Паровозы, тепловозы, а я маленький такой...

Jun 01, 2014 21:17

Навеяно постом natalia_sb_lip о памятнике паровозу и памятнике паровозной бригаде на станции Брянск-Орловский.

А знаете ли вы, что и в Липецке есть памятник паровозу?! Мало того, в открытии этого памятника я принимал самое непосредственное участие!

Но по-порядку. Мой дед,, Мухортов Михаил Константинович, начал работать на Новолипецком металлургическом заводе (НЛМЗ, с начала 80-х годов ХХ столетия - Новолипецкий металлургический комбинат - НЛМК) с 1933 года, за год до даты официального открытия предприятия (7 ноября 1934 г.).
В трудовой книжке деда одна запись о месте работы - железнодорожный цех, в последствии - Управление железнодорожным транспортом (УЖДТ) НЛМЗ (НЛМК). И проработал Михаил Константинович там до 1985 года, то есть 52 (!) года!
Начинал помощником машиниста паровоза, машинистом паровоза, был дежурным по депо, начальником смены... Вся жизнь в заводе, судьба с заводом. В войну вместе с заводом, под бомбёжками, эвакуировал предприятие в Челябинск, там и работал в лихие военные годы. После войны - возрождение НЛМЗ на родной липецкой земле, строительство новых современных цехов, превращение завода в передового гиганта мировой металлургии.
К сожалению, из-за пожара, случившегося в квартире деда уже после его смерти, практически не сохранились документы, фотографии, рассказывающие о трудовом пути Михаила Константиновича и НЛМК. Лишь несколько чудом выживших пожелтевших фото...

В начале 70-х годов использование паровозной тяги на предприятие стало нерентабельным. Пришло время полностью заменить паровоз на тепловозы. Но как забыть дымящего трудягу?! Прощание с паровозом вылилось в настоящий праздник. И решено - памятнику паровозу в заводе быть!!!

Надо сказать, что я был у Михаила Константиновича любимчиком. ) Он так и звал меня - орёлик! И маленьким, и потом, до самой смерти деда, я всегда был с ним. И уж на заводской праздник открытия памятника паровозу не взять меня, первоклассника ещё, было невозможно.

Уникальное фото. Вот он, последний паровоз завода! Среди почётных железнодорожников я, маленький такой...




После митинга, у пришедшего на смену паровозной тяги тепловоза.  Дед стоит в центре. Я хорошо помню - после фотографирования меня посадили в кабину нового локомотива, показали, что и как нажимать и доверили тронуть железную махину с места. Горд я был необычайно!



Одно из первых моих самостоятельных фото, конечно, это дед!



Железнодорожный цех НЛМК на Октябрьской демонстрации. В кабине муляжя тепловоза видны дети, среди них и я. Вот радости-то и гордости было!



Я говорил уже выше, что с дедом был всегда и везде.





Как сейчас выглядит памятник старому локомотиву, можно посмотреть здесь. К сожалению, ни одной нормальной современной фотографии, такой, которую можно вставить в пост ссылкой, либо скачав, в сети не нашёл. Так что смотрите по ссылке, там несколько кликабельных миниатюр.

Буду благодарен содрудникам комбината за хорошее фото памятника паровозу. Особая надежда на помощь от sergeitrof48. Сергей, может, получится сфоткать?



Update!

sergeitrof48 помог и сфотографировал современный вид памятника-паровоза!!! Спасибо, Сергей!
Пара его фотографий:




О современном памятнике-паровозе читать у sergeitrof48 здесь

Липецк, фото, блогерский путеводитель, НЛМК, история

Previous post Next post
Up