Оригинал взят у
sokolsky_mg в
Иван Христенко, "живое воплощение" Козьмы Пруткова, в тяжелом состоянии Уже два месяца хранитель музея-усадьбы «Край Долгоруковский» Иван Христенко лежит разбитый инсультом. Он даже не узнает дочь, но помнит о делах! Принимая Надежду Ивановну за секретаршу, он диктует ей план мероприятий посвященных 1150-летию российской государственности, и 200-летию победы русской армии над Наполеоном. Из всей родни он узнает лишь любимую внучку Вику. Практически полностью парализованный, продолжает жить своим детищем - уникальнейшим музеем, который после него наверняка прекратит свое существование.
Уже сейчас, чиновники всех мастей, прознав, что Христенко, мучающий их сатирой, едкой критикой более 40 лет, рады радешеньки - наконец-то будет уничтожен этот христенковский паноптикум, музей-собрание его собственных скульптур, при виде которых заплакали бы от зависти все сальвадоры далы мира, который чинуши обходили всю жизнь стороной, словно Хома Брут обвел его мелом прочитав молитву от демонов.
Хотя, естественно, музей без бессменного экскурсовода будет уже не тот. Вряд ли кто поймет во многих работах Христенко смысла без его лекций. Но, уверен, музею нельзя дать погибнуть. Он должен будет стать музеем имени Ивана Христенко, прежде всего. Но уже сейчас сотрудники получили приказ от местных чиновников от культуры, потихоньку собираться в отпуска за свой счет. А цена вопроса, всего-то 500 тысяч в год! На все про все, содержание, коммуналку и зарплату 4 сотрудникам музея.
81-летний Иван Христенко, считается в Долгоруково живым воплощением вымышленного персонажа братьев Жемчужниковых - Козьмы Пруткова. Уже больше 40 лет он работает в местном краеведческом музее, главная экспозиция которого посвящена непревзойденному мастеру афоризмов. Иван Христенко - пожилой мужчина с молодыми глазами. Взглядом хитрым, пронзительным и очень едким. За полсотни лет пребывания бок о бок с Козьмой Прутковым он и сам стал ходячим и очень колючим афоризмом. «Хам!» - такую характеристику дают Христенко чиновники всех мастей. Правду-матку Иван Александрович режет не взирая на чины и никогда не подстраивается под политическую конъюнктуру. За это бывал бит не раз, но уцелел даже в советское время. Лет десять назад стараниями чиновников от культуры, после долгих и продолжительных «боевых действий» Христенко был низвергнут с поста руководителя музея «Край Долгоруковский». Но остался его хранителем. И к Ивану Александровичу тянутся люди со всей страны, чтобы просто пообщаться с «живым воплощением Козьмы Пруткова».
Я бывал в этом музее, слушал экскурсии Ивана Александровича, которые суть есть философские лекции и никак иначе. Последний раз встреча с долгоруковским Козьмой Прутковым была ровно два года назад, в год лесных пожаров и аномальной жары. Мне очень интересно стало мнение человека утверждающего, что «Бог есть Природа».
Из моей заметки двухлетней давности:
......
Паноптикум
Музей «Край Долгоруковский» - это не только собрание краеведческих редкостей. Здесь можно встретить все что угодно. Например, иконостас-инсталяцию с иконами и причудливой лепниной - папье-маше, предметами к церкви отношение не имеющими. В зале рядом портрет Геннадия Зюганова и его телеграмма в адрес Ивана Христенко. Женщина из папье-маше со снопом колосьев за спиной под названием «Трудодень». Портреты пятерых Героев Советского союза - уроженцев Долгоруково, бюст Макаренко - «полководец советской педагогики», шинель «Внутренних Войск», военные каски, и еще много чего, благодаря чему музей больше напоминает паноптикум.
«А это Рюриковичи на вас глазеют! Проходите, не бойтесь их, они вас не тронут», - это Иван Христенко говорит о картонной инсталляции с бумажными острыми носами и выпученными глазами, расположенную в переходе из одной музейной комнаты в другую. Иван Александрович такой же фанат Рюриковичей как и Козьмы Пруткова. Ведь князья Долгоруковы когда-то владели здешними землями, селом Братовщиной, нынешним райцентром Долгоруково.
Козьма Прутков со товарищи
Двор музея-усадьбы - продолжение собрания редкостей. Кругом - нагромождение каких-то глиняноцементых инсталляций. Первое, с чем приходится сталкиваться посетителю, это «колокольня» на которой восседает Козьма Прутков смотрящий в сторону Павловки - имения Жемчужниковых, места где образ Козьмы и родился в их беспокойных головах. У подножия «колокольни» прутковские постулаты «Зри в корень!» и «Нельзя объять необъятное». Напротив скала-сарай с обозначениями грандиозных битв - поле Куликово, Бородино, Грюнвальд, Полтава. Чуть поодаль «Приют Боярыни Морозовой» - простой сарай с набором утвари и стена с еле видимыми чертами княжны Таракановой. Тут же есть и Рюрик, князь Долгоруков и Ольга Разумовская - мать Алексея Жемчужникова, создателя образа Козьмы Пруткова. Впрочем, нашлось во дворе место и для героя Великой Отечественной генерала Ивана Русиянова, который освобождал Долгоруковский район.
Бог Природа, коммунист Иисус Христос и безбожник Спиноза
- Спиноза! - восклицает Иван Христенко одетый в столетний чекмень с гусарским кивером на голове, подойдя к трехметровой страшной, еще недоделанной скульптуре. - Откуда ты здесь и почему?!
- Спиноза сказал: «Бог это природа!». И его за это выгнали из его общины. Поэтому на устах у скульптуры будут цепи, означающие, что говорить правду небезопасно, - рассказывает Христенко.
- Что сейчас творится с природой мы видим. Пожары, аномальная жара в России, потопы в Европе, Азии. Это все дело рук не природы, а человека вмешавшегося в ее дела. Это антропогенное преступление. Я еще 40 лет назад предлагал окружать леса и торфяники каналами, а теперь приходится для тушения протягивать туда водопроводные трубы. Нужно спасать Бога - Природу! Спасение человечество можно осуществить только через спасение природы. А молитвой тут не поможешь. И сколько не ходи Патриарх Кирилл кругами, не спасешь Природу! Нужно работать! Не загаживать природу, а сажать, например, деревья. Возьмем в пример Олимпиаду в Сочи. Зачем она там нужна? Нельзя, нельзя губить Богом данный России Сочи ради олимпийских объектов!
Хотя Христенко говорит о Боге много, в него он не верит. Точнее не верит в общепринятого Бога. Но Христа уважает, как первого коммуниста на земле. И за политикой Иван Александрович следит пристально.
- Капитализм, к которому мы пришли - противоестественное состояние человечества. Бог - это природа, а Иисус Христос - это первый коммунист. Первый капиталист - Иуда. Когда Иуда получил деньги за предательство Христа, капиталы, он вдруг понял, что согрешил и удавился. Даже у него была крупица совести и чести. Люди, которые довели сегодня Россию до погибели, не имеют ни чести, ни совести. Они хуже Иуды.
Возвращаясь к Рюриковичам, востроносым картонным существам глазеющим на посетителей музея-усадьбы «Край Долгоруковский» Иван Христенко говорит: «Рюриковичи принесли на Русь православие и святость, по сути коммунистическую идеологию. На смену ей пришла эпоха Романовых - капиталистов. Петр I был первый капиталист. Затем началась советская эпоха - это снова была эпоха Рюриковичей. А сейчас - опять эпоха Романовых, капитализма, эпоха самоубийства России и не только».
Общаясь с Иваном Христенко, не всегда понимаешь хода его мыслей. Внешне похожий на актера и музыканта Петра Момонова, он чудит, порой также как и мамоновский герой - монастырский послушник Анатолий из «Острова». Юродство и шутовство. Таким блаженным всегда прощали их длинные языки. Не тронули Христенко даже в советское время, а сейчас, за его правду-матку могут лишь покрутить пальцем у виска.
«Послушайте ребята, что вам расскажет дед: Земля наша богата, порядка только нет», - этим стихом Толстого, Иван Христенко проводил нас до ворот музея...