Начало:
https://mil-history.livejournal.com/1968004.html Подрыв броненосного крейсера HMS "Хэмпшир" на немецкой мине и его гибель были замечены патрульным судном, наблюдательными постами на побережье Оркнейских островов и местными жителями. Несмотря на штормовую погоду, радиосвязь и телеграф 5 июня 1916 г. работали нормально, командующий Гранд Флитом адмирал Джеллико и британское Адмиралтейство были оповещены о катастрофе в режиме реального времени. Сразу же была начата спасательная операция, разумеется, с надеждой эвакуировать лорда Китченера - харизматичный военачальник для воюющей страны значил по крайней мере не меньше, чем экипаж крупного боевого корабля.
Картина современника, изображающая крейсер HMS "Хэмпшир" то ли при подрыве на мине, то ли просто в шторм.
"Патрульные корабли и эсминцы сразу же направились к месту, и патрули на автомобилях были посланы вдоль побережья на поиски, - докладывал адмирал Джеллико в Лондон. - Но до сих пор найдены только несколько тел и перевернувшаяся шлюпка. Поскольку весь берег был обыскан со стороны моря, я очень опасаюсь, что надежды на то, что кто-нибудь останется в живых, мало. Никаких сообщений еще не получено от поисковой группы на берегу".
Кроме того, гражданские рыбаки и яхтсмены пытались выйти на поиски выживших моряков на своих маленьких суденышках, но гарнизон Оркнейских островов выставил возле пирсов оцепление с примкнутыми штыками, чтобы люди не подвергали себя опасности в бурном море. Словом, "Хэмпшир" не был брошен на произвол судьбы, необходимые меры для спасения людей были приняты своевременно, но сложные погодные условия и быстрая гибель корабля сделали их бесполезными.
Тем морякам, кто успел покинуть обреченный корабль перед затоплением, пришлось уповать только на судьбу и на свои силы. Выжившие с крейсера "Хэмпшир" подробно описывают страшные часы борьбы за жизнь, проведенные на спасательных плотах в ледяной воде, среди огромных волн и сгустившейся ночной тьмы.
Старший матрос Уильям Кэшмэн, наделенный самым основательным литературным талантом, вновь многословнее других: "Нас отнесло далеко в море, так как у нас не было средств для продвижения наших маленьких судов к берегу, а наши легкие весла, типа тех, которыми гребут на индийских каноэ, были вырваны из рук и унесены от нас бушующим морем. Только представьте себе наши мысли в тот момент о близких, оставшихся дома, с которыми многим из нас было не суждено встретиться никогда. Многие умерли от холода и изнеможения, только четверо на моем плоту выжили. Я приписываю свое спасение хладнокровию и сильному сердцу, потому что никогда не волнуюсь в затруднительном положении, стараюсь понять ситуацию и извлечь максимум пользы из плохого дела. У нас не было никакой защиты от холода и ветра; была только сеть из сплетенных канатов, на которой можно было стоять, она была прикреплена к корпусу овальной формы - вот, собственно, и весь плот. Я провел на этом плоту около двенадцати часов, и наконец нас погнало волнами к Оркнейским островам. Практически на любой части их побережья высятся нагромождения огромных скал, и утомленному моряку будет очень трудно выбраться в безопасное место.
Из всей корабельной команды (почти восемьсот душ) в живых осталось только двенадцать человек, чья воля к жизни и выносливость могли противостоять стихии в эту ужасную ночь. Наши силы были на исходе, мы содрогались от ударов ветра и волн, было очень холодно. Когда наш плот достиг берега, трое других выживших довольно легко выбрались, так как находились в его передней части. Я был в середине и окружен мертвыми товарищами, мне было очень трудно избавиться от их смертельных объятий. Плот снова уносило в море, когда огромной волной меня смыло с него, так что, как видите, меня сначала смыло с корабля на плот, с плота меня вынесло в воду, а живые друзья заметили меня и помогли выбраться на берег. Тогда я поднялся на огромную скалу и поднял тревогу, и островитяне доставили моих товарищей в безопасное место". Вместе с ним взобраться наверх удалось старшине Уилфреду Вессону, который сумел четко сообщить, сколько аварийных плавсредств с "Хэмпшира" остались на плаву после гибели корабля, и стало ясно, что спасать больше некого.
Ст. матрос Уильям Кэшмен (стоит), старшина Уилфред Вессон (сидит, справа) и двое их товарищей в день своего спасения на ферме, давшей им приют.
Старший матрос Кэшмен и старшина Вессон находились на плоту №1, который носило по волнам дольше всего. Плоты №2 и №3 прибило к берегу раньше, через пять часов после катастрофы, однако и на них удалось уцелеть немногим. Корабельный мастер 1-го класса Уильям Чарльз Филлипс вспоминал, что "прошло около дух часов, когда эффект холода стал действовать... Наступила ночь, и люди теперь умирали очень быстро".
Вот слова старшего матроса Чарльза Уолтера Роджерсона, одного из немногих выживших: "Я был на одном из плотов, и мы провели ужасные пять часов в воде. Море было настолько бурным, и волны обрушивалось на нас с такой силой, что многие погибли от их ударов. Другие умерли от страшного холода. Я совсем оцепенел. Нас охватило почти непреодолимое желание спать, и, чтобы бороться с ним, мы хлопали друг друга по спинам, потому что ни один человек, который заснул, никогда больше не просыпался. Когда люди умирали, это выглядело так, как будто они собирались спать. Один матрос пять часов простоял на плоту и умер стоя, а вокруг него лежали мертвые. Другой товарищ умер у меня на руках. Когда мы подошли к берегу, ситуация ухудшилась. Ветер дул в сторону берега, и ярость моря с огромной силой швырнула наш плот о скалы. Многие были убиты о камни, а плот трижды переворачивался. Я не совсем понимаю, как я выбрался на берег. Все ощущения к тому времени покинули меня".
Побережье Оркнейских островов в районе затопления крейсера "Хэмпшир".
Выглядит устрашающе и безнадежно, особенно снизу.
Надо отдать должное морякам с "Хэмпшира" - самым стойким чувством перед лицом смерти у них оказалось товарищество. История о том, как двое приятелей-кочегаров, один из которых не умел плавать вовсе, а другой был "неуверенным пловцом", помогли друг-другу добраться до берега с опрокинувшегося плота, и так и не поняли - кто кого спас, могла бы показаться забавной, если бы не монументальный трагический фон.
Мемуарист гибели "Хэмпшира" "номер два", кочегар 1-го класса Уолтер Чарльз Фарнден так описывает этот эпизод: "Я оказался на камне, торчащем из воды в 12 футах от берега, где еще предстояло карабкаться на скалы. Вроде бы несерьезное расстояние, но я совсем не умел плавать. Но удерживаться было все труднее, и я решил преодолеть "пролив" одним броском, на счастье, Фредди Симс, который был со мной на одном плоту, поддержал меня". Теперь слово самому Фредерику Лоту Симсу, также кочегару 1-го класса и самому большому долгожителю с "Хэмпшира" (1895-1991): "Я не был уверенным пловцом... Мой друг Фарнден по прозвищу "Лофти" помог мне выбраться на берег и мы вместе начали карабкаться на утесы".
Кочегары 1-го кл. Уолтер Фарнден и Фредерик Симс.
Первыми людьми, пришедшими помощь мокрым, продрогшим, израненным об острые камни морякам с погибшего корабля были мирные жители Оркнейских островов (хотя, как известно, многие из них не считают себя британцами и веками относятся к англичанам как к непрошенным гостям). Все спасшиеся с крейсера HMS "Хэмпшир" в один голос отмечают их доброту и искреннее участие. Ирландец по рождению и писатель по призванию старший матрос Уильям Кэшмен (как выяснилось позже, англичан он тоже не любил, но "идеальных", с которыми не служил вместе) не скупится на похвалы островитянам: "Жители фермерского дома были очень добры и порядочны по отношению к нам и немедленно выполняли наши многочисленные желания и требования. Нам сразу были поданы сухая одежда, одеяла, горячая еда и питье, виски и табак сколько захотим, хотя семейство фермеров было небогато. Почти мальчишка Симпсон, тоже артиллерист (Кэшмен служил на крейсере в орудийном расчете), не мог согреться и сильно дрожал, тогда молодая девушка крепко поцеловала его - дрожать перестал сразу".
Гостеприимство оркнейского населения "оценили" и британские военные власти: вскоре на острове Мейнленд военная полиция и морская пехота начали обыски, пытаясь выловить "дезертиров с "Хэмпшира" - якобы неучтенных спасшихся моряков, которые решили "бросить собачью королевскую службу" и скрывались с помощью островитян. Были ли таковые на самом деле - неизвестно, ни один из них не был пойман и никак не дал о себе знать после войны.
Шаткие веревочные палубы плотиков системы Керли навсегда разделили экипаж крейсера HMS "Хэмпшир" на живых и мертвых. "Два других плота с нашего корабля были выброшены на берег Оркнейских островов в нескольких милях от моего плота, - сообщает старший матрос Кэшмен. - На этих двух плотах осталось восемь выживших, а на моем - четверо, всего двенадцать человек. Я был единственным уцелевшим ирландцем, остальные были выходцами из Англии, Шотландии и Уэльса. Долгое время после катастрофы, я не мог спать и жил на границе кошмара, ибо знал, что за несколько мгновений сна я снова переживу ужасы той катастрофы. Такова история гибели «Хэмпшира», самого печального происшествия в моей жизни".
***
HMS "Хэмпшир" погиб всего в 1,5 милях от берега, поэтому море нехотя вернуло суше десятки мертвых тел. Многие из них были облачены в спасательные жилеты, которые, однако, не помогли им.
В Первую мировую войну Королевский Флот Великобритании был обеспечен спасательными жилетами системы Бодди (Boddy life preserver vest), принятыми в 1912 г.
Спасательные жилеты Бодди на американском офицере и даме-пассажирке на корабле в Атлантике в годы Первой мировой.
Однако многим членам экипажа "Хэмпшира", падавшим в море с большой высоты, когда корма огромного корабля встала почти вертикально, они не спасли жизнь, а "помогли" с нею расстаться. Экспертиза тел показала, что у многих были тяжелые травмы шейных позвонков, причиненные жесткими воротниками спасжилетов при ударе о воду.
Несколько моряков, отличные пловцы, все же сумели победить волны и добраться до берега вплавь - в этом случае спасжилеты сработали по назначению. Однако близость бесприютного побережья Оркнейских островов оказалась для них лишь миражом спасения. Пловцов ждали острые прибрежные камни, о которые их с убийственной силой ударяло волнами, а дальше вырастала стена скал. В принципе, по ним можно было взобраться, но это было легко для здорового туриста, а не для обессиленного борьбой со стихией моряка, потерпевшего кораблекрушение. Тела от 70 до 80 погибших застряли в камнях у побережья; когда их извлекли из моря, оказалось, что у многих сорваны все ногти, а руки чудовищно изрезаны и изломаны - они погибли, пытаясь выбраться и срываясь обратно...
Исполняющий обязанности старшины кочегаров (Acting Stoker Petty Officer) Уильям Кейк, физически очень сильный и смелый парень, сумел доплыть и даже выползти на берег с изуродованными руками. Он еще смог назвать себя офицеру из спасательной команды, но по пути в госпиталь сердце остановилось от переохлаждения.
Старшина кочегаров Уильям Кейк - преодолел волны и умер на суше...
Надпись на фуражке - с прежнего места службы.
Троих матросов, из последних сил боровшихся с волнами среди камней, выдернули из прибоя спешно посланные на побережье морские пехотинцы местного гарнизона. Однако все трое получили настолько тяжелые травмы и были настолько переохлаждены, что скончались в течение нескольких часов. С учетом этих трагических случаев спасения невыживших и сложилась ошибочная цифра уцелевших с "Хэмпшира", кое где упоминаемая по сей день - 16 человек.
Всего после гибели "Хэмпшира" были обнаружены тела 124 погибших, большинство - у побережья острова Мейнленд, нескольких вынесло на пляжи материковой Шотландии, остальных подобрали в море спасательные суда. Среди них было двое сухопутных офицеров из миссии лорда Китченера - подполковник О.А. ФицДжеральд, личный военный секретарь фельдмаршала, и хорошо знавший русский язык переводчик юный 2-й лейтенант Роберт МакФерсон. Оба мертвых офицера были в полной форме, при сапогах и портупеях - они либо не захотели, либо не успели попытаться спастись. А вот из всего офицерского состава "Хэмпшира" было обнаружено только тело лейтенанта Хамфри Мэттьюса, того самого, который после взрыва выводил лорда Китченера на верхнюю палубу. Лейтенанта вынесло на берег бухты Турсо в Шотландии, он был в спасательном жилете, предусмотрительно надетом под пальто (считается, что так теплее в воде), остановившиеся часы на его запястье показывали время: 20:02. Британская пресса тщательно освещала историю обнаружения погибших, страну не оставляла надежда на то, что найдут лорда Китченера - в первые дни чудом выжившего (упорно циркулировали подобные слухи), потом его труп. Тщетно: Китченер утонул без следа.
Побережье Оркнейских островов после гибели крейсера "Хэмпшир". Художника выяснить не удалось, но одна из самых трогательных и сильных картин, посвященных этому событию.
"Военно-морское кладбище Лайнесс на острове Хой служит местом последнего упокоения тех наших товарищей, которые не выдержали ужасных испытаний в борьбе с морем и были выброшены им на берег мертвыми", - грустно отмечает последнюю стоянку экипажа крейсера "Хэмпшир" хроникер и свидетель его гибели старший матрос Кэшмен.
Скромные памятники погибшим выполнены на два имени каждый, неизвестные значатся под традиционной эпитафией: "Британский моряк Великой войны, известный только Богу".
Отдельно был похоронен подполковник ФицДжеральд из делегации Китченера - на кладбище Истборн (Оклиндж).
Траурная церемония по лорду Китченеру состоялась в лондонском соборе Св.Павла 13 июня 1916 г. в отсутствие бренных останков покойного, но при большом стечении публики.
Фельдмаршала "на покой" провожают.
Население колоний Великобритании, не забывшее жесткую кровавую руку Китченера Хартумского и его многочисленные злодеяния, облегченно вздохнуло и от души пожелало покойному... "ни дна, ни покрышки", или что там говорят по такому поводу в Южной Африке, Египте, Индии?
***
12 уцелевших моряков из экипажа погибшего крейсера были спустя сутки доставлены госпитальным судном на базу Гранд Флита в Скапа Флоу, однако на больничных койках не задержались. Нескольким из них, включая старшего по званию старшину Вессона и "благонадежного" матроса Роджерсона было позволено пообщаться с прессой. Также было сделано групповое фото выживших, облетевшее газеты и журналы Великобритании.
Одиннадцать из двенадцати выживших.
Кое-кто сразу же "накосячил", по крайней мере с официальной служебной точки зрения. Молодой матрос Симпсон без санкции командования рассказал журналистам версию о далеко не геройском поведении фельдмаршала Китченера в последние минуты жизни. Образцовый матрос Рождерсон оказался не таким уж образцовым, и в первый же день в Скапа Флоу сходил в самоволку из госпиталя, чтобы отправить матери телеграмму о том, что он жив, нарушив тем самым приказ о неразглашении. Ее текст сразу же опубликовала местная пресса; так Британия впервые узнала, что экипаж крейсера не весь пошел на дно за лордом Китченером. Тогда Роджерсону этот недисциплинированный шаг сыновней любви простился, однако Королевский Флот ничего не забыл.
Война продолжалась, и переживших гибель крейсера "Хэмпшир" моряков разослали по новым местам службы. Преимущественно - по небольшим военным и вспомогательным кораблям, чтобы своими страшными рассказами они не деморализовали крупные боевые экипажи.
Вольнодумный матрос Ричард Симпсон погиб в августе 1917 г. на транспорте SS Thames - геройски, бросившись в затопляемый отсек в поисках товарища; ему едва исполнилось 20 лет.
Кочегар 1-го класса Уолтер Чарльз Фарнден уже по окончании Первой мировой войны снова пережил гибель своего корабля, и снова - подрывом на мине. Тральщик HMS Gentian, на котором он служил, участвовал в британской интервенции против Советской России, и 22 августа налетел на мину в Финском заливе. Фарнден в своих воспоминаниях заметил, что у него тогда хватило присутствия духа мрачно пошутить: "Всегда так со мной! (The story of my life)", а все происходящее после огромной трагедии "Хэмпшира" казалось каким-то "ненастоящим".
В 1919-м же году образцового старшего матроса Роджерсона догнало наказание за телеграмму матери до снятия с выживших "обета молчания". Он был разжалован и уволен с флота "без почестей". Наверное, было очень обидно получить такое унижение после всего, через что он прошел на службе Британской короне. Чарльз Уолтер Роджерсон уехал в Новую Зеландию и погиб там в 1923 г., в возрасте 33 лет - есть свидетельство, что в пьяной драке...
Большинство других уцелевших жили долго, и зачастую - очень ярко, словно пытаясь заполнить недописанные судьбой истории своих товарищей.
"Литературная звезда" "Хэмпшира" старший матрос Уильям Кэшмен продолжил службу в Королевском флоте, дослужился до звания старшины, однако во время
Ирландской национально-освободительной революции попал в военную тюрьму по подозрению в связях с "мятежными фениями". Заговорщиком он не был, но все же был добрым ирландцем и сочувствовал борьбе своих соотечественников. Будучи освобожден и даже оправдан, Кэшмен ушел из Королевского Флота, вернулся в родную и теперь независимую Ирландию. Он работал моряком торгового флота, морским полицейским, тренером по гребному спорту и по футболу, школьным учителем... И много писал в различные ирландские издания - и на английском, и на гэльском языках. Как писатель, он больше всего запомнился историей о гибели "Хэмпшира".
Во Второй мировой войне участвовали по меньшей мере двое из выживших с крейсера. Бывший кочегар Уолтер Фарнден, будучи служащим железной дороги и имея право на бронь, в 1940 г. снова вступил добровольцем в Королевский Флот - море позвало. О службе уже старшины Фарндена сохранились только отрывочные известия, но его биографы полагают, что он участвовал в проводке полярных конвоев с военными грузами для СССР в Архангельск, не исключено - что в роковом PQ-17. Оставив неплохие воспоминания о последнем походе "Хэмпшира", написать о Второй мировой войне Фарнден так и не собрался. А бывшего матроса Джона Роберта Боумена война застала на Мальте, где он работал по найму на военно-морской базе. Во время итало-германской блокады острова и
массированных бомбардировок 1940-43 гг. он служил младшим офицером в зенитной батарее Мальтийской Королевской Артиллерии. Сегодня его боевые награды двух войн хранятся в
Военном музее Ла Валетты.
Автографы двенадцати уцелевших с HMS "Хэмпшир".
Двенадцати морякам с крейсера HMS "Хэмпшир" повезло. Они уцелели. И жили в большинстве своем достойно. Как умели достойно смотреть в глаза смерти в штормовом море близ Оркнейских островов 5 июня 1916 г.
Можно ли сказать такое о фельдмаршале лорде Китченере Хартумском - вопрос спорный.
_____________________________________________Михаил Кожемякин.
Источники:
- John Rushworth Jellicoe. The crisis of the naval war.
- John Rushworth Jellicoe. The grand fleet; 1914-1916; its creation, development and work.
- George H. Cassar. Kitchener's War: British Strategy from 1914 to 1916 (2004).
- Michael Geelan. The Death of Lord Kitchener (Fifty Great Disasters and Tragedies that Shoked the World).
- Lieutenant H. S. Mazet (U.S. Marine Corps Reserve). The Truth of the Hampshire Affair. U.S. Naval Institute.
- Make Way for Lord Kitchener! The Loss of His Majesty’s Ship Hampshire on 5 June 1916. Part One - The Times Account; Part Two - Walter Charles Farnden, a Survivor’s Story (West Sussex & the Great War Project).
- HMS Hampshire, Lord Kitchener and the Aghada Connection (
https://www.saltyhistorian.com/).
- HMS “HAMPSHIRE” - 12 SURVIVORS 5 JUNE 1916 (
http://hms.hampshire.org).
- ‘Kitchener of Khartoum’ and HMS Hampshire : 5 June 1916 (
https://www.westernfrontassociation.com/).
- A Policeman on board: When Lord Kitchener drowned 6 June 1916 (
https://www.westernfrontassociation.com/).
- Джон Джелико - Подводная опасность. Государственное военное издательство НКО СССР, 1937.
- Владимир Контровский. Тайна гибели крейсера "Хэмпшир".