В Каир из Шарм-эль-Шейха мы добирались на каком-то кукурузнике. Самолет очень маленький и в аэропорту царила специфически арабская бестолковость: несколько раз проверяют сумки - сначала просвечивают, потом заглядывают внутрь, затем личный досмотр: какая-то закутанная в черное тетенька тебя ощупывает - просит ставить ногу на табурет( "ставь нога, ставь сюда нога!") после чего ощупывает каждую ногу снизу доверху. Потом это же они проделывали еще раз. Занятно то, что после всех этих процедур, уже в ожидании самолета, они разрешают ходить взад и вперед и куда угодно. Логику я искать перестала сразу. И все время кричат: "бистро, бистро проходи - бистро ходи!" Хотя сами эту же сутолоку и создают. Ничего не поделать - арабский колорит.
Уже в каирском аэропорту нас встретила дама с типично египетским обликом: лицо ее напоминало женские изображения на фресках: черная подводка глаз с концами уходящими к вискам и яркий контур губ. Говорила по-русски, очень быстро и с сильным акцентом. Назвала свое имя, но прозвучало оно сложно - или Сауда, или Савда, но потом предложила называть ее просто Света.
Очень симпатичная и яркая девушка. Сразу в автобусе начала энергично и много нам всего рассказывать: про политику Египта, про Каир и социальное неравенство, про положение женщин, про Мубарека, ныне покойного и нынешнего - Сиси, про цены, точнее как они выросли теперь, после революции в 2011, про эту революцию - как оно все было, про братьев -мусульман и как их победили. и.т.д... Политизированная такая была экскурсия.
Каир весь в какой-то дымке. На туман не похоже, говорят, что это от жары пыль поднимается. Красиво. Как-то сразу понимаешь, что ты - в Египте: жарко, влажно, пальмы и крики каких-то животных и птиц.
Когда мы проезжали город, то первое, что бросается в глаза - никаких светофоров и разметок на дороге, и, похоже, никаких правил движений тоже: все без конца сигналят, обгоняют друг друга; какие-то женщины и подростки пытаются как-то перебежать улицу - переходов тоже нет. Много трущоб и полуразрушенных домов: город очень большой и многолюдный и многоэтажки липнут одна на другую, большая часть почему-то без крыш и много мусора на улице.
Когда мы уже подъезжали к Каирскому музею, то Сауда нам рассказала про то, как 28 января 2011 года мародёры разбили несколько витрин и ограбили кассу, после чего была создана «живая цепочка». Похоже, что Сауда тоже была в этой цепочке - уж очень подробно и эмоционально она все рассказывала. Затем музей был взят под защиту военных.
Сам Каирский музей находится на этой легендарной площади Тахрир. Впечатляет и сильно. Такой пафосный и тяжеловесный колониальный стиль.
"Открытие музея в новом здании состоялось в 1902 году. Коллекция насчитывает около 160 тысяч экспонатов. В 1895 году победу в конкурсе присудили французскому архитектору Марселю Дюрнону за его проект здания в стиле неоклассического боз-ара. Органичное и простое здание с фасада украшено двумя колоннами ионического ордера и двумя греческими скульптурами женщин, олицетворяющих Верхний и Нижний Египет. Портал парадного входа дополнен головой богини Хатхор"
Понятие не имею что за стиль "боз-ара", но очень впечатляет - словно погружаешься в конец 19века: очень красиво, немного избыточно и чувствуется начало зарождение стиля модерн.
Потом началась новая чисто арабская сутолока. Сауда нам объяснила, что из-за большого наплыва туристические группы запускают только на час и что за 40 минут она нам проведет экскурсию, а 20 минут - сами гуляем в музее. И все - увы! Конечно, на такой музей это катастрофически мало, но делать нечего...
Хорошо, что экскурсия у нее была насыщенная и много любопытного и нового она нам рассказала, жаль, что все наспех.
Расскажу, что меня особо впечатлило. Нет, но, конечно, - впечатлило все. Все эти фараоны из камня, фигуры кошек, кошачьи огромные головы, фигуры красавиц с обнаженной грудью в виде скульптур и фресок, раскрашенные деревянные гробы и резные каменные саркофаги, груды позолоченной мебели и нереально красивой ювелирки - много всякого. Все набегу, побыстрей.
Потом Сауда подвела нас к огромной каменной голове Хатшепсут с наклеенной бородой - без бороды никак - фараонами могли быть только мужчины, хотя именно при ее правлении Египет достиг наивысшего процветания.
И вот уже под конец этой блиц-экскурсии Сауда остановилась перед одной деревянной скульптурой мужчины с тростью и сказала: "Вот скульптура, возраст которой - 6 тысяч лет! Давайте я вам кое что покажу..." После чего она взяла фонарик в телефоне и направила луч прямо в зрачки этого мужчины.
" А глаза вырезаны и инкрустированы из драгоценных камней" - добавила она. И вот тут даже мне стало слегка не по себе. Дело в том, что внутри зрачка этой скульптуры было аккуратно просверлено отверстие и расходились тонкие лучи - в смысле, - это было сделано внутри этого самого драгоценного камня (горный хрусталь, как потом я выяснила).
Вот сейчас я точно вообще ничего не понимаю. Как они это делали тогда? (Неолит только недавно закончился)
И я стала расспрашивать Сауду:
-- Почему дерево не истлело за такой срок?
--- Ливанский кедр.
--- Как они это сделали?
--- Своими древними инструментами - это все, что она могла ответить.
И еще - работа очень выразительная. Очевидно портретное сходство, словно ты была с этим человеком знакома и при этом, - филигранная обработка дерева.
Я сейчас поподробней расскажу про эту скульптуру.
"Каапер или Ка-апер, также известный как Шейх эль-Белед - древнеегипетский писец и жрец, живший на рубеже 4-5 династий (около 2500 год до н. э.). Несмотря на своё невысокое положение, известен благодаря своей искусной деревянной статуе. Его мастаба обнаружена в 1860 году Огюстом Мариетом в саккарском некрополе. Статуя высотой 112 см вырезана из древесины сикомора и наши дни выставлена в Каирском
Египетском музее (CG 34). Статуя изображает шагающего полного мужчину с посохом в руке. Круглое, спокойное лицо выглядит реалистично благодаря глазам, выполненным из
горного хрусталя и небольших
медных пластинок. Возможно, белое пятно на глазу является первым упоминание
катаракты в
истории медицины"
Это официальная информация из Википедии, но она никак не отвечает на вопрос: как они это сделали? Я потом пыталась порыться в научных статьях и нашла только это:
"На рубеже III тысячелетия до н. э. в Египте практически на пустом месте произошел необъяснимый технологический рывок. Словно по мановению волшебной палочки в предельно сжатые сроки египтяне возводят пирамиды и демонстрируют невиданное мастерство в обработке твердых материалов - гранита, диорита, обсидиана, кварца… Все эти чудеса происходят до появления железа, станков и прочего технического инструментария. Впоследствии уникальные навыки древних египтян столь же стремительно и необъяснимо исчезают…"
То есть, наиболее "научное" объяснение наших дней такое: прилетел Гарри Поттер в голубом вертолете, взмахнул волшебной палочкой(а что, они же так и пишут) и вот, - технологии возникли!
Вот еще кое-что нарыла:
"С древнеегипетскими статуями связана еще одна загадка. Речь идет о глазах, сделанных из кусочков горного хрусталя, которые вставлялись, как правило, в известняковые или деревянные изваяния. Качество линз настолько высокое, что мысли о токарных и шлифовальных станках приходят сами собой.
Американский исследователь считает, что наибольшего мастерства в обработке линз Египет достиг примерно к 2500 году до н. э. После этого столь замечательная технология отчего-то перестает эксплуатироваться и впоследствии забывается вовсе. Единственное разумное объяснение - кварцевые заготовки для моделей глаз египтяне откуда-то заимствовали, а когда запасы иссякли, прервалась и «технология»."
Я почему так на этом зафиксировалась? Мне многое непонятно. Например, мне непонятно как они делали эти свои всевозможные скульптуры из гранита и доломита - это одни из самых прочных камней?
Я помню, еще в 90-х годах, нам надо было сделать скульптуры из дерева для предстоящей выставки. У нас тогда были заготовки из стволов липы и тополя - это мягкие породы. Мы с Сергеем сначала купили резаки в художественном салоне. Они так и назывались: "Резаки для художественных работ по дереву".
Проблема в том, что работать ими было невозможно - они тупились: доводи не доводи, затачивай не затачивай - хлам, словом. Потом мы колбасились по всей Москве искали толковые резаки - бесполезно. Потом, моя институтская подруга Света привезла Сергея в гости к одному своему приятелю, который занимается промыслом - Богородска резьба и который хотел заняться просто творчеством. Мы подарили ему альбом "Деревянная скульптура Русского севера". Парень был несказанно счастлив - там было множество идей для его работы, и он в благодарность подарил Сергею резак. Резак был старый, видавший виды, рукоятка обмотана изолентой, но он все-таки резал. Мы его храним до сих пор как зеницу ока. Качественная сталь.
Заметьте, это я рассказываю про инструмент для резьбы по мягкому дереву. Как они гранитные скульптуры вырезали? Как они дырки в горном хрустале сверлили?
Мне в этом музее даже как-то не по себе стало. Все эти версии истории и древние хронологии, которые нам впаривают - это по сути какой-то бред, где концы с концами никак не сходятся.
Факт тот, что нет никакого ответа не только на вопрос - где мы? (в хронологическом смысле этого слова), но и кто мы? Да и вся эта эволюционно-обезьянья теория тоже не стыкуется нигде и никак. Хронологически выходит, что мы, не успев превратиться из обезьяны в человека, не успев пройти "неолитическую революцию" (это когда зерно выращивать стали, сельское хозяйство, словом) сразу начали на станке граниты шлифовать, да и горный хрусталь между делом сверлить. Вопрос?
Жаль, что долго предаваться этим меланхолическим раздумьям нам не дали, так как за оставшиеся 20 минут нам надо было успеть осмотреть весь музей, и вот уже мы, как персонажи мультфильма Том и Джерри, начинаем метаться по залам и этажам, мимо всевозможных нагромождений мумий, разукрашенных гробов, сфинксов, золотых масок и всей прочей некрофильской шняги.
Успели заскочить в зал Тутанхамона. Золотой саркофаг даже немного напугал своим изобилием золота и всевозможной роскоши.
Вот немного еще из "научных" публикаций:
"Тутанхамон - это, в общем-то, мало чем примечательный фараон, который правил Египтом примерно с 1336 по 1327 год до н.э. и в возрасте 19 лет уже умер.
Говарду Картеру, одному из ученых, открывших могилу Тутанхамона в 1922 году, даже принадлежат следующие слова о молодом фараоне: «При нынешнем состоянии наших знаний мы можем с уверенностью сказать только одно: единственным примечательным событием его жизни было то, что он умер и был похоронен».
Однако имя Тутанхамона на устах у всех - это произошло потому, что его захоронение оказалось единственным из открытых на сегодняшний день, которое не подверглось последующему разграблению. Учитывая то, что могила Тутанхамона была очень скромной, можно только предполагать, с какой роскошью хоронили именитых фараонов Египта."
Потом пробежали зал, где лежали мумии. Странное и удручающее зрелище. Нам немного Сауда рассказала, что у древних людей была некая жизненная программа: скопить средства на раскрашенные гробы и на специалиста по мумифицированию, который из тебя сделает сушенную воблу. Соответственно личный статус измеряется количеством золота на усыпальнице и качеством работы мумификатора. Там этих раскрашенных гробов - целые залы с застекленными шкафами в несколько рядов.
Почему-то сразу вспомнила текст из Матфея: "Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мёртвых и всякой нечистоты"(Мф 23:27)
Наверно Иисусу доводилось видеть эту игру тщеславий через все эти статусные похороны. Хорошо, что Он нам принес другую жизненную парадигму.
P.S. Я немного еще про египетские древности накопала, может кому любопытно:
«Помните, вот тут мы смотрели уникальные
кадры вскрытия гробницы Тутанхамона. В 1925 году британский археолог Говард Картер обнаружил два кинжала, скрытые под погребальными одеяниями фараона. Находку долгое времен не признавали в мировом ученом сообществе, поскольку подобные изделия просто не встречались в древнем Египте. Фараона Тутанхамона мумифицировали более 3 300 лет назад, а технология, позволяющая получить аналогичные материалы была разработана лишь в средние века."
И еще:
"... в 2016 году учёные из Италии и Египта изучили нож, с которым был захоронен фараон Тутанхамон, правивший в 1332-1323 годах до нашей эры. В результате было установлено, что нож сделан из железно-никелевого метеорита, по всей видимости, методом холодной ковки. Соответствующая статья
опубликована в журнале Meteoritics and Planetary Science. Для исследования ножа учёные использовали метод флуоресцентной рентгеновской спектроскопии. С её помощью удалось показать, что в ноже содержится почти 11% никеля. Это исключает его выплавку из обычной железной руды: содержание никеля в изделиях из неё без процесса легирования никелем, недоступного в ту эпоху, не может превышать 4%. Кроме того, в ноже обнаружилось значительное количество кобальта. Высокая концентрация кобальта в металлических метеоритах типична для тел, образовавшихся ещё в ранней Солнечной системе и не испытавших температурной дифференциации, из-за которой в земном железе содержание кобальта низко."
"Не меньшую загадку представляют древнеегипетские изваяния, созданные из сверхпрочных материалов. В Египетском музее каждый желающий может увидеть статую, высеченную из цельного куска черного диорита. Поверхность статуи отполирована до зеркального блеска. Ученые предполагают, что она относится к периоду Четвертой династии (2639-2506 гг. до н. э.) и изображает фараона Хафру, которому приписывается строительство одной из трех самых больших пирамид Гизы.
Но вот незадача - в те времена египетские мастера использовали лишь каменные и медные инструменты. Мягкий известняк такими орудиями обрабатывать еще можно, но диорит, который представляет собой одну из наиболее твердых пород, ну никак нельзя.
С древнеегипетскими статуями связана еще одна загадка. Речь идет о глазах, сделанных из кусочков горного хрусталя, которые вставлялись, как правило, в известняковые или деревянные изваяния. Качество линз настолько высокое, что мысли о токарных и шлифовальных станках приходят сами собой.
Глаза деревянной статуи фараона Хора, подобно глазам живого человека, выглядят то голубыми, то серыми в зависимости от угла освещения и даже имитируют капиллярную структуру сетчатки! Исследование профессора Джея Эноха из университета Беркли показало удивительную близость этих стеклянных муляжей к форме и оптическим свойствам реального глаза.
Американский исследователь считает, что наибольшего мастерства в обработке линз Египет достиг примерно к 2500 году до н. э. После этого столь замечательная технология отчего-то перестает эксплуатироваться и впоследствии забывается вовсе. Единственное разумное объяснение - кварцевые заготовки для моделей глаз египтяне откуда-то заимствовали, а когда запасы иссякли, прервалась и «технология»."