Dec 13, 2021 14:39
Тогда же досталось и святому Доминику. «Чёрная легенда» убеждает нас, что отец Доминик был первым в истории инквизитором и посылал еретиков на костёр толпами.
На самом деле Гусман старался как можно больше времени проводить в крестоносном войске и не допускать кровавых расправ и повальных казней: трагедия города Безье не должна была повториться. Среди крестоносцев Доминик пользовался непререкаемым авторитетом, главнокомандующий Симон де Монфор находился под сильным его влиянием. Поэтому ни один человек не отправился на костёр без санкции будущего святого. И даже еретиков Доминик отправлял на костёр далеко не всегда! Много лет спустя его ученики, настоящие инквизиторы, обвинили в ереси несколько человек. Каково же было их изумление, когда они нашли в архивах дело этих людей: оказалось, что Доминик Гусман когда-то очень давно примирил их с церковью и отпустил на волю, хотя они уже были осуждены на сожжение. И тогда суд не смог ему отказать.
Отец Доминик не был и не мог быть инквизитором. В его время эти обязанности исполняли только епископы, а Гусман таковым не являлся. Первый инквизитор был назначен только в 1230 году, а наш святой умер в 1221-м. Его авторитет был чисто моральным. Его слушался суд, его слушались крестоносцы… И это спасло очень много человеческих жизней. Хотя, Гусману было не по душе пребывание в среде головорезов, при первой же возможности он отправлялся в путешествие: проповедовать.
Точно так же измазаны грязью были отцы-иезуиты. И удивляться здесь нечему: в XVI веке именно они стали у руля обновленной инквизиции. Хотя, обвинять их, в общем-то, не в чем.
«Общество Иисуса» изначально учреждалось как политическая организация. Её цели и средства для их достижения были прописаны в Уставе Ордена и не были секретом. Иезуиты стояли на страже интересов Святого Престола. Если принять во внимание эту истину, то окажется, что и предъявить им нечего. Они выступали проповедниками, дипломатами, государственными деятелями, миссионерами… А кто-нибудь знает, сколько школ они открыли? В 1580 году их было 144, в 1640-м - 521, а в 1749-м - уже 649. При этом из 22 500 членов Ордена 15 000 были учителями!
Качество обучения в их коллегиумах было на высочайшем уровне. Могу сказать, что некоторые украинские молодые подающие надежды священнослужители делали следующее: после окончания Киево-Могилянской академии они, с благословения митрополита, ехали куда-нибудь на запад (например, во Львов), отрекались от православия, принимали католичество или греко-католичество и поступали в иезуитский колледж. После окончания учёбы они возвращались в Киев, отрекались от католичества и возвращались в православие. Теперь им была открыта дорога к церковной карьере. И весь этот сыр-бор только для получения иезуитского образования! Заметьте, это уже XVII век: Европа покрыта густой сетью университетов… Но наши иерархи ехали учиться к иезуитам.
Примерно таким путём пошёл, например, знаменитый Феофан Прокопович. После Киево-Могилянской академии он едет во Владимир-Волынский, где принимает греко-католицизм и поступает в греко-католический коллегиум, затем пешком обходит Европу, слушает лекции в университетах Лейпцига, Галле, Йены..., но ему этого мало. Феофан прибывает в Рим и поступает в прославленный Папский греко-католический коллегиум святого Афанасия, где преподаванием занимались всё те же отцы-иезуиты. После этого Прокопович возвращается в Киев, отрекается от греко-католичества, снова принимает православие и начинается его стремительный взлёт по карьерной лестнице ПРЦ (Православной Российской Церкви). Он последовательно становится епископом Псковским и Нарвским, архиеписком Новгородским, первым вице-президентом Святейшего правительствующего Синода и наконец - первенствующим членом Синода ПРЦ, т.е. фактическим руководителем всей православной церкви в России.
Именно Прокопович предложил царю Петру Алексеевичу короноваться императорской короной, он же придумал название для новоявленного государства "Всероссийская Империя". Да и само название "Россия" было предложено именно им. До того времени этим термином назывались только украинские и беларусские земли.
Для многих станет откровением и ещё один факт: с подачи всё того же Прокоповича в Империи Всероссийской была учреждена Инквизиция! Да-да, читатель, не удивляйся. Этот орган занимался надзором за священнослужителями и борьбой со старообрядчеством.
Кстати, в то время, когда Прокопович был вице-президентом Синода, президентом был не менее знаменитый Стефан Яворский, уроженец Львовщины, прошедший в своё время очень похожий путь.
Но вернёмся к иезуитам.
Обучение в иезуитских колледжах было бесплатным и доступным абсолютно всем. Единственным препятствием было обязательное знание латыни. Хотя бы минимальное, дальше отцы-иезуиты сами справятся. И если в Западной Европе это не было большой проблемой, даже для простонародья, то на территории нынешней Украины, например, это становилось серьёзной преградой на пути к знаниям.
Иезуиты первыми в Европе отменили телесные наказания. Вместо этого они создали свою собственную педагогическую систему. Они ввели в образовательный процесс упражнения, соревновательность, развитие честолюбия. Они же вернули в школы физическое воспитание...
Замечу, что в мире сегодня существует всего две педагогические системы: школа иезуитов и школа Каминского, великого чешского педагога. По понятным причинам в СССР не могли принять иезуитскую педагогику, поэтому все мы учились и воспитывались по системе Каминского.
О миссионерской деятельности иезуитов нужно писать книги. Именно они сделали католической всю Латинскую Америку. Отцы-иезуиты шли в самые дикие и необжитые места, прекрасно зная, что там живут людоеды! Они селились вместе с индейцами и очень быстро становились для них и учителями, и врачами, и защитой от работорговцев, и связью с колониальными властями... Монахи в чёрных сутанах приносили этим дикарям современные европейские технологии земледелия, скотоводства, строительства… На месте бамбуковых хижин вырастали города, на месте диких прерий появлялись пашни, а людоеды отвыкали от человечины и учились есть говядину и свинину…
Нет числа всему хорошему, сделанному для людей «Обществом Иисуса», но враждебная пропаганда выискивала и вытаскивала на свет единичные неприглядные случаи и представляла их характерными для всех иезуитов.
Ну что ж, думаю, я потратил достаточно своих сил и времени своего читателя, чтобы немного обелить такое неоднозначное явление в истории, как Инквизиция. А попутно читатель узнал что-то новое об иезуитах, доминиканцах, индейцах, конкистадорах, крестоносцах…
инквизиция,
Святой Доминик,
иезуиты,
доминиканцы