Новая экскурсия Александра Славуцкого, на этот раз по Воздвиженке. Заявленная тема: "Скандальные истории".
После небольшого вводного слова, Александр остановился напротив симпатичного светло-синего домика с колоннами и начал свой рассказ:
" Итак, у меня сразу к вам вопрос: Знаете ли вы, где произошла самая скандальная за всю историю свадьба?" - он интригующе посмотрел на нас...
" Она произошла вот здесь, в этом доме..." - он жестом показал рукой на этот дом. Мы стояли через дорогу, постоянно проезжали машины и Александр начал свой рассказ перекрикивая шум московской трассы:
" Был такой знатный и богатый помещик. Он был не просто богатым, но одним из самых богатейших в стране. И главное - не женат. Самый завидный жених. За ним безуспешно охотились все именитые отцы и мамаши дочек на выданье. Но вот в этом доме и произошла та самая скандальна связь..."
( Я, знаете, в силу своей испорченности, стала невесть что и думать: может какой-то инцест, или гейство (прости, Господи!) какое-то, но нет...)
Александр рассказ продолжил:
"Но случился грандиозный скандал - он женился на своей крепостной актрисе Прасковье Жемчуговой. От него отвернулись буквально все: родня, друзья, светское общество - ну просто все были возмущены этим скандальным поступком. Молодым супругам пришлось жить в полной изоляции и.т.д..."
По своей природной тупости я всё-таки спросила:
" Простите меня, конечно, но я не совсем понимаю: вот женился он на женщине - молодой, красивой и талантливой. Женился по страстной любви и по взаимному согласию? Скандал то в чём?"
И вот тут заколыхались мои попутчицы-пенсионерки: "Но как же вы не понимаете, она же крепостная, это же было запрещено, так нельзя было..."
Да, да, спасибо. Вы мне всё объяснили - социальное табу. Самая большая аморалка - это нарушение социальных барьеров.
Помещики могут в своих усадьбах создавать какие угодно гаремы из крепостных рабов и чем угодно там заниматься - это нормально. Царствующие императрицы могут заводить сколько угодно молодых любовников втрое моложе их самих, а детей отдавать в чужие семьи - это тоже нормально. Но жениться не по статусу? Это скандал!
Судьба у молодой семьи была печальной. Прасковья Жемчугова в 1803 году умерла от родов. Потомки этой семьи (помещика Шереметьева) проживали в этом особняке вплоть до 1919года, но потом все-таки дом был экспроприирован и превращён в коммунальные квартиры, которые в этом качестве просуществовали вплоть до 70 годов прошлого века.
Потом, никуда не двигаясь и не переходя дорогу, мы повернулись к дому напротив и Александр продолжил свой рассказ:
" А вот дом, рядом с которым мы стоим, тоже связан со скандальной историей. Вы наверное слышали о таком понятии как " шнобелевская премия"? Вот бывший хозяин этого дома буквально является её обладателем.
История такая. 1763 год, вы все знаете, что тогда было - екатерининский переворот. Екатерина лично решила повести войска, но обычное платье было в данном случае не к месту. Дело, как понимаете, срочное, а подходящее военное одеяние для неё не было приготовлено. Тогда подпоручик Александр Талызина спешно накинул на плечи царицы свой мундир. Через какое-то время Екатерина вернула мундир лично Талызину вместе с орденом Андрея Первозванного (самый почётным по тем временам орденом)и со всеми сопутствующими регалиями.
Он впоследствии стал основателем богатейшего рода и вот тут в 18 веке стоял его особняк(один из многих), потом, после многочисленных перестроек и после большевистской экспроприации тут находился Госплан, а теперь - Музей архитектуры."
Много еще всего нам Александр рассказал, я не всё запомнила, но вот через несколько шагов мы подошли к странному угловому дому с эркером и балконом.
" А вот дом, где жила и проповедовала родоначальница "сексуальной революции" - Александра Коллонтай. Проживала она тут вместе со своим морганатическим мужем - Павлом Дыбенко, бывшем председателем Цетробалта и лидером революционных матросов. Познакомились они, когда Коллотай агитировала этих самых матросов за революцию (соответственно).
А вот с этого самого балкона она агитировала за свои революционные идеи и довольно много народу собиралось внизу. Может вы помните теорию "стакана воды"? Типа, к сексу нужно относится спокойно, как стакан воды выпить... Свершилась революция и вот меняется и мораль..."
Мы еще часа два бродили с Александром. Много всего забавного и нелепого он нам рассказал про скандальные связи, нелепые дома, безумные траты денег, аморальные связи и.т.д....
В конце экскурсии стало немного смешно и грустно. Это я по поводу "морали"...
Само понятие мораль ( moralitas) ввёл в обиход, кажется Цицерон, еще в древнем Риме. Слово mores означает - общепринятые традиции. То есть, - это что в данном обществе принято называть "хорошим", а что "плохим". Что такое добро, а что такое зло, соответственно.
Изобрели даже философскую дисциплину, которая эту самую мораль изучает - этика называется.
Это всё, конечно, прекрасно, но только тут небольшой затык получается. "Кто оплачивает банкет?". Иными словами, кто эти самые правила игры устанавливает? И да, почему со сменой режимов правила морали меняются с ног на голову? Много вопросов сразу возникает.
Социум со дня твоего рождения помещает тебя в определённую страту, где тебе отводят некую роль, которой ты обязан следовать. А если ты выходишь за её рамки, то на тебя сразу ставят клейма, они разные: либо ты аморален,(падшая женщина) либо ненормален (психичка), либо - и то, и другое сразу... Оно понятно. Всякий социум стремится к структурированию и безопасности и для этого и изобретён "социальный протокол" под кодовым названием "мораль и нравственность".
Это всё понятно, конечно, но проблема в том, что для каждой страты установлена своя отдельная мораль и от этого много всевозможной путаницы возникает. Пример?
Вот возьмём Викторианскую эпоху (19 век). Одна мораль для женщин: ты должна быть "непорочной" и хранить "невинность" до брака. Замечательно. Совсем другие правила для джентльменов: мужчина должен до брака "нагуляться"... Резонный вопрос: а с кем ему следует "гулять"? Значит, заведомо предполагается некая социальная страта женщин, на которых эти правила не распространяется. И да, - для элиты и плебса тоже разная "мораль"
Но вот уже 20 век, свершаются революции, роли поменялись, можно всё: долой стыд, право "стакана воды" и.т.д... Свобода, равенство, братство и красота!
Появляются всевозможные "Лилички Брик" с двумя, а то и тремя мужьями. А почему нет? Гаремы что, только мужчинам разрешены?
Но потом возникает проблема строительства "общества нового типа" и весь этот балаган надо прикрывать. Великий вождь и учитель Иосиф Сталин призадумался об структурировании социума, точнее о "государственном строительстве". И как тут без создания "ячейки общества" - крепкой пролетарской семьи? И всё, увы, "сексуальная революция" отменяется и вот снова возвращается "мораль и нравственность". И так по кругу.
И подумала я: а вообще-то не надоело играть во все эти мутные игры по навязанным какими-то полубезумными людьми правилам?
Риторический вопрос.