Dec 21, 2013 01:42
Скажу честно - альтруизмом я никогда не отличалась. Единственное на что я способна касаемо этой «темы» - открыто признаться в неспособности. И почему же? Опять отвечу честно - душат мелкие комплексы. Хотя, это как посмотреть - здоровый эгоизм и желание поощрения есть в каждом человеке. Когда я выросла из совсем обиженного на мир ребенка, я осознала, что, чем больше отдаешь, тем больше получаешь. Что счастливее не те, кто собирает каждую монетку, как Чичиков, а раздает, если попросят, сотнями, образно выражаясь.
Но скажу, опять же честно, я не могу. Сколько бы ни было перед моими глазами прекрасных людей, которые не просто делают больше других и скорее даже для других, взамен получают мало, а может и вовсе не получают, даже доброго слова, не зацикливаются на этом и не расстраиваются. И, наверное, думают даже, что не додали.
Я так не могу. Сейчас сделаю вообще ужасное по откровенности признание - иногда в школе, если у меня просили ластик и он даже у меня был, я не давала. Говорила, что нету. Мне было неприятно. Я думала: «а почему я должна дать вот этому распиздяю ластик, вот почему он сам об этом не позаботился?». Это было мое своеобразное понимание, не поверите (!), справедливости. Или часто мне хотелось съесть шоколадку только самой, поэтому даже, если я хотела ее в определенный момент, я откладывала поедание на то время, когда буду одна. Чтобы ни с кем не делится. Сквозь такие вещи абсолютно четко просвечивают комплексы ребенка из многодетной семьи, у которого почти не было того, что принадлежало бы лично ему безраздельно. Это по Фрейду. Ну и жадность, конечно. Это уже чисто по-человечески)
На внутреннем ощущении и сейчас так осталось. Однако, это не исключает того, что тем людям, которые мне действительно нравятся (как человеки) я готова без их просьб дать многое и безвозмездно. А еще того не исключает, что я, конечно, делюсь с ближним, как и все воспитанные люди. Сейчас мелочные ситуации я преодолела, во многом благодаря тому, что поняла, что это не главное и вообще неинтересное по сути занятие - считать материальные ценности. Но, в более серьезных вещах моя «жадность» ( а с другой стороны - просто желание «равномерности» в смысле «каждому по заслугам») продолжает меня поедать, иногда на пару с совестью, которая «ест» со знаком +, пытаясь меня перевоспитать и сказать, что нельзя делать ради благодарности. Надо просто делать.
И вот сейчас такая ситуация: нам нужно сделать проект (назовем так) к зачету, группой небольшой. Я кстати, когда работаю в команде, в принципе люблю, чтобы выкладывались все по чесноку и равно максимально. Так вот, я на данный момент, сделала большую часть (с привлечением, правда, более компетентных в этой теме людей, по знакомству, так сказать; но я этого добилась, проконтролировала и организовала - это объективно). Т.е. сделала, как минимум, так, чтобы у нас хоть что-то было. На данный момент есть львиная доля и нужно сделать маленькие доделки, последние штрихи, правда немного кропотливые и занудные. Если уйти от технических трудностей (по сути всегда легче сделать самому, чем уговаривать остальных+ чисто на деле есть проблемы с тем, чтобы каждый сам свою часть доделал), я считаю педагогичным, чтобы каждый сделал свой вклад в общее дело и даже банально по своему собственному разделу в этом проекте ( остальные пока просто предоставили тексты информативные). Но, видимо, одна я так думаю. Мало того, что все начали отмазываться своим непониманием (соглашусь, несмотря на то, что я еще недавно сама не вдупляла как что делается, теперь после живой консультации, - понимаю), так вообще повернули ситуацию так, как будто мне одной это нужно. И странно, что я еще умоляю всех сделать свою работу. Единственное, что я услышала - «давай дадим денег твоим чувакам, пусть доделают до конца». Я выпала в осадок. Такие предъявы, как в магазине. А если они не хотят доделывать за просто так, а за деньги не будут тоже - им не до этого. И лица уже такие, что походу в шоке от моей несговариваемости. Я не хочу прийти на зачет и представить, выдав за общее то, что не делалось таким составом. Учитывая, что если это буду все доделывать я (предположим так может будет рациональней и быстрей, но не продуктивно с воспитательной т.зр.), мне ничего не полагается. Это в таком случае само собой разумеется.
Ведь что мне важно - не то, что, например, я все сделаю, а получу не больше их, а то, что такая ситуация естественной считается, как будто так и надо. А что такого … Мне важно, чтобы был ответ - хотя бы на уровне - «мы оценили и заметили, спасибо, что сделала больше и вложилась в это, вытянула, мы благодарны».
Вспоминается такая история эволюции поведения моих сокурсников: на первых курсах, когда я всех приглашала и организовывала на поход в театр, а это знаете, иногда как собрать группу в детском саду, если не сказать грубее, при том что все хотят, а не делают ничего и проч. Так вот, говорить, просто спасибо за то, что за тебя подумали/привели/организовали/позаботились - оказалось непринятым. «Научились» к концу третьего курса только.
В оправдание своих претензий могу сказать, что я всегда стараюсь выражать благодарность человеку в такой ситуации и проч. Хотя бы словами. Это очень важно я считаю. А еще будущие педагоги называются….
Тема благодарности и понимания вклада человека - бесконечная. Конечно, уподобляться Раскольникову и судить «кому жить, а кому нет» - не есть хорошо. Однако и молчать обидно. В жизни самые лучшие моменты вообще воспринимаются как само собой разумеющееся (ужасное словосочетание). Один актер (русский) хороший как-то в интервью сказал, что драма русских (а он сейчас работает с американцами и европейцами) в том, что мы не умеем ценить то, что у нас есть и радоваться этому.
Поистине национальная болезнь.
психодел,
записки погорелого театра