Уже давно
Вика принесла мне "
Саму жизнь" Натальи Трауберг, a я ее прочитала. Прочитала с огромным трудом, потому что принять и согласиться с тем что пишет Наталья Леонидовна пока выше моих сил. Я бы так жить не смогла, при том, что честолюбие никогда не было моим главным недостатком достоинством. Это какой-то другой уровень с миром видимым и невидимым.
Но есть там фрагменты, которые понятны даже мне, заставиляющие посмотреть на давно устояшиеся вещи по-другому. Например, на
Поллианну. (Скажу сразу, что впервые я ее прочитала лет в 16 и тут же полюбила как полную свою противоположность.)
"Ангельски кроткий Вудхауз терпеть не мог «Полианну», и его нетрудно понять. Повесть написана искусно (во всяком случае, первая книга). Все подогнано, бодрой героине попадаются только капризные и неблагодарные люди. Да, это бывает, но в жизни не так легко опознать чисто эгоистическое уныние. Эгоизма много, однако бывает и горе. Вынести его без опоры очень трудно. Мы не претендуем на стоицизм или сверхвосточную отрешенность. Нам сказано не только полагаться на Бога, но и носить чужие бремена. Заметим: по закону падшего мира советы в духе «уксуса» дают именно те, кто буквально верещат от малейшей, но своей неприятности.
Чтобы очертить всё это чётче, стоит различать истинную боль и злую досаду. Кроме того, совсем не жаловаться полезно, когда пытаешься сломить неподдающееся своеволие. Тогда и не жалуйся (временно); но других этому не учи. Ты не знаешь меры их страданий и их сил. "Полианна" всё-таки раздражает именно потому, что и героиня, и автор вроде бы об этом забыли." (с)