Остров очень странный. Вообще-то там всё какое-то странное, даже немного мистическое: все деревья покрыты серыми лишайниками и выглядят как прямые серые столб, в тени которых растут густые папоротники и еще какое-то немыслимое количество непонятных рыжих грибов. По траве нам ходить не разрешали - только по тропинкам, поэтому эту необычную растительность с грибами рассмотреть близко не получилось.
Сам остров небольшой - 5 км. в длину и 2км. - в ширину. Раньше здесь находился один из древнейших монастырей, который был основан в 14 веке монахом Арсением Коневецким.
С этим Арсением всё тоже не так однозначно. Родился он в Великом Новгороде и был кузнецом-медником. (По тем временам очень престижная профессия).Потом юноша оставляет дом и уходит в монастырь, где получает монашеское имя Арсений. (Как его звали при рождении - не известно.)
Через десять лет суровой монашеской жизни, он отправляется на Афон.
Там, на Афоне, он проходит ещё более аскетический опыт, после чего, получив духовное напутствие афонских старцев, Арсений возвращается в родные края. Ему дали задание - основать монастырь по Уставу Святой Горы.( По Афонскому уставу)
"Преподобный снарядил судно и отправился в плавание в поисках уединённого места ..." - так написано в его житии.
Сначала он приплыл на этот остров, но потом решил покинуть его, но не смог - непогода возвращала лодку к берегу. И тогда святой решил основать здесь монастырь.
Первое чудо, которое он здесь совершил было связано с Конь-камнем. ( К этой реликвии нас сразу повели, как только мы припыли на этот странный остров.)
Дело в том, что до прибытия сюда Преподобного Арсения, на этом месте было популярное языческое капище. Жители окрестных земель ежегодно привозили на этот остров табун лошадей на выпас, после чего одного коня приносили в жертву, веря, что живущие под камнем духи будут охранять стада животных. Распространённая практика среди язычников того региона.( Судя по всему, камень этот остался после сошествия ледника.)
А вот что написано в святцах: " Чудотворец не мог потерпеть подобного идолопоклонства - с молитвой он обошёл этот камень и окропил святой водой. В тот же миг из-под валуна вылетели бесы, превратились в чёрных птиц и улетели... "
После этого действа магическая сила камня исчезла и впоследствии на нём соорудили часовню.
Потом Преподобный поселился на возвышенности, которую назвали Святой горой и уже к 1390 году к святому стали приезжать ученики, а в 1398 построили первую каменную церковь, куда поместили привезённую с Афона икону.
Через какое-то время Преподобный вновь уезжает на Афон, откуда возвращается на двух кораблях, наполненными припасами и "множество потребного"для монашеской жизни.
Сначала остров этот принадлежал Новгородскому княжеству, потом был присоединён к Московскому царству, потом, после 1918 года вошёл в состав Финляндии, но, после Финской войны, в декабре 1939 года Северное Приладожье вместе с островом Коневец отошли с Советскому Союзу.
Когда остров был в составе Финляндии, сюда приезжал Маннергейм и встречался с игуменом.
Но, в связи с известными событиями, в марте 1940 года все монахи вместе с утварью остров покинули.
С окончанием войны и до конца 80-х здесь находился испытательный полигон ВМФ и остров был закрытой зоной.
А уже в 1991 году государство передало остров обратно Православной Церкви, и уже в том же году при ремонте пола были обнаружены мощи Преподобного Арсения Коневского. (Не понятно, правда, как они их идентифицировали, впрочем, - и не важно)
Теперь на острове снова мужской монастырь и находится он на той самой Святой горе. Говорят, что послушники живут строго по афонскому уставу. Может быть, я не знаю, так как нас туда не пускали. Туристов водят только к Конь-камню и ещё ко вновь отстроенному в двухтысячных годах монастырю. Словом, новая туристическая достопримечательность для пассажиров круизных теплоходов.
Романтично, интересно и очень красиво. Приезжайте обязательно.
P.S.
Мне вот что непонятно со святым Арсением. Он что искал, точнее, - чего хотел то?
То есть: он либо искал тишины и уединения, или хотел проповедовать истину? Мне одной так кажется, что одно как-то исключает другое. Или я ошибаюсь? Думаю, что для проповеди каких либо новых идей необходимо некое включение в социум, что неизбежно влечёт общение с людьми. А уединение - напротив, - предполагает ноль контактов. Разве на Афоне было недостаточно уединения?