Болгарские подводники Первой мировой (Часть 2).

Jun 07, 2022 13:45

Начало: Болгарские подводники Первой мировой (Часть 1).

ЭПИЛОГ ПОДВОДНОГО ФЛОТА.


Болгарская подводя лодка "Подводник №18", пришвартованная к германскому госпитальному судну. Фотография с ресурса Изгубената България: http://www.lostbulgaria.com/.

Несмотря на активные действия в море, эффективно препятствовать рейдам русских кораблей к побережью Болгарии у единственной болгарской субмарины не получалось. Например, со 2 по 6 сентября 1916 г. она усердно крейсировала у добруджанского побережья в ожидании набега неприятеля, но, стоило ей уйти на базу, как появились русские эсминцы "Быстрый" и "Громкий" и обстреляли Балчик и Каварну.
На настоятельные требования о поставке других подлодок Берлин не давал определенного ответа. Болгарское правительство решило разыграть "вариант-минимум" и начало переговоры о закупке второй базировавшейся в Болгарии немецкой лодки - UB-7. Однако 26 сентября 1916 г. она последний раз вышла на радиосвязь с похода из Варны в район Севастополя и пропала без вести в море. Среди 15 моряков, канувших в морские глубины с UB-7, был прикомандированный младший подофицер Болгарского флота Стоян Пешев.
1917-18 гг. стали для Болгарии самым тяжелым периодом участия в Первой мировой войне. На Салоникском фронте войска Антанты все очевиднее завоевывали преимущество над опытными, но испытывавшими острый недостаток в тяжелом вооружении, снаряжении и снабжении дивизиями Болгарской армии - ситуация, в итоге приведшая к катастрофе болгарского фронта. Однако именно в это время активность боевых действий на Черном море резко снизилась из-за сотрясавших Россию и ее флот революционных событий.
Болгарский флот воспользовался передышкой, чтобы провести ротацию офицерских кадров своих крошечных подводных сил. 1 апреля 1917 г. Никола Тодоров, произведенный к тому времени в капитан-лейтенанты, был назначен в командование миноносными силами. Сжившийся со своей подводной службой офицер некоторое время "потянул" с переводом, однако приказом 10 мая его окончательно "выдернули" с подлодки на миноносцы, а уже 26 мая командировали в Германию. Вероятно, это было связано с планами Болгарии получить более крупные немецкие подводные корабли, однако в конечном итоге лучший болгарский подводник оказался на военно-дипломатической работе.

Командование над "Подводником №18" принял Иван Вариклечков, с апреля 1917 г. - лейтенант; осенью того же года он также прошел стажировку в Германии - в Подводном училище в Киле и Торпедном училище во Фленсбурге. Лейтенант Георги Славянов оставался командиром дублирующего экипажа.
В 1917-18 гг., до конца Первой мировой войны, команда единственной болгарской субмарины занималась преимущественно поддержанием ее технической и боевой готовности. По достаточно лаконичным сведениям болгарских источников можно судить, что подводники были одной из немногих частей вооруженных сил Болгарии, сохранивших боевой дух и дисциплину до самой демобилизации. Интересно было бы выяснить, на чем, помимо самосознания элиты флота и патриотизма, базировалась эта высокая мотивация. Однако никаких данных о привилегиях или улучшенном довольствии болгарских подводных экипажей в 1916-18 гг. найти пока не посчастливилось. Известно, что Болгария, изобильная аграрная страна, в последние годы Первой мировой войны испытывала очень серьезный недостаток продовольствия и сельскохозяйственных товаров - они эшелонами уходили в Германию в счет оплаты военных поставок. Это негативно сказалось на снабжении армии и флота. Командующий Действующей армией генерал Никола Жеков докладывал своему монарху: "Хлеб, норма которого увеличена по моему приказу до 900 гр. для бойцов, и до 700 гр. для военнослужащих в тылу - кукурузный с примесями. Мясо выдается дважды, а в некоторых частях и один раз в неделю. По-настоящему части живут только овощами, произведенными на разбитых ими самими огородах" (По С. Груев. Корона от тръни. София, 1991). Пищевое довольствие в Первую мировую войну в Болгарии было уравнено для нижних чинов и офицеров, чтобы избежать недовольства в армии. Словом, если подводники снабжались по общим нормам, то их паек был более чем спартанским. Хотя в удаленной от фронта Варне они могли купить "за свои" больше дополнительных вкусностей, чем пехотинцы на позициях.


Моряки Болгарского флота в рабочей форме одежды. Фотография с ресурса Изгубената България: http://www.lostbulgaria.com/.

Болгарское военно-политическое руководство в последние годы мировой войны не оставляло попыток получить от северо-западного союзника подводные корабли. 5 мая 1917 г. Министерский совет Болгарии одобрил проект закупок новых боевых средств для флота, предусматривавший заказ от шести до четырех подлодок. В военный бюджет следующего года были включены денежные средства, достаточные для приобретения четырех субмарин. Насколько серьезно отнеслась к этому "страна-поставщик", видно из доклада начальника Болгарского флота генерал-майора Константина Киркова: "В Берлине предпринимают попытки всучить нам одну старую и негодную подводную лодку".
Германо-болгарский переговорный процесс, если его можно так назвать, был прерван выходом потерпевшей полное военное поражение Болгарии из боевых действий 29 сентября 1918 г. По условиям перемирия все болгарское тяжелое вооружение подлежало складированию под контролем Антанты. Такая же судьба постигла и единственную подлодку Болгарского флота. Она была взята под контроль в Варне французскими военными моряками. Болгарский экипаж покинул свой корабль, напоследок приведя в негодность все оборудование, которое можно было незаметно испортить.
Дальнейшая судьба "Подводника №18" теряется в противоречивых бюрократических документах и свидетельствах очевидцев. Известно, что Французский флот увел подлодку из Варны на буксире якобы с пунктом назначения в Бизерте. Сава Иванов, служивший на лодке в годы войны, в 1921 г. проходя Босфор на торговым корабле, заметил родную субмарину беспомощно лежащей на северном берегу Золотого рога у какой-то мастерской, "заброшенную и вероятно разграбленную" (Илия Тодоров. Български военни кораби. София, 2003). Однако 7 июля 2011 г. начальник ВМС Болгарии контр-адмирал Пламен Манушев сообщил, что в 13 милях к юго-востоку от Варны на 30-метровой глубине обнаружена затонувшая подлодка. Водолазы расчистили и засняли отдельные производственные надписи, свидетельствующие, что перед ними останки именно "Подводника №18". Следовательно, французы не довели лодку даже до Стамбула...
По условиям Нейиссого мирного договора 27 ноября 1919 г. Болгарии запрещалось иметь подводный флот, так что "Подводник №18" остался первым и последим опытом... Вплоть до создания Народной Республики Болгария, военно-морской флот которой получил от СССР подводные лодки советского производства.


Подводная лодка "Ленински комсомол"(впоследствии "Победа") ВМФ НРБ, советского проекта 633.

ПОД АНДРЕЕВСКИМ ФЛАГОМ.

Первым погибшим болгарским подводником считается командированный на пропавшую без вести немецкую UB-7 младший подофицер Болгарского флота Стоян Пешев. Но первый погибший в Первой мировой войне болгарин-подводник в офицерском чине ушел в свой последний поход на подводной лодке под Андреевским флагом Российского императорского флота.
Старший лейтенант Стефан Калачев был одним из плеяды болгарских морских офицеров, чья жизнь оказалась тесно связана с Россией. Учеба в Морском корпусе в Санкт-Петербурге (с 1899 г.) с его основательным образованием и уникальной системой воспитания нравственно-этических принципов сделала молодого болгарина моряком на всю жизнь и "обвенчала" его с Россией.
В 1905 г. Стефан Калачев был произведен в чин мичмана II класса Болгарского флота. Последующие четыре года он "разрывался" между скромной службой в маленьком флоте своей Родины и широкими образовательными и служебными возможностями, которые предоставлял ему переход в Российский императорский флот. В 1907-08 гг. Стефан Калачев вместе с несколькими соотечественниками отлично закончил Минные офицерские классы в Кронштадте и, видимо, получил соответствующие предложения о продолжении профессионального совершенствования в России.


Стефан Калачев (справа) среди болгарских офицеров - выпускников Минных классов, 1908 г.

Вершиной карьеры Калачева в Болгарском флоте стала должность вахтенного офицера миноносца "Шумни" и чин мичмана I класса. В августе 1909 г. он уволился в запас и отправился в Санкт-Петербург, чтобы просить российского подданства и зачисления в Российский императорский флот.
Ждать благожелательного рассмотрения прошений болгарскому офицеру пришлось довольно долго, до 1911 г., однако затем последовали и русское подданство, и русский чин мичмана, и зачисление в элитный 1-й Балтийский флотский экипаж.  В Русском флоте Стефан Калачев служил на минных заградителях "Амур" и "Онега", к 1914 г. он был уже лейтенантом и старшим минным офицером последнего.
Стефан Калачев зарекомендовал себя как талантливый специалист в минном деле. В 1911-13 гг. он работал над проектом плавающей мины с электрическим механизмом. Вспоминает российский офицер-подводник В.А.Меркушов: "Калчев изобрел особую дрейфующую мину, обладающую близкой к нулю плавучестью и предназначенную специально для Босфора. По его мысли, ударная цилиндрическая мина свободно плывет по течению на заданной глубине до тех пор, пока у нее хватает электрической энергии, то есть около недели, но срок плавания может быть сокращен до нескольких десятков минут. Брошенные в устье Босфора мины, никем не замеченные, уносились бы течением в глубь пролива, где должны были взорваться при ударе о подводную часть идущего или стоящего на якоре корабля, сети или набережной, топя суда, разрывая сети или разрушая береговые сооружения" (В.А.Меркушов. Записки подводника 1905 - 1915. М., 2004).
Приходит мысль, что, работая над проектом, Стефан Калачов думал и о боевых возможностях Болгарского флота, в 1912-13 гг. противостоявшего Османской империи. Мина была одобрена и в производстве получила обозначение П-13.


В Первую мировую войну лейтенант Калачев был старшим минным офицером балтийского минзага "Нарова", в 1915 г. исполнял обязанности флагманского минного офицера Начальника отряда заградителей Балтийского моря. Затем мины собственной конструкции привели его на борт русской подводной лодки "Акула", переоборудованной в подводный минный заградитель.
14 ноября 1915 г. "Акула" вышла в боевой поход для выставления минного заграждения на направлениях действия германских кораблей близ Мемеля. На палубе она имела четыре мины П-13. "Ввиду малого знакомства личного состава с новыми минами заграждения в первую боевую постановку пошел... мой товарищ по выпуску из Морского корпуса лейтенант Стефан Калчев, болгарин по происхождению", - вспоминает В.А.Меркушов (Указ. соч.).


Подводная лодка Русского флота "Акула", 1915 г.

Для талантливого моряка из Болгарии первый выход на подводой лодке стал роковым.
В декабре морской министр адмирал Иван Константинович Григорович отправил на высочайшее имя следующий рапорт: «Всеподданейше доношу Вашему Императорскому Величеству, что подводная лодка Балтийского флота «Акула», под командой капитана 2-го ранга Гудима, 14 ноября сего года вышла в море и должна была вернуться 22 ноября, имея запасы до 26 ноября, но до сего времени не вернулась, почему следует предполагать, что лодка погибла. Последний раз лодку видели 15 ноября. Кроме командира на лодке находились 4 офицера, число остальных чинов по табели: 2 кондуктора, 29 нижних чинов. Неприятелю, видимо, гибель лодки не известна, почему является желательным сохранить ее гибель в тайне и объявление о смерти личного состава делать постепенно". Сын далекой Болгарии Стефан Калачев еще успел 6 декабря 1916 г. получить "за отличие" звание старшего лейтенанта, прежде чем был официально исключен из списков флота как погибший.
Спустя почти столетие, экспедиция поискового судна Deep Explorer обнаружила обломки "Акулы" у берегов эстонского острова Хийумаа. Носовая часть субмарины была оторвана мощным взрывом, рядом с корпусом на грунте лежали все четыре мины П-13, которые она так и не успела выставить. Причиной гибели лодки признан взрыв под носовой частью дрейфующей мины во время перехода в надводном положении. Члены экипажа, вероятно находившиеся в это время на мостике рубки, не имели шансов выжить в ледяной балтийской воде, а оставшиеся в отсеках приняли страшную смерть подводников...
Имя болгарина лейтенанта Стефана Калачева значится вторым по списку среди других погибших с "Акулы" на мемориальной доске в православной церкви Св. Преподобного Сергия Радонежского эстонского города Палдиски.


ПОД КАЙЗЕРОВКИМ ФЛАГОМ.

Несколько офицеров Болгарского флота во время Первой мировой войны воевали на подводных лодках Кайзеровского флота Германии. Фактически, они оказались самыми "сражавшимися" и самыми результативными болгарскими подводниками - приняли участие в значительном количестве боевых походов, в которых было потоплено немало кораблей неприятеля (или показавшихся таковыми), двое погибли с немецкими подлодками. Однако, в отличие от Стефана Калачева, сделавшего свой выбор в пользу службы в Русском флоте сознательно, эти люди, действительно наиболее перспективные молодые морские офицеры Болгарии, оказались "заложниками" ситуации. Болгарский флот направлял свои лучшие командные кадры на подготовку в Германию, рассчитывая увидеть в скором времени увидеть этих отважных парней в боевых рубках болгарских подлодок. Однако Германия, обучив их и направив стажироваться на свои лодки, de facto не отпустила в Болгарию.


Болгарские моряки - кадеты Кайзеровского флота на борту учебного крейсера SMS Freya, 1916 г. Фотография с ресурса Изгубената България: http://www.lostbulgaria.com/.

Особняком в этом списке стоит фигура заместителя командира, а затем командира единственной болгарской подводной лодки Первой мировой Ивана Вариклечкова. "В годы войны он служил на германских подлодках в Северном море и Атлантическом океане", - пишет о нем ряд болгарских биографов. Если это действительно так, то будущий первый болгарский адмирал мог делать это только в качестве добровольца до вступления своей страны в войну и то довольно недолгое время. С января 1914 по март 1915 гг. он проходил подготовку на Курсах морских офицеров при Штабе Болгарского флота, а с вступлением Болгарии в мировую войну находился в распоряжении вооруженных сил своей страны (М. Кръстева, Ат. Панайотов, Г. Антонов. Контраадмирал Иван Вариклечков (1891 - 1974 г.) и неговото време. Варна, 2011). Серьезные болгарские историографы никогда не упоминают о его службе на Кайзеровском подводном флоте. Более вероятно, что некоторые далекие от военно-морской истории авторы "абсолютизируют" период реального нахождения лейтенанта Ивана Вариклечкова в Германии осенью 1917 г., когда он повышал там квалификацию офицера-подводника уже в качестве командира первой болгарской подлодки и действительно совершал учебные выходы на германских U-boot'ах в Киле.


Наградной знак подводника Ивана Вариклечкова, который он получил в 1927 г.

Зато вдоволь "понырять" на германских подводных лодках в реальной боевой обстановке довелось как минимум троим из девяти командированных на учебу в Германию в начале 1916 г. юных болгарских морских офицеров - мичманам II класса Димитру Светогорскому, Михаилу Михову и Димитру Дудеву. Их "немецкая одиссея" поначалу складывалась схоже. Кайзеровские педагоги сгенерировали для своих болгарских учеников программу по принципу: "не доучивать, а переучивать". Быть может, это и имело смысл, учитывая, что готовили их именно под немецкую военно-морскую технику и тактику. Сначала последовала базовая подготовка в знаменитом Морском училище Мюрвик (Marineschule Mürwik) во Фленсбурге, в том числе на учебном крейсере SMS Freya. Болгарские моряки быстро завоевали авторитет среди немецких кадетов: выходцы из экзотической балканской страны были старше, и, главное, уже были настоящими морскими офицерами. Мемуаристы обеих сторон сходятся во мнении: это почти единственный случай за время Первой мировой войны, когда болгары и немцы подружились. Параллельно болгарские куранты проходили подготовку в Торпедном училище.


Бронепалубный, впоследствии учебный крейсер SMS Freya.

Затем по крайней мере троих болгарских курсантов - Димитра Светогорского, Михаила Михова и Димитра Дудева - перевели в Подводное училище на базе бывшей Морской академии (Marineakademie) в Киле. Из этих троих пережил войну только Димитр Дудев, и воспоминаний об учебном процессе он не оставил. Известно только, что все расходы брало на себя Военное министерство Болгарии, так что немецкие инструкторы старались не из союзнических добрых побуждений.


Здание Marineakademie в Киле, где натаскивали первое поколение германских "подводных волков".

Болгарские курсанты по результатам обучения были произведены в чины Fähnrich zur See Кайзеровского флота и направлены в боевые подразделения на стажировку. Фактически "морской фенрих" - это курсант старшего курса, кандидат-офицер, он заметно младше болгарского мичмана II класса, соответствовавшего армейскому подпоручику. Но задержка болгарских офицеров на германской военно-морской службе была таким образом юридически обоснована: типа, еще не доучились.


Слева направо: Димитр Дудев, Михаил Михов, Димитр Светогорски в форме германских "морских фенрихов". Фотография с ресурса Изгубената България: http://www.lostbulgaria.com/.

Наиболее бурная боевая биография выпала на долю Димитра Светогорского. За короткие 22 года своей жизни он прошел путь настоящего моряка - военно-морское образование в Болгарии, профессиональная подготовка в Италии и в Германии, служба на нескольких боевых кораблях, боевые походы и гибель в морском бою. Современники вспоминают, что мичман Светогорски был обаятельным и талантливым молодым человеком, душой дружеской компании, обладал бойким пером и отличным музыкальным слухом. Музыкальное дарование - семейное: его старший брат Кирил, также морской офицер, начальник Морского училища в Варне в 1915-19 гг., после войны искал вакансий во флотах латиноамериканских стран, а в итоге, как прекрасный скрипач, стал основателем филармонии в Уругвае.
Боевую службу в Кайзеровском флоте Димитр Свтетогорски начал в 1917 г. на новом эскадренном миноносце S-154, c которым участвовал в прикрытии минных постановок. Затем хорошо проявивший себя болгарский моряк получил назначение в дислоцированную в Гельголанде II подводную флотилию (II. U-Flottille), в экипаж недавно введенной в строй подлодки U-104 типа U57. Это был солидный подводный боевой корабль, вооруженный четырьмя торпедными аппаратами и артиллерией калибра 105-мм и 88-мм, с максимальной скоростью 16.5 (под водой 8,8) узлов и глубиной погружения до 50 м. Экипаж во главе с капитан-лейтенантом Куртом Бернисом насчитывал около 40 чел., в т.ч. 4 офицеров. Димитр Светогорски был на лодке вторым вахтенным офицером.


U-104. Фотографий лодки не сохранилось.

С октября 1917 по апрель 1918 гг. U-104 успела сделать четыре боевых похода в омывавших Великобританию и Ирландию водах и в северо-восточной части Атлантики. Встречается информация, что на счету Димитра Светгорского было шесть подводных походов; в таком случае ему, скорее всего, зачли учебные выходы в Киле. Сохранились эмоциональные записи, в которых молодой болгарский моряк описывает будни подводной войны: "Какая радость ощущать жизнь снова, когда ты добровольно предоставил себя возможности ее потерять. Эту радость я не мог не чувствовать в тот момент, когда удачливые глубинные бомбы с ужасным грохотом рвались неподалеку, а более неудачливые медленно уходили в глубину мимо той позиции на глубине 40-50 метров, где мы, все обратившись в слух, в чудовищном напряжении ожидали решения нашей судьбы. Если бы какой-нибудь сторонний зритель мог заглянуть в нашу лодку в один из этих роковых моментов, он спросил бы: откуда эта безучастность? Все слово статуи застыли на своих постах. Господствует тишина. Нависло гробовое молчание.. Опять разрыв! Неописуемый, угрожающий, он сотрясает и лодку, и людей, и душу. Но лишь на мгновение. И вновь после длинного, монотонного и зловещего эха потрясенной водной массы наступает тишина".
U-104 удавалось до поры успешно уходить от всех атак противолодочных кораблей стран Антанты. В то же время она безнаказанно разбойничала на морских коммуникациях, громя как неприятельское, так и нейтральное судоходство. Против крупных судов капитан-лейтенант Курт Бернис и его экипаж использовали торпеды, малые расстреливали из орудий. За время своих пиратских "подвигов" лодка, на которой ходил Димитр Светогорски, уничтожила девять кораблей. Ее самыми крупными победами стали британские грузовые суда Sapele (26 октября 1917 г., 4 366 брт.) и Lowther Range (20 апреля 1918 г., 3 926 брт.). Также были потоплены два британских "купца" поменьше (Kenmare и Fern), два небольших парусника в российском фрахте ("Ньял" и "Видвуд") и три "нейтрала" - датский пароход Ajax и норвежские Maidag и Spro. Погибли десятки моряков, в том числе очень много нейтралов. Димитр Светогорски в своих письмах жалеет погибших, но больше радуется победам; что ж, вполне обыкновенное поведение для подводника. Командир U-104 характеризовал своего болгарского подчиненного как "готового в скором времени приять самостоятельное командование". За первый боевой поход на U-104 Димитр Светогорски был награжден "Железным крестом" 2-го класса; такова была обычая практика в Кайзеровском флоте.
Пиратам - пиратская смерть, гласит морской закон. 25 апреля 1918 г. в Ирландском море (пролив Св. Георгия) U-104 "подставилась" американскому эсминцу USS Cushing и получила тяжелые повреждения. Для их устранения лодка всплыла, и была застигнута на поверхности шлюпом Британского Королевского флота HMS Jessamine. Огнем из орудий "британец" загнал немецкую подлодку снова на глубину, а затем основательно пробомбил. Агонизирующая U-104 еще раз "выскочила" на поверхность, и через ее носовой люк успели выброситься в море до десяти подводников, а затем подлодка канула в пучину навсегда. Из плававших на поверхности немцев HMS Jessamine успел подобрать только одного человека - машинистмаата Карла Эшенберга, остальные погибли, доведя число жертв с U-104 до 41 человека. После возвращения из плена единственный выживший подводник сообщил выяснявшим судьбу Димитра Светогорского болгарским дипломатам, что "болгарского фенриха среди пытавшихся спастись не было". Мичман II ранга Димитр Светогорски погиб на своем посту.




Потопившие U-104 - USS Cushing и HMS Jessamine.

Второму из погибших болгарских подводников, Михаилу Михову, удалось совершить два боевых похода (не считая учебных выходов), участвовать в потоплении одного неприятельского судна и также получить "Железный крест" 2-го класса. О мичмане Михове остались воспоминания как о "скромном серьезом юноше, любившем учиться". Служил он в III флотилии подлодок (III. U-Flottille) в Эмдене на лодке U-89 под командой капитан-лейтенантов сначала Августа Мильденбергера, затем Вильгельма Баука. Эта субмарина сделала всего три боевых похода в восточной части Северной Атлантики и потопила четыре британских, французских и португальских судна (обошлось без "нейтралов"); но первый, самый результативный поход в октябре 1917 г. болгарский стажер пропустил. Во время второго выхода лодки на боевое патрулирование Михаил Михов исполнял обязанности вахтенного офицера. 12 декабря 1917 г. U-89 безрезультатно погонялась в надводном положении за французской деревянной шхуной Reine D'Аrvor, но 21 декабря ей улыбнулась удача. Подлодка торпедировала и затопила свою самую крупную "добычу" - португальское торговое судно Boa Vista (3 667 брт.), шедшее из Бордо в Кардифф, а затем успешно уклонилась от атаки французского сторожевого корабля Sauterelle.
U-89 со всем экипажем в составе 43 душ нашла свой конец 12 февраля 1918 г. у северного побережья Ирландии. Действовавшую под перископом лодку таранил и потопил британский броненосный крейсер HMS Roxburgh. Выжить после удара мощного корабля было невозможно; среди погибших был и болгарский мичман Михаил Михов. Неопознанные тела нескольких германских подводников, вынесенные волнами на ирландский берег, по-христиански похоронили местные жители. Кто знает, может быть в земле "Изумрудного острова" нашел последнее успокоение и сын Болгарии...
Последний из болгарских подводников Кайзеровского флота, Димитр Дудев, продолжал службу в Подводной школе в Киле до августа 1918 г. уже как помощник инструктора. Учитывая, что он также был награжден "Железным крестом", по крайне мере в одном "стажерском" боевом походе он поучаствовал, но неизвестно, когда и на какой лодке. Поле войны Димитр Дудев успешно продолжил службу в Болгарском флоте. Он достиг чина капитана I ранга и принимал участие во Второй мировой войне до перехода Болгарии на сторону Антигитлеровской коалиции в 1944 г. После этого у него были все основания пожалеть о прошлых тесных связях с Германией. В Народной Болгарии бывший высокопоставленный морской офицер постоянно подвергался за это преследованиям, и понятно, почему не оставил воспоминаний о своем участии в Первой мировой войне в Кайзеровском флоте.
______________________________________________________Михаил Кожемякин.

история

Previous post Next post
Up