидание этого уникального концерта, восторг, эйфория и в то же время внутреннее спокойствие от близости любимого музыканта, который открывает тебе свои заветные чувства с помощью родного инструмента, когда между вами возникает какая-то особенная связь, потому что ты знаешь, что он хочет сказать, а он знает, что ты хочешь и можешь это услышать.

Единственное расстройство - не было моей любимой Эллы Трафовой, она заболела и пропустила концерт:( Илюша Луштак, которого я недолюбливаю, не мог восполнить ее отсутствия:/

После концерта Додик получил веник красных розочек, который умудрился уронить и так молниеносно подобрать, что я опять засомневалась, а не прибавил ли он себе пяток лет:) (Хотя падение вещей прошло сквозным мотивом через весь концерт:D Появление Додика на сцене было обозначено громогласным падением микрофонной стойки - с микрофоном на ней:))) Потом он ронял ее еще раза два, в конце концов не выдержал и выругался: "Да что ж такое, кто такие стойки делал!" :))))))) Потом уронил какую-то запчасть от скрипки и долго привинчивал ее обратно. Такие милые мелочи:)) И да, принимая букет, он с чувством сказал: "Большое спасибо!" - это вам не прошлое "давайте":)))

Эх. Ящик бургундского и всех обратно! *погружается в воспоминания...*

концерты, Додик, музыка

Previous post Next post
Up