Вадим Катков - новосибирский гонщик. Кандидат в мастера спорта, обладатель первого разряда по автоспорту. Заслуженный обладатель более пятнадцати призовых мест на многих соревнованиях сибирского региона, включая «Чемпионат Евразии по дрэг-рейсингу», «Кузнецкую Жару» и «Красноозерку». Вадим рассказал чем живут новосибирские гонки, почему люди давят на газ и отчего сейчас так много татуировок.
_______________________________________________________________________________________________________________
Известный новосибирский гонщик Вадим Катков
Про гонки
В интернете тебя называют "известным новосибирским гонщиком". Расскажи, пожалуйста, чем ты известен.
В интернете в основном прошлые мои заслуги, потому что с 2006 по 2010 год я действительно вел очень активную жизнь любительского автоспорта, за неимением финансов на профессиональный. Много было интересных авантюр, которые помогли в жизни, которые запомнились, которые заставили меня путешествовать, знакомиться с людьми. Были успехи, достижения, но ничего сверхъестественного. С возрастом появились приоритеты, которые сейчас для меня важнее, чем гонки. Но это пауза. Нельзя всю жизнь заниматься одним, увлекаться всем сердцем, потом просто взять и уйти, бросить. Нет. Я сейчас не покупаю гоночные машины, не трачу сотни тысяч на тюнинг, не езжу в другие города на соревнования. Я занимаюсь любительским картингом, участвую в соревнованиях по Новосибирску, занимаю места. В частности, последние соревнования, в которых я участвовал - это этап всемирной серии SWS (международные любительские картинговые соревнования - прим. редакции). Я занял первое место, причем со мной конкурировали ребята, которые являются действующими мастерами спорта, призерами России - молодые, талантливые ребята. Часть везения, часть опыта, но получилось, чему я очень рад. Не даю себе расслабляться полностью.
Как ты оказался за рулем гоночного автомобиля?
Я увлекался гонками с детства. Может гены - мой отец был таксистом. Я еще в три года на коленках рулил машиной. Мне нравилась эта механика, нажимаешь на газ - что-то большое ускоряется. Я с этим и вырос. Потом, когда еще не мог позволить себе машину, я смотрел на гонки в Толмачево. Потом у меня появилась Honda Civic Type R - легендарная для меня машина. Ну и все, я начал кататься. То есть с детства хотел, стремился - добился.
Что для тебя автоспорт - хобби, страсть, работа?
Работа - это мой маленький бизнес, он абсолютно не связан с автоспортом. А хобби или нет - тут надо грань проводить. Хобби - это когда ты раз в неделю чем-то занимаешься. А когда ты уделяешь занятию очень много времени - это больше чем хобби, это образ жизни. Сейчас это хобби, да. А все эти годы это был образ жизни. Все время, все финансовые средства - все туда. Это страсть.
Чем сейчас живет новосибирский автоспорт?
Сейчас мне сложно сказать, потому что я вышел из тусовки. Я знаю чем он жил. Это была группа молодых инициативных ребят, которые вопреки всеобщему мнению, не были «мажорами», которым родители дают деньги на машины. Это ребята, которые строили все в своих гаражах. У нас была общая весела тусовка, мы делились какими-то нюансами, секретами. Сейчас новосибирский автоспорт переживает естественное развитие. Машины сейчас дорогие, бюджеты машин во много раз выросли и соревнования выросли классом. Раньше любой организатор соревнований - это человек, который совершил подвиг. Чтобы организовать соревнования нужно было найти место, а в Новосибирске этого места не было. Гор. Аэропорт мы не берем в расчет - он был закрыт; Толмачево - не приведи боже, конечно же нет; были трассы, которые вообще не подходили для гонок, но их выбирали. Нужно было договориться с администрацией, с ГАИ, с пожарной и скорой помощью, найти денег, потому что это же не просто пришел, помахал флагом и машина поехала. Ты организовывал безопасность, какие-никакие трибуны. Никто не рассматривал нас как свою рекламную площадку. Нельзя было прийти в тот же Мегафон, к примеру, и сказать: «Ребята, смотрите, мы разместим ваши банеры, дайте нам триста тысяч рублей, мы сделаем гонки». Они сказали бы: «Зачем? Мы банеры по городу лучше разместим. И вообще, иди в пень». А сейчас многие компании рассматривают гонки как рекламную площадку. Сейчас, например, проходят серьезные гонки в городском аэропорту. Это инфраструктура, это пропускной контроль, это билеты. Тот же рекламодатель знает сколько пришло людей. Опять же есть своего рода наставление администрации: «Давайте разовьем автоспорт хоть немножко». А тогда ты приходишь и говоришь: «Вот, мы хотим в поле гонку организовать", «А сколько зрителей придет?», «Да, хрен его знает, сколько зрителей придет», «А кто билеты будет продавать?», «Ну, вот мы будем билеты продавать. Но кто-то через поле пройдет». Ну кому это интересно? И раньше любые гонки были событием. Сейчас прошла та романтика гоночная, которая начиналась с фильмов «Форсаж». Первые гонки были воодушевлены именно этим. Хотя я и не из первого поколения гонщиков, я не застал этих нелегалов на Ипподромской.
Что ты знаешь про «ночные гонки»?
Это была романтика. Ночные гонки… В тайне от гаишников… Я помню в 2006-ом - все те же мои золотые года - на запасной полосе аэропорта Толмачево, когда она еще была открыта, собиралось ночью по четыреста-пятьсот машин, я это четко видел, и они гонялись до шести утра. Потом естественно пришло насыщение, появилось масса клубов, которые организовывали гонки. Как это делалось - ну, кликнули в интернете «будут гонки». Приехало там двадцать-тридцать машин - жигули, москвичи - да какая разница, гонки же. Нашли дорогу - разбитую, на которой нельзя ничего делать, поехали, провели гонки. Иногда было такое, что в субботу вечером собираешься и у тебя есть три-четыре очага мероприятия, куда ты можешь поехать на разные гонки. Они не отличались каким-то особым организаторством. Иногда случались коллапсы - аварии. В Алексеевкке, по-моему, под Толмачево были гонки по абсолютно кривой невероятной дороге, где овраг справа, овраг слева. Там две машины приехали друг в друга, там разбились - ничего, проводили. Никто ничего не боялся. Были, конечно, и человеческие жертвы и тогда гоночное движение быстро затихало. Активизировались гаишники, всех с прямотоком (Система выхлопа без катализатора и защитных фильтров. Добавляет автомобилю несколько лошадиных сил за счет отсутствия изменения движения и рассеивания выхлопных газов - прим. редакции) загоняли на штрафстоянку.
_______________________________________________________________________________________________________________
Серьезных машин в городе - с десяток, средних - тридцать, никаких - тысячи
_______________________________________________________________________________________________________________
Потом всем надоели ночные гонки, потому что их много. Ну, и осталось два-три клуба, которые стали их легализовывать. А сейчас зачем ночные гонки? Каждый месяц проводятся официальные. И уже нет интереса - гаишники не приезжают, не разгоняют. Романтика пропала, насыщение появилось, все - интереса нет. Поэтому я в последних ночных гонках участвовал в 2010-ом году, когда построил новую, достаточно сильную машину, о которой еще никто не знал. Поучаствовал в двух гонках, приехал на третью - со мной никто не поехал, потому что я бы объехал всех, все знали. У нас же очень маленький город. Все машины известны. Видимость тусовки большая, но действительно серьезных машин в городе, ну, с десяток, машин среднего уровня - тридцать, машин никакого уровня - тысячи. Почему еще пропал интерес к ночным гонкам? Много, кто приезжал на гонки на серьезных машинах. Потом эти серьезные машины становились на столько серьезными, что на них стало опасно ездить. Ну и опять же, повзрослели. Перестали гонять на ночных гонках. Кто остался соревноваться? Образно выражаясь, тазики с прямотоками. Вот тебе интересно каждую неделю смотреть как пятьдесят тазиков друг с другом соревнуются? Не стало зрителей, организаторы тоже потеряли интерес. Я сейчас, если честно, даже не знаю есть ли еще ночные гонки.
Проводятся ли гонки на городских улицах?
Все в том же 2006-ом году я участвовал первый и последний раз в жизни в настоящем Стрит Рейсинге. После ночных гонок за городом организаторы объявили, что будет еще этап по городу. Старт был в три часа ночи на ГПНТБ. Были контрольные точки - городской аэропорт, ДК Строитель, Континент на Гусинобродском шоссе и финиш на ГПНТБ (Общее расстояние - около 24 км. - прим. редакции). На контрольных точках стоял человек со специальной бумажкой. Ты подъезжаешь, берешь бумажку и едешь дальше. Не знаю, чем я тогда думал, скорее всего ничем. Я безумно благодарен судьбе, что вышло все так, что мы сейчас сидим, общаемся, я не сижу «где-нибудь там» или не лежу, не дай Бог. Этот маршрут я проехал за 14 минут, при том, что около аэропорта меня остановили гаишники, я провел у них 5 минут. То есть все это расстояние я проехал за 9 минут. Средняя скорость была 180 км/час. Когда я прилетел к финишу у меня абсолютно натурально горели тормозные колодки. Не дымились, а просто было открытое пламя из колес. И все проехали примерно за это же время. Я приехал четвертым, потому что я у гаишников стоял. Если бы нет - я приехал бы первым. Вопрос не в этом, вопрос в том насколько это опасно. Понимание того, что любая авария была бы с летальным исходом пришло спустя где-то месяц. Это осознали даже организаторы, они просто были в шоке. Нам всем тогда повезло, мы никого не сбили, не убились. Больше даже об организации подобного я не слышал. Сейчас я даже не знаю, чтоб такое было.
Корч - подготовленный гоночный "снаряд" без салона и прочих удобств
Опасны ли гонки?
Официальные - нет. Нет никакой опасности в официальных гонках. Сейчас же очень жесткие требования безопасности, которые в России очень тяжело встречали. Тебя не пустят на гонки, если у тебя нет серьезной каркасной безопасности машины. Это такая клетка, сваренная из определенных труб по регламенту, которая позволяет тебе остаться живым даже если ты перевернулся 250 раз. Когда на гонки перестали допускать машины без каркасной безопасности все гонщики взбунтовались: «Да как так?», «Да почему?». Почему-то это очень трудно в России проходило. Наверное, как со страховкой. Раньше же не было обязательного страхования машины. Потом его ввели и сколько было протестов. А сейчас все смирились. Так и в гонках. Когда люди научились строить многосотсильные машины им сказали: «Нет, ребята, вы можете разбиться. Давайте-ка, наверное, каркасик сделаем». Это все в штыки воспринимали. А сейчас это в порядке вещей сварить каркас, потому что у машины, которая разгоняется за 8 секунд до 240 км/час, надо полагать, может тупо отвалиться колесо и она сделает такие пируэты, что тебя выкинет из машины нафиг, а она в котлету превратится. Каркас безопасности; сиденья не абы какие, а специальные - омологированные; ремни безопасности тоже не абы какие; тормозной парашют. Это все не что-то такое необычное, это нормально. Ты чувствуешь себя как в коконе. В эту машину залазишь полторы минуты, пристегиваешься и сидишь неподвижно. У тебя руки, ноги работают и все. Безопасность полнейшая, поэтому нет ничего опасного в официальных гонках. Нелегальные - да, опасны.
Когда мы ехали с тобой по городу ты не был пристегнут. Как ты относишься к тому, что люди пренебрегают мерами безопасности?
За мной есть грешок, да. Я сейчас ехал без ремней. Но у меня есть на это свой взгляд. Например, когда я на трассу выезжаю я всегда пристегиваюсь, потому что порог опасности более высокий. Когда я сажусь на боевую машину я тоже всегда пристегиваюсь. В том году у меня была серьезная авария. Ремень мне спас жизнь. Я на скорости 110 км/час въехал в стоячую машину на бердском шоссе. У меня по диагонали тела остался синяк от ремня. Но лучше так, чем руль вытаскивать из грудины. А сейчас у меня достаточно большой внедорожник с хорошей пассивной безопасностью. К тому же по городу я не превышаю. Не потому что я такой мегаводитель сейчас правильный стал. Во-первых, на джипе особе не попревышаешь, а во-вторых, незачем. Я действительно понял тот факт, что с какой бы скоростью ты по городу не ехал, ты привязан к потоку. И вот когда я еду по городу в пробке 40 км/час я не пристегиваюсь, потому что я не вижу никакой опасности для себя. Это не правильно, да. Я признаю, что я нарушаю правила. Ну, а по поводу того, что молодые водители не пристегиваются… Массы гибнут, читай новости. На Mark II сейчас любят разбиваться. Ну, молодой пацан, 18 лет. Папа, мама или сам купил машину, 280 лошадиных сил. Это даже не гоночная машина, она может только прямо ускоряться. Тот же Mark II - никаких поворотов, никаких тормозов у нее хороших нет; минимальная пассивная безопасность; железу 20 лет, конечно, оно уже подустало. Вот он газ в пол нажал - я его великолепно понимаю - да тебе вообще плевать, да какие ремни? Пацаны не поймут, это не круто. Все, потом доля секунды, авария, летальный исход, горе для всех. Всегда же было, что молодые не любят пристегиваться. Хорошо если что-то меняется, плохо если не меняется. Я так стал к этому относиться: вот разбился какой-нибудь гонщик - я не жалею, потому что всегда в природе был естественный отбор. Обезьяну, которая не хотела залезать на пальму съедал хищник, рыбу, которая не хотела плыть быстро тоже съедали. А человек, который не хочет пристегиваться - он помрет. Сейчас естественный отбор в условиях промышленности, урбанизации. Поэтому люди сейчас погибают за рулем.
Вадим Катков в своем естественном виде
Ты бы разрешил стать гонщиком своему ребенку?
Да. Если под гонками подразумевать официальный автоспорт. Я бы постарался приучить его, как бы это сложно не было в молодом возрасте, к тому, что мощность - это большая ответственность. Я уверен, что восемнадцатилетний человек не готов к мощности в 300 лошадиных сил. Ну, может тот, кто занимался автоспортом с шести лет примерно понимает, что это такое. А человек, который вчера ездил на велосипеде, а сегодня ему дали «тристасильную» тачку - он просто к ней не готов. Это все равно, что дать ему в руки гранатомет. Ему захочется выстрелить, естественно. Я не стал бы противиться, если бы мой сын захотел стать гонщиком, а возможно и станет, если будет сын. Я, оглядываясь на себя, знал бы в какую сторону воспитание направить, что бы он осознавал, что это такое. Что бы он понимал, что скорость опасна, но он это может контролировать. Методом запретов, а лучше не запретов, а именно воспитанием я бы ему это привил. А говорить «Нет, не садись за руль, это опасно» - так конечно не стал бы.
Что заставляет людей садиться за руль и давить педаль газа в пол?
Адреналин и самовыражение. Например, чтобы самовыразиться в сноуборде, сделать сальто и прочее надо долго тренироваться. Можно шею поломать. Да и мало кто тебя видит, кроме тех, кто на этих горах. А в шахматах ты вообще особо не выразишься, если ты не Гарри Каспаров. Да и кто знает Гарри Каспарова? Современное поколение не знает. Что проще? Машина сама тебя выражает. Вообще красивая машина - это здорово, а когда она свистит, дымит и на ней еще кто-то едет - это простая попытка самовыражения. Простота - мне не нужно кого-то из себя представлять, у меня есть крутая тачка. А может не крутая. Она сейчас не очень заметна, я облеплю ее винилом, она станет более заметна. Вот и все. Самовыражение. Многие в кавычках «гонщики», которые летают по городу - они же абсолютно не умеют ездить. Возьмем, к примеру картодром. Они не то что не занимают какие-то места, они не участвуют потому что водят позорно. Я смотрю на них, они ездят, как младенцы, без какого-либо понимания физики машины и прочего. Что бы сесть за руль мощной машины и надавить на газ не нужен ни ум, ни талант, ни чего. Нужна мощная машина и правая нога. Я катался по-другому. Мне был интересен дичайший приток адреналина. Я не знаю таких понятий, как адреналиновая наркомания, я не изучал этот вопрос, но я действительно получал дикий кайф от ускорения, от того, что тебя вдавливает в седушку, в буквальном смысле. Не когда, у тебя сзади ревет глушитель и ты делаешь вид, что быстро едешь, а когда ты первую сотку набираешь за четыре секунды. Вот это кайф. А так машина для молодых людей это способ самовыражения, так всегда было, так всегда будет.
Бывает страшно?
А это ведь тонкая смесь - адреналин и страх. Адреналин от страха и появляется. Когда ты уже несешься 120 километров в час, а у тебя машина всеми колесами начинает по дороге вилять - конечно страшно. Но ты это контролируешь. Адреналин - это гормон, который выделяется при ярких эмоциях. Страх - очень яркая эмоция. Кто-то прыгает с парашютом, кто-то давит на газ. К сожалению, многие давят на газ без осознания последствий. Здесь огромная ответственность.
Можно ли из гонок сделать карьеру?
В России нет. Профессиональному гонщику нужны спонсоры. У нас автоспорт не сильно развит, это никому не интересно. Может, пока что. В Америке в тех же соревнования по дрэгу (гонки по прямой, расстояние 402 метра - прим. редакции), где участвуют серьезные машины, которые за 4 секунды 400 километров пролетают, спонсорами выступает US Army, да у них армия может быть спонсором, это вопрос политики; DHL, они вкладывают миллионы, десятки миллионов долларов и зарплаты гонщиков там соответствующие. Человек ничем не занимается, он только гоняется. А у нас… У нас есть профессиональный спорт, профессиональные гонщики, но их настолько мало… Ныне покойный бывший президент Российской Автомобильной Федерации достаточно состоятельный человек Сергей Воробьев сказал одну фразу по поводу автоспорта. Я не помню ее дословно, но смысл в том, что автоспорт без денег, которые ты в него вливаешь или которые в тебя вливают невозможен. Михаэль Шумахер, известный автогонщик. Ему повезло, что у его родителей были деньги на школу картинга и дальше на формулу 1. А таких, как он, талантливых - да их тысячи. Но остальным не повезло.
_______________________________________________________________________________________________________________
Автоспорт - удел богатых
_______________________________________________________________________________________________________________
Виталий Петров - российский гонщик формулы 1. Он что плохо ездит? Нормально ездит. Но что бы пройти в формулу 1, там же дичайший стартовый взнос - пол миллиона долларов, его родители, бизнесмены, занимали денег, чтобы он там катался. Это огромные финансовые вливания. Зарабатывать на этом в России - нет, однозначно. Не видел я профессиональных гонщиков, которые зарабатывают гонками. Они бизнесмены. Это их хобби. Гонки изначально, если возьмем историю, были привилегией очень богатых людей. Возьмем начало автомобилестроения. Автомобиль могли себе позволить только очень состоятельные люди. А когда два состоятельных человека купили себе одинаковые машины, они решили выяснить кто быстрей. Откуда гонки пошли? Многие думают, что гонки родились, когда был построен автомобиль. Нет. Гонки родились, когда был построен второй автомобиль. Очень богатые люди этим увлекались. Автоспорт - это вообще удел богатых, будем реалистами.
Ты хочешь вернуться в автоспорт?
Да. Я себе куплю спортивную машину, но уже не корч. Корч - это подготовленный автомобильный "снаряд", в котором нет салона и ничего такого. Это будет машина, которая сможет в своем любительском классе, например на кольце показать себя. В дрэг однозначно не пойду, потому что там для меня нет ничего интересного. Там нет для меня интриги никакой, я точно знаю сколько денег надо, чтоб побеждать. Зачем мне это? Показать, что у меня есть столько денег? Кольцевые гонки - отличный вид спорта. По кольцу катаешься на время, вот там да, там твой талант. Степень подготовки машины примерно у всех одинаковая. Вот собрать машину и кататься там, естественно, как любитель, да, я себя в этом вижу. Это не дает постареть, не дает расслабиться. У меня достаточно неплохая юность прошла, много что доказал и окружающим, и себе. Пришло абсолютное осознание, что у меня не будет никогда профессионального спорта. Ну, не будет и не будет, что такого. Ездить от этого я хуже не стану. А то, что обо мне не напишут на всероссийском сайте, а напишут только на новосибирском - ну, небольшая беда.
Как ты относишься к водителям, которые считают, что у них есть приоритет перед пешеходами? И вообще, как ты оцениваешь нашу культуру вождения?
Это автохамство, свойственное менталитету в нашей стране. Не исключено, что по уровню культуры мы отстаем на много десятков лет от стран Европы и Америки, где вполне нормально, что мэр города едет на работу на метро или на велосипеде, а у нас в Москве перекрывают для этого пол города. Это наш менталитет. Сейчас на многих развлекательных интернет-порталах половина контента - это записи с видеорегистраторов, «Автохамы» и прочее. У нас почему-то в подкорке головного мозга навсегда зависла мысль - если у меня есть машина, значит я богат, я сильнее и важнее тебя, я круче, я могу тебя сбить и все. Это есть почти у всех. У кого-то просто это доходит до абсурда. Кому-то надо обязательно самоутвердиться.
_______________________________________________________________________________________________________________
Состояние на дороге - это состояние нашей страны
_______________________________________________________________________________________________________________
Очень простой пример, один период я ездил на маленькой женской машинке под названием Nissan March. Сказать, что меня не воспринимали, как участника дорожного движения - это ничего не сказать. Все подрезали, прижимали. А тут какое-то время я помогал продать и ездил на BMW X5. Это черный джип 2001-го года выпуска, который стоит 600 тысяч, а 600 тысяч - это Corolla новая. Но у нас четко сложилось из 90-х, черный джип, ага, значит бандюган. Я еду-то, по сути, так же как и на этом маленьком ниссане. У меня на психологию это не влияет, потому что я на всем катался. А на дороге ты только включил поворотник, сзади аж в пол оттормаживают: «Ой, да пожалуйста, перестраивайтесь. Да что вы, конечно». Где-то тебе надо, ты заехал чуть-чуть на бордюр, да никто слова не скажет. Потому что, типа боятся. А ты такой же человек. Ну, у нас, конечно, на этих джипах иногда правда ездят люди, которые любят пострелять из окон. Или с битой выйти. Короче, у нас страна такая. А состояние на дороге это состояние нашей страны. Это очень долгая политически-нравственная тема, но факт остается фактом. Когда ты идешь пешком - тебя не признают. Когда ты едешь на дешевой машине - тебя не признают. Любой клерк, который покупает в кредит Hyundai Solaris почему-то начинает считать себя мегакрутым чуваком. И с этим ничего нельзя сделать. Само пройдет. Лет через сто. Когда повзрослеет нация, пройдут два-три поколения.
_______________________________________________________________________________________________________________
Татуировка Вадима - это знак завершения его безбашенной юности
Про татуировки
Когда ты сделал первую татуировку?
В 25 лет я почему-то захотел татуировку и начал о ней думать. Долго думал над тем, что я хочу сделать. И, наверное, не до конца мог сформулировать, я просто хотел, чтоб она была такая. Я хотел сделать ящерицу на руке. Естественно, я сделал ошибку, которую делают многие. Я обратился совсем не к тому…мастером, я даже не могу его назвать. Это не мастер, но, опустим этот момент. Кароче, человек мне какого-то глиста на руке изобразил, взял деньги и благополучно свалил. Я с этим прожил еще два года, потому что у меня не было даже финансовой возможности исправить татуировку - я все вкладывал в машину. И вот где-то в 27 лет я пришел в "Революцию" к Алексею Щербакову, по совету. Показал ему татуировку, рассказал, что хочу. Он ее отфотал, а через месяц прислал мне эскиз, который перевернул мое мировоззрение о татуировках. То есть я ему сказал, что мне нужно заретушировать старую, а то, что он мне прислал - это было просто шоком. Я не мог даже представить, что такое возможно, это новый мир для меня был. Потом год я молчал. Он мне напомнил: «Вадим, ну какого хрена? Я тебе прислал эскиз, ты молчишь» - молодец, что не поленился, я до сих пор его благодарю. Я пришел и все, уже не ушел пока татуха не была доделана.
_______________________________________________________________________________________________________________
Татуировка - отражение моего ощущения жизни
_______________________________________________________________________________________________________________
До и после
Почему именно ящерица?
Ящерица, бегущая по раскаленному асфальту через двойную сплошную. У меня всегда была тяга к хладнокровным существам за их спокойствие. Плюс у ящерицы огромная скорость, когда она бежит по песку. Раскаленный асфальт, двойная сплошная - немного такого беззакония. Все это воплотилось в ящерице, которая спокойно выглядит, но безумно быстро бежит. Все это я объяснял Леше и прекрасно, что он меня понял. Потому что, я сам до конца не мог сформулировать. Я ему все это сумбурно накидал, а он воспроизвел именно то, что я хотел. Было восемь сеансов по пять часов. Получилось шикарно, я безумно рад. Эта татуировка отражает мою сущность, то, к чему я хочу стремиться - быть спокойным, но в тоже время мгновенно ускориться для решения проблемы, не пасовать перед трудностями и прочее. У меня были мысли изобразить что-нибудь связанное с машинами, именно с конкретной маркой, но Леша меня отговорил. Он четко мне сказал: «Не смотря на то, что ты сейчас фанатеешь по такой машине, через два года у тебя фанатизм пройдет, а это останется». А вот то, что на татуировке - это мое личное, это моя душа, это мое мировоззрение, это мне нравится. Татуировка - отражение моего ощущения жизни. И, конечно, ее можно к гонкам приплести очень четко.
Что такое для тебя татуировка вообще?
Татуировка - это, наверное, когда ты наглядно показываешь свое отношение к жизни, свою сущность. То есть я не рассматриваю себя как холст, чтобы кто-то изобразил на нем свою картину. Татуировка всегда же была обозначением чего-то. Почему сделал? Потому что не против показать свое мировоззрение окружающим. И не стесняюсь это делать. Плюс ко всему, лишний раз в зеркало на себя посмотрел и вспомнил в период депресняков, например, как ты вообще решаешь свои проблемы. Самовыражение - да, в том числе. Ну, и я не спорю, это действительно красиво. Это такая красота, которая, не то, что новую рубашку одел, захотел - снял, нет, это сигнал постоянства. Я знал, что я ее нарисую и не буду сдирать. То есть это стабильность и уверенность. Вот так.
Она тебя изменила?
Да. Так или иначе, это было очень взвешенное решение. И после татуировки у меня стало в жизни гораздо больше взвешенных решений. Я не говорю, что я ее набил и проснулся другим человеком, нет. Но, глядя на свою татуху, я горжусь тем, что я завершил дело. Я совершил вначале ошибку, но у меня хватило сил, времени и терпения завершить дело, превратить неудачный эксперимент в произведение искусства. И так я постепенно со всеми своими делами. То есть, по сути, у меня с татуировкой вначале была трудность, потом я нашел в ней плюсы. Так и сейчас постоянно - какая бы со мной ситуация ни происходила, я пытаюсь найти в ней плюсы. И татуировка мне об этом напоминает. И вот начиная с нее, это, наверное, первое мое решение взвешенное - я захотел, я доделал, я получил удовольствие полное, я не сожалею ни о чем и какую-то стабильность приобрел. Я однозначно не отношусь просто как к рисунку, ни в коем случае. Это завершение эпохи безбашенной юности, когда я абсолютно не задумывался о будущем. Создавая на теле рисунок, который будет со мной до конца жизни, я принял первое решение на будущее.
Ящерица, пересекающая двойную сплошную на раскаленном асфальте. Мастер Алексей "Голландец" Щербаков.
Как ты относишься к повальному увлечению татуировкой?
У меня нет права судить. Это их решение, взвешенное, не взвешенное, по пьяни или еще как-то - это ответственность человека и его мастера. Потому что мастер это не просто робот, который рисует, это психолог. И если мастер отговорит человека от татуировки, которая человеку не нужна - это хороший мастер. А мастер, который поставил на конвейер роспись, чтоб зарабатывать бабло - это не очень хороший мастер. Опять же, это мое личное мнение. А люди, которые шлепают себе татухи везде, где угодно, не задумываясь о их значении, о том, как в будущем они будут жить с этим, смогут ли они устроиться на работу и прочее… Я скептически улыбаюсь, смотря на них и все. Они сами себе в чем-то жизнь ломают, в чем-то усложняют. Это их проблемы. Пускай делают, жалко что ли? Немножко может обидно за поколение, когда по улице идет стадо разрисованных попугаев, которые понятия не имеют, что у них набито. Раньше можно было выделиться одеждой, потому что одежда была дефицитом. Сейчас одежду абсолютно любую можно достать. Надо выделяться чем-то посерьезней. И этим «посерьезней» стала татуировка. Но и с татуировкой сейчас нет проблем. Тату-салонов десятка полтора-два в городе точно есть. И на это тоже ажиотаж пройдет. Когда что-то становится общедоступным и массовым к нему пропадает интерес. Именно из-за отсутствия глубокого подхода татуировка превратилась в попсу.
Почему некоторые люди негативно относятся к татуированным?
Это стереотипы. Мы же не должны забывать, что 70 лет мы жили при коммунизме. У нас общество достаточно криминальное, и сидевших людей у нас достаточно много. А человека сидевшего ты как отличаешь? По татуировке. И глядя на татуировку первая мысль у человека появляется: «Ага, зек». Достаточно много граждан со старой советской закалкой, у которых татухи связаны с воровской тематикой и, естественно, негатив отображают. До чего меня трудно задеть чем-нибудь про татуху, но когда говорят: «О, какой у тебя партак»… Это сленг тюремный. Я объясняю: «Я не набивал партак. У меня татуировка. Это две большие разницы. И я могу объяснить почему». И объясняю, если человеку интересно. Это невежество и безграмотность нашего человека. Ко всему новому людей нужно готовить. А если люди много лет четко осознавали, что татуировка - это зек, то за год, за два, за десять их не переубедить. Вот сейчас вырастает новое поколение, люди моего возраста, тридцатилетние, у них мозги уже не пропитаны советским союзом и они четко видят разницу между синими буквами «мама», выбитыми на казанках и художественным рисунком на плече. Раньше трудно на работу было устроиться, если у тебя татуха на видном месте. Сейчас, как показывают результаты опроса Левада-центра, работодателю все равно, что у тебя есть татуировка, только недавно так стало. Если человек хороший специалист, но у него татуха от пятки до уха, да всем плевать. Ты работу свою хорошо выполняй и все. Как я уже сказал, у меня есть небольшой бизнес, я общаюсь с людьми, и с арендодателями серьезными в том числе. Прихожу, делаю коммерческие предложения. Я не стесняюсь приходить в майке, в которой видно татуху и никогда ее не закрывал. И не было никаких проблем. Потому что общается не татуха, общаюсь я. И если я пришел, я нормально общаюсь, я вежливый, я умею слушать, умею говорить, умею думать и если приношу коммерческую выгоду для кого-то, то человек адекватно на меня смотрит и ему вообще плевать, что у меня там татуха. Никогда не сталкивался с проблемами.
Какой совет ты можешь дать человеку, который размышляет о том, чтобы сделать татуировку?
Все советы, что я дам, уже наверняка давно есть в интернете. Прежде, чем ты решил сделать татуировку, во-первых, нужно отречься от мысли, что вокруг тебя есть много красивых татуировок. Ты четко должен понимать зачем она тебе нужна. Во-вторых, ты должен быть уверен, что причина, по которой ты делаешь татуировку не временная. Например, пока я делал свою татуировку в тату-салоне, я видел много людей, которые приходили в салон. И вот пришел парень, который делал на руке надпись «Milena forever». Милена это его девушка. И я так понял, что это она его заставила сделать. Мне реально стало его жалко. Я сейчас на 90 процентов уверен, что он давно уже без этой Милены, а вот «Милена» на руке у него осталась.
_______________________________________________________________________________________________________________
Подумай над тем, что ты хочешь выразить татуировкой
_______________________________________________________________________________________________________________
Если на создание татуировки влияет какое-то событие, которое происходит с тобой сейчас, попробуй поглядеть через пять лет, будет ли это событие для тебя столь значимым. В-третьих, подумай над тем, что ты хочешь выразить татуировкой и нужна ли она тебе для выражения этого. Если ты, например, хочешь выразить свою любовь к мотоспорту, может тебе лучше мотоцикл купить и начать заниматься мотоспортом? В-четвертых, попробуй осознать все негативные моменты. А не пойдешь ли ты завтра работать туда, куда тебя с татухой не примут, а такие места все-такие есть. В-пятых, ни в коем случае нельзя делать татуировку для кого-то. Даже если у тебя ребенок родился. Если у тебя ребенок родился - воспитай ребенка хорошо. Не надо рисунок ребенка делать себе на пузо, зачем? Кому вообще это понадобится, ну что за чушь? Не надо на себе набивать имя девушки, которую ты любишь - подари ей цветы, свози ее на Бали, своди в театр. Не надо набивать марку любимой машины - купи любимую машину, накопи на нее, иди работай, ленивец. Я очень четко понимаю, что все мои советы тяжело дадутся людям в 18, в 20 лет, в 23 года, потому что ну, и мне же советы давали по разным случаям в те года. Ты не можешь призадуматься, у тебя внутри горит вот это «хочу» и оно все равно пробивается через те факторы, которые ты накладываешь сверху. Ты не хочешь задумываться. А надо.
_______________________________________________________________________________________________________________
Известный гонщик не пасует перед трудностями
Про себя
Что ты больше всего ценишь в женщинах?
Искренность.
А в мужчинах?
То же самое.
Какое самое главное событие в твоей жизни?
Мое рождение.
Чего ты боишься больше всего?
Что не смогу контролировать то, что происходит вокруг меня.
Как бы ты хотел запомниться?
Как честный открытый человек, который не пасует перед трудностями.
Что ты ценишь в себе больше всего?
Веру в то, что нет преград.
Чего бы ты не смог простить?
Предательства.
За что ты больше всего любишь жизнь?
За ее бесконечные возможности.
Как бы ты хотел умереть?
Занимаясь любимым делом.
Какая черта в людях тебя раздражает больше всего?
Глупость.
Что бы ты хотел изменить в себе?
Ничего.
Какой вопрос ты бы задал Богу?
В чем причина того, что происходит с нами?