Стамбульский археологический музей

Jan 20, 2022 08:09


Музей оказался просто открытием!

Я раньше бывала в разных археологических музеях. Все они были, конечно, очень занимательными: там как правило лежали всяческие вазы, пифосы, черепки, монеты и черепа, словом, всевозможная археологическая шняга -  словом, всё, что добры люди в земле нарыли.

Признаться, что когда мы туда шли, то и ожидали что-то подобное увидеть. Но ведь нет! То, что там перед нами предстало -  не лезло не в какие фантазии! Мы такого точно не ожидали.





Я начну по порядку.

Сначала, после всевозможных проверок заходим в музейный двор. Там стоят три дворцовых комплекса. Площадка перед дворцами заставлена всевозможными колонами, обломками статуй, какими-то огромными каменными бошками и резными саркофагами из цельных кусков мрамора.



Идем в первый корпус - чего!? - не много не мало - шумерские древности! (артефакты) Знакомые с детства вещи - я их еще помню с картинок в  школьных учебниках истории. Может копии? Побежала за аудиогидом, - хорошо, что был на русском. Нет, не копии - подлинные вещи. (Между прочим 3 тысячелетие до новой эры)





Потом пошли всевозможные Ассирийские и Вавилонские артефакты: изразцовые рельефа со странными существами, каменные изваяния крылатых быков, и - первые в истории человечества "письменные договоры" клинописью на глиняных табличках.... (документы, между прочим)





За толстым бронированным стеклом в тусклой подсветке там представлен -  Кадешский договор. Такой маленький, скромненький кусочек черепка и на нем клинописью что-то написано. Так вот - это первый в истории мирный договор между государствами:

"Египетско-Хеттский мирный договор  - единственное сохранившееся ближневосточное соглашение, заключённое между Хеттским царством и Древним Египтом на 21-й год правления фараона Рамсеса II ( 1259 года до н. э.) Первый исторически документированный мирный договор. Существовал в двух версиях, на древнеегипетском и на хеттском языках.

Этим договором правители обоих государств - Рамсес II и Хаттусили заключали пакт о ненападении, признавали друг друга союзниками, обещались оказывать военную поддержку от внешних или внутренних врагов и высылать «беженцев». Там же говорится о том, что цари Кхета и Египта обязывались не переходить со своими войсками границ друг друга, не начинать войны в случае каких-либо недоразумений, поддерживать друг друга в борьбе с врагами, а всё, что было написано на таблице договора, одобрено союзом богов, божествами мужскими и женскими.Мирный договор был скреплён браком между дочерью Хаттусили, получившей египетское имя  Маатхорнефрура, и фараоном Рамсесом II.

Копия текста договора представлена в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке."

Вот так. А с виду - скромный кусочек глиняного черепка.

Было там еще много всяких "документов" забавных. (Я, увы, про все поведать не могу, а только о тех, что мне в аудиогиде рассказывали)

Вот, например, клинописная табличка-договор, где один из сатрапов по имени Синаххериб описал свое царствование на шестигранных глиняных призмах с клинописными надписями.(Так называемые -  «анналы Синаххериба»).

В числе прочих царских обязанностей, есть, на мой взгляд, немного "экзотическая" (хотя, кто я, чтобы оценивать заботы древних):

Сатрап, каждый год в определенное время, согласно обычаю предков, обязан жениться (если вы понимаете о чем это я) на жрице Астарте.

Вот так, не много не мало -  а обязан! Бедняга человек, а если он не в "настроении" будет? И потом, он "жениться" должен как? - в приватной обстановке или при народе? Вообще-то не завидная доля была у древних сатрапов.

Там же стоит стела с рельефом этого самого царя Синаххериба, которая тут же еще и описывает его достижения, в числе прочих - расширение  столицы Ниневии.( Это 705-681 гг. до н.э., Месопотамия, северный Ирак. Мы же все помним фрагмент из Библии: "Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой, и множество скота?"(Иона 4:11)
Словом, много мужик всевозможных соседних земель завоевывал. Позже был убит своим сыном.

Казалось бы, музея древностей уж бы хватило на то, чтобы неделю приходить в себя, но не тут то было - там еще 2 дворца! Один - это римские и греческие древности, а другой - османские. И мы даже понятия не имели что там нас поджидало.

Дворец, размером почти в два раза больше нашего Пушкинского музея(изобразительных искусств им.Пушкина), под завязку забитый всевозможными греческими и римскими статуями богов, монетами, ювелиркой, бюстами вождей и героев, вазами краснофигурными и чернофигурными, склепами, надгробными плитами, саркофагами в два раза выше человеческого роста ... и кучей всего! Воистину, нужно хорошее здоровье и много сил, чтобы все это осмотреть, и, главное - переварить.

Красиво нереально, после греческих богов, думаешь, что можно выдохнуть, но не тут то было - зал с саркофагами и римскими склепами-надгробиями на подходе.

Я точно к этому не была готова!

Сначала так называемое Ликийское надгробие. Оно принадлежало какому-то сатрапу из Сидона. 5век до новой эры! Весь из цельного куска мрамора, выше человеческого роста почти в два раза и выглядит как новенький. В залах полутьма, мрамор мерцает и красота зверская. Аж дух захватывает. Сатрап сатрапил не зря - заслужил такую красоту.

Казалось бы, -  можно немного успокоится - и вот, - саркофаг -  не много не мало, а - Александра Македонского! Тут вообще дым из ушей! И главное, мой извечный вопрос - как они все это делали?

Как потом выяснилось, Александра Македонского в нем нет, а на самом деле, вероятно, он принадлежал сидонскому царю Абдолониму. Хотя, по времени он относится к годам смерти Александра (конец IV в. до н.э.), но там просто изображения его битвы с царем Дарием 3. Но все равно сильно впечатляет.

И уже окончательно меня добил римский саркофаг Сидамиры из Коньи с почти объемными фигурами в натуральную величину (первая половина III в. н.э.).  Причем сам он размером с комнату и сделан из цельного мрамора. Даже немного жутковато стало. И как-то грустно. От понимания того, что в искусстве точно нет прогресса: современные художники, даже самые лучшие и рядом не стоят с этим уровнем - и техники и эстетики.

Похоже, что для древних людей погребальная эстетика имела большое значение. Статус человека определялся величиной и стоимостью его гроба.

Под конец пошли залы с римскими надгробиями и аудиогид рассказывал истории людей, которые за ними были похоронены.

Оказывается, что гладиаторы были вовсе не зачуханными и бесправными рабами, а вполне себе состоятельными людьми. Среди них были даже свои звезды. Во всяком случае, в залах есть надгробия богатых гладиаторов, у которых были семьи, дети. некоторые умирали от старости и болезни и жены ставили им богатые надгробия с описанием их жизни и подвигов. Своего рода звезды шоу-бизнеса. ( А вот нынешние звезды Формулы-1 - это что? Разве не современная версия гладиаторских боев? Там же люди жизнью рискуют не меньше?) Тут же рядом надгробие судовладельца, но оно поскромнее гладиаторского.

Словом, я только малую часть пересказала всего того, что мы обнаружили в Стамбульском археологическом музее. Устали зверски.

P.S.

Что меня сильно удивило - почему так мало людей в таком роскошном (не то слово!) музее? То есть, к открытию -  в 10 часов утра, мы с Варей были вообще одни! Одни на весь корпус музея, который состоит из 3 дворцовых сооружений. Потом уже ближе к вечеру, когда начало темнеть, то стали понемногу подгребать какие-то группки. Мы же, едва волоча ноги, выползали оттуда с кашей в голове. Понятно, что одного захода мало.

И что совсем меня потрясло, когда в этот странный(с позволения сказать) Топкапы (султанский дворец) народу набилось столько, что даже какие-то мужики на конях его охраняли, а тут... Чудно все как то...

Я про эти Топкапы потом напишу, попозже немного.





















































































































































мысли вслух, Путевые заметки, еще картинка

Previous post Next post
Up