...продолжение.
Старая школа
Для посвященных Дмитрий Речной в представлении не нуждается. Для тех, кто не в теме достаточно сказать, что он один из отцов-основателей отечественного тату-движения. Начав татуировать практически сразу после падения Советского Союза, Речной, по сути, познакомил новую Россию с олд-скулом. Сегодня этот человек пользуется большим авторитетом среди коллег по цеху, хотя и относится к этому с иронией.
_______________________________________________________________________________________________________________
Дмитрий Речной - московский татуировщик, основатель студии "Тату 3000", "Хруст костей". Познакомил Россию с олд-скулом.
Про тату-бизнес
Как долго ты профессионально занимаешься татуировкой?
- С 93-го - 94-го года, я не могу сейчас точно сказать. Наверное, с 94-го.
Какой уровень татуировки в то время был в Москве?
- Смотря что иметь в виду под уровнем. Если то, что люди были инициативны и хотели делать новые интересные дизайны - тогда это уже было. А в плане того, насколько они были готовы технически это делать - боюсь, что не очень был уровень.
Откуда черпалась информация?
- Периодика. Я, например, учился татуировать по тату-журналам, потому что ничего другого не было. Ну, какие-то отдельные книги, они очень редкие были и с каким-то скрипом вырубались, то есть это надо было или заказать кому-то или с кем-то договориться, что бы кто-то привез. Были специальные люди, которые привозили из-за границы татуировочные журналы.
Когда ты открыл собственный салон?
- Я поначалу работал с одним парнем, у него было что-то типа сети микро-студий в Москве. Но это не долго продолжалось - он никогда не был татуировщиком, поэтому мы сложно очень общий язык находили. Я очень быстро разочаровался и где-то в 96-ом году открыл свою маленькую студию. А через четыре года открыл «Тату 3000». У меня был бизнес-партнер, но через 7 лет я с ним расстался и покинул это заведение.
Тогда и появился «Хруст костей»?
- Нет, «Хруст костей» появился намного раньше, потому что проработав с партнером несколько лет, я понял, что меня не устраивает эта ситуация и со временем она придет к своему логическому завершению. Я перестал, с определенного момента, себя отождествлять со своим же детищем. Я в нем находился, работал, но был уже где-то далеко в этот момент, скажем так.
Возможен ли вообще симбиоз татуировщика и бизнесмена?
- Я не знаю ни одного такого примера. Рано или поздно это все заканчивается в лучшем случае расставанием. Я знаю достаточно много и конфликтных ситуаций. Я не знаю ни одного хорошего примера. Нет, пожалуй есть один пример - в Питере мои знакомые содержат сеть тату студий и у них не плохо получается. Есть такой Алексей Марущенко и это его студия «Маруха». Я не очень часто сейчас их вижу, но я знаю парней, которые у них были в одном из самых первых составов и они до сих пор с ним работают, а это уже о чем-то говорит.
Как искусство сочетается с бизнесом?
- Я не вижу ничего плохого, когда человек занимается своим любимым делом и получает за это деньги. Вот эту поговорку - «Художник должен быть голодным» некоторые люди воспринимают буквально. Голодный это не значит, что ему не должно быть, что поесть. Голодный значит то, что он должен бросаться на любую работу, ему все должно быть интересно, он должен гореть своим делом - вот, что значит голод в этом случае. Некоторые толкуют эту поговорку со своим интересом. Приходит клиент и говорит: «Художник должен быть голодным, поэтому, парень, я заплачу тебе вместо двухсот рублей за татуировку только десять, ты должен остаться голодным». Конечно, человек профессионал не может работать ни за что, тем более, когда у него пять детей, семья и он хочет пойти на рыбалку и выпить на закате в шёлковом берете красного вина в своем доме на берегу реки. Что, он всю жизнь должен работать, чтобы купить себе палатку за городом? Да нет, конечно. В чем сложность? Этот парень меньше работает, чем тот парень, который сидит на бирже и перепродает нефть? Да нет. Он меньше учился? Слушай, я занимаюсь татуировкой двадцать лет, я учусь каждый день до сих пор. Очень часто меня спрашивают: «Как научиться татуировке?». Я говорю: «Как в кунг-фу, блин. Никогда не научишься, чувак. Ты будешь переходить от одного мастера к другому и по одному приему изучать в той школе, в этой. С татуировкой то же самое». Нет никаких супер-людей, все супер-люди давно уже поняли, что надо все время самосовершенствоваться.
Речной за работой
Кто такой тату-мастер и как эта профессия соотносится с нормальной жизнью?
- А вот, например, человек занимается ритуальными услугами - хоронит людей, он такой замкнутый немножко, не от мира сего - он нормальный? Понятие нормальности оно относительное. Все люди разные. Я знаю очень много татуировщиков, которые достаточно житейские люди. Они татуировщики, они художники и выдающиеся личности, но при этом у них, например, пять детей, жена и человек проводит много времени на природе, рыбу ловит, почему нет? Хотя меня очень забавляет ситуация, когда татуировщика представляют вот таким вот байкером в облитой пивом жилетке, это по-моему, очень крутой шаблон такой, забавный. Я сожалею, наверное, о том, что я не байкер и далек от этой культуры, возможно я бы тоже ходил облитый пивом, в кожаных штанах летом (неприкрытый сарказм сопровождается заразительным смехом - прим. редакции), но как-то случилось так, что в детстве я катался на скейте, вот и все, поэтому я уже не там.
Многие студии татуировки вместо темного подвала с пьяными байкерами больше похожи на офисы. Какой должна быть тату-студия?
- Я хочу сказать, что офис это тоже не то, потому что, все-таки, татуировка - это искусство, отрицать это - глупо. Вот ты приходишь, например, в галерею или в музей, а там офис. Заходишь в Третьяковку, тебя сначала встречает оргтехника, какой-то там дебильный стол, горшок стандартный с цветами, кулер. Ничего же этого нет. Ты приходишь в галерею и видишь там позолоту, красоту, определенный свет, определенные банкетки, которые стоят на определенном расстоянии от картины - все сделано так, чтобы человек насладился искусством. Я хочу сказать, что в тату-студию многие идут сейчас уже даже не потому что они там получают свои татуировки, многие идут общаться. Татуировки да, люди уже знают к кому они идут; знают, что они получат то, что хотят; они получат там Art. Иногда это некая лотерея. То есть, человек приходит за татуировкой грубо говоря, цветка с кинжалом. А этот парень, татуировщик, у него своя манера, свой стиль, и это человек знает, что у татуировщика своя манера. И он приходит и получает то, что он не видел ни в одном журнале. Он пришел за искусством. Так блин, когда он приходит за искусством, почему он должен увидеть серые дебильные стены? Он должен получить искусство в полном объеме. Он должен прийти и увидеть дизайны на стенах, жуть какая-то должна присутствовать и музыка определенная, определенное настроение, почему бы и не рок’н’ролл?
Работы Дмитрия Речного
Кто твой клиент?
- Когда я начинал заниматься татуировкой я не думал о том, что я этим буду зарабатывать. Это было просто интересно, забавно и случайно на самом деле. Мои клиенты на тот момент, они были обычные парни. Они были неформалы и маргиналы, у них не было денег для того, что бы оплатить мою работу и уровень того, что я им мог дать не был настолько высок. Со временем уровень рос, маргиналы становились бизнесменами и приходили ко мне уже с деньгами. Естественно, те люди, которые делают татуировки не два года и не три, со временем обрастают кругом клиентов. У меня тот уровень, когда есть четкая группа клиентов - это взрослые люди. Я сейчас не очень хочу работать с подростками. Потому что я взрослый человек, у меня определенные потребности, есть семья и, более того, я новую студию хочу развивать и хочу, чтобы она не была похожа на офис, а это все требует определенных финансовых вливаний. Я не хочу заработать на этом больше всех. Я хочу, чтоб моя жизнь была достаточно комфортна, а студия моя была благоустроена, красива и людям хотелось находиться в ней. Поэтому мои клиенты - это достаточно обеспеченные люди. Хотя есть разные люди, и какие-то панки приходят к нам татуироваться. Мы профессионалы и делаем татуировки быстро и хорошо, поэтому даже панки делают татуировки в нашей студии, а не в косметическом салоне, где сидит девочка, которая берет за это много денег и делает как черепаха. Я думаю, со временем вся ситуация выровняется и вообще у всех профессионалов будет именно так.
_______________________________________________________________________________________________________________
Про олд-скул и тату-культуру
Как ты пришел к олд-скулу и почему ты работаешь именно в нем?
- Да я разные татуировки делаю, но мне это больше всего нравится. Знаешь, как я пришел к Олд-скулу? Я стал образовываться. В какой-то момент я понял, что мне не достаточно моего уровня рисования. Я решил развиться и пошел учиться, я брал уроки у художника. Занимался несколько лет. Я хотел делать портретные татуировки. Тогда мне это было очень интересно. Я встретился с питерскими парнями, они очень сильно преуспели в реализме, мне так интересно стало, я просто был поражен и захотел то же самое поделать. И пошел учиться. Учился, учился и сделал свои контр выводы и понял, что портрет мне совсем и не нужен. Мне показалось, что это не совсем искусство и если я захочу делать копии мне проще купить фотоаппарат, например. А татуировка, в моем понимании должна быть татуировкой. Упражняться на человеке в рисовании и показывать, чего ты достиг в штрихе или в раскладе цветовом, по-моему, это не совсем татуировка. Я не отрицаю того, что есть замечательные парни, они делают прекрасные портреты и я восхищаюсь их работой. Я так никогда не смогу и на самом деле, мне это не надо. Я в татуировке вижу что-то свое. Почему нет? Почему была эпоха возрождения, потом раз и возник сюрреализм? Люди и тем, и тем восхищаются. У всех свои запросы. А вот если мы говорим о татуировке, то олд-скул - это, как раз и не эксперимент, а цветной портрет - это эксперимент. Люди начали делать татуировку такой, потому что у них были весьма ограниченные средства - у них было всего несколько цветов стойких чернил, которые можно было нанести под кожу и они оставались живыми и, собственно, стиль был под это адаптирован. Потом татуировались кто? Моряки и иже с ними. Те люди, которые находились много на солнце, какие к чертовой матери портреты? И зачем? Зачем это парню, который триста дней в году жарится без тельняшки на палубе?
То есть развитие искусства определяется техническим прогрессом?
- Да какой там технический прогресс? Я скажу, что кто-то испорчен образованием, кто-то остался чист мозгом и девственен разумом и ему нравятся какие-то простые штуки. Это все дело вкуса. Я, например, понимаю того парня, который окончил высшее художественное заведение и вдруг решил поискать себя в татуировке. Естественно, что он умеет делать, то он и будет колоть. Я редко видел таких вот парней, которые бы начинали делать олд-скул и делали бы его хорошо. Естественно, у них мозг заточен под другое, у них рефлексы. Они понимают простоту линий, но не видят в этом ничего для себя невозможного, для них это просто и неинтересно. Вот они и делают портреты.
Можешь сказать чем сейчас живет российская тату-культура?
- Не могу. Я достаточно замкнут в своей студии. Не потому что меня никто не интересует, я общаюсь с достаточно ограниченным кругом татуировщиков, которые являются моими друзьями. Я не закрыт, те люди, которые хотят со мной общаться они могут прийти и общаться сколько угодно, я не против. Вопрос только в том, что я не всегда имею такую возможность, потому что когда у тебя прописан год вперед это сложно. Мне нужно прийти в студию, есть дела студии, я сам готовлю для себя инструмент, я сам татуирую, я так же общаюсь с людьми. Я не резиновый, если бы меня было два мне было бы легче и я бы знал, что происходит с тату-культурой в России.
Ты часто выбираешься на тату-фестивали?
- Я посещаю в основном только два фестиваля, один из них делает мой друг в Москве, второй - это фестиваль в Питере. Я вижу какие татуировки люди делают - да такие же как и во всем мире. Тенденция одна. Качество растет, это уже замечательная тенденция, она очень позитивная, по крайней мере для клиента.
Работы Дмитрия Речного
В чем причина роста качества?
- Естественно интернет. Ты можешь зайти на Фэйсбук или в Инстаграм и охренеть, у тебя там тысяча друзей и они сыпят сплошной лентой шедевры. Ты за десять минут просматриваешь сто фотографий шикарнейших татуировок. Естественно, ты переполнен информацией и уже не можешь быть плохим по определению. Планки растут.
Почему тогда на этом фоне мы постоянно встречаем свежие партаки?
- Сэйлор Джерри сказал замечательную фразу: «Хорошие татуировки не дёшевы, а дешёвые не хороши». И вот эта русская чёртова привычка «за копейку канарейку», она и даёт вот эти плоды. Понятно, у кого-то нет информации. Но ёлки-палки, есть интернет, все им пользуются. Все почему-то ищут ресторан, где повкуснее и подешевле, но при этом не хотят поискать татуировщика. При том не того, кто дёшево колет, а того, чьи работы нравятся. Татуировка - это такая штука, ты не можешь получить больше татуировок, чем вмещает твое тело. Почему бы не сделать хороших, нахрена делать говно?
На что следует обратить внимание молодым мастерам?
- Надо образовываться. Мало самим рисовать, мало взять журнал, бросить его перед собой на стол и начать копировать. Нужны навыки, желательно, чтоб они был не базовые. Когда говорят тату мастер - это изначально не правильно. Татуировщик не тату мастер, он тату художник. Tattoo artist в переводе с английского означает тату художник. Никто не говорит tattoo master, потому что это означает тату хозяин, тату повелитель, а это уже настораживает. Именно tattoo artist. Татуировщик должен быть художником. Пускай он в таком стиле работает или в этом. Пускай он квадратики с линиями на людях колет или черно-красные пятна. Он кому-то нужен, если он умеет хорошо это делать, красиво и интересно. Конечно, татуировщик должен быть образован. А уже дальше он сам разберется, что ему делать. И люди сами разберутся идти к нему или нет.
Что такое татуировка для тебя?
- В каждом случае - это маленькая история жизни на мне. Со временем через олд-скул я это понял. Для меня это сейчас не декоративная сторона. Я не хочу кому-то понравиться или кого-то удивить своими татуировками, мне вообще наплевать на общественное мнение. Это мои татуировки, я их делал не для того, чтобы показать. Хотя их видят и если они хорошие, то приятно, что их оценивают. Но, все-таки, это мои истории, истории моей жизни.
Как ты относишься к повальному увлечению татуировкой?
- Мне наплевать. Эти люди для меня никто и я не могу их сделать лучше, я не могу отлавливать их за руку и говорить: «Чувак, зачем ты это сделал?». Время покажет ему, зачем он это сделал. У меня нет татуировок на кистях и на шее. Я, наверное, очень бы хотел, но я жил вот в этой стране. Я водил детей в школу и когда люди видели татуировки у меня на руках у меня возникали определенные проблемы, меня не воспринимали как члена общества, меня воспринимали как маргинала и дебила, или бояться меня начинали. Я вижу отношение людей ко мне и мне обидно отчасти, поэтому это мешает мне. А эти парни молодые, они протестуют. В свое время люди слушали рок, чтобы не слушать то, что слушают мама с папой, теперь люди делают татуировки и выставляют это на показ - это протест. Я протестую не таким образом. Пусть татуируются, если им нравится, кто мешает? Есть пара тысяч - пошел подзабился. Слава Богу, если татуировка хорошая. Я им хочу пожелать удачи, пусть татуируются много, мы с радостью их ждем. Главное, чтоб им лет было столько, сколько надо (смеется - прим. редакции).
Почему к татуированным людям относятся с негативом?
- Стереотипы. Необразованность. Я считаю, что это просто или у людей где-то имеется какой-то комплекс или необразованность. Почему старушка начинает причитать при виде татуированного человека? Потому что она этого не видела. Я понимаю её жизненный опыт, она знает, эта старушка, что любое вмешательство не может остаться без последствий. Ты за все заплатишь. Заплатишь не только деньгами, ты заплатишь здоровьем за свои татуировки. Ты имплантируешь в себя краску. Ты родился без этого и тебе было не плохо. Ты думаешь тебе станет лучше, когда ты нашпигуешь себя чернилами? Конечно, организму не станет лучше. По большому счету человеку это не нужно. Он делает это ради себя. Но слушай, люди каждый день рискуют. Они ездят в автомобилях, которые могут сталкиваться, врезаться и падать с моста, люди погибают от этого. Лифты падают, срываются с тросов. Но все люди ездят в лифтах, почему они не ходят пешком? Может быть они здоровее от этого были бы. Ну и татуировка то же самое.
Работа Дмитрия Речного
Это изменится со временем?
- Конечно, изменится! Может быть я сейчас скажу жесткую вещь, но когда-нибудь поколения переродятся и сменятся. И те, кто сейчас получают татуировки на кистях и на шеях, они станут старше. Они будут заниматься бизнесом с татуировками на кистях и на шеях. И они будут видеть таких же, как они. Будут с ними бизнес вести. Я надеюсь, они не только кокаином будут торговать или какой-нибудь хернёй, а будут делать действительно полезные и нужные людям дела и не будут смущать своим видом никого. Есть пример полицейского в Нью-Йорке с татуированной шеей и кистями. Он не бандит, он на страже закона. Почему происходит дискриминация татуированного человека, чем он хуже? У него меньше букв в голове? Или менее богатый словарный запас? Или он на компьютере не умеет клацать кнопки? Всё он умеет. Он знает приемы борьбы, он может народ защитить от падонков. Стереотипы, вот они.
Что ты можешь посоветовать человеку, который собрался татуироваться?
- Советы-то одни и те же. Пусть найдет хорошего тату художника. Именно такого, который ему нужен, а не такого, который попался под руку или который дешевле.
_______________________________________________________________________________________________________________
Про себя
Что ты больше всего ценишь в женщинах?
- Женственность.
А в мужчинах?
- Мужественность.
Как бы ты хотел запомниться?
- Таким, какой я есть. Я не полтинник, чтоб всем нравиться.
Какое самое главное событие в твоей жизни?
- Появление семейных отношений.
Что ты ценишь в себе больше всего?
- Я не могу ответить. У меня достаточно много комплексов.
Что бы ты хотел изменить в себе?
- Мне не хватает кубиков на прессе.
Какая черта в людях тебя раздражает больше всего?
- Не умение слышать - тупость.
За что ты больше всего любишь жизнь?
- За разнообразие.
Чего бы ты не смог простить?
- Нет того, что нельзя простить.
Как бы ты хотел умереть?
- Ну, не сейчас.
Чего ты боишься больше всего?
- Боюсь глупых случайностей.
Какой вопрос ты бы задал Богу?
- Одним бы я не справился. Я бы спросил «Чувак, какой тебе можно задать вопрос?», и тут же он бы сказал: «Все, один вопрос кончился, свободен».
_______________________________________________________________________________________________________________
Продолжение следует...