В Пушкинском сейчас новая выставка, - называется: "Снейдерс и фламандский натюрморт 17 века". Открыта с 8 октября.
Мы помним, что Снейдерс - сподвижник Рубенса; работал сначала с ним в одной мастерской, потом отделился и стал специализироваться на натюрмортах.
Очень странный период в искусстве. В первой половине 17 века прошла самая жуткая война в Европе - это Тридцатилетняя война, которая мало того, что унесла почти половину населения (а где-то и 2/3), но и спровоцировала массовый голод, эпидемии и всяческие катастрофы. После неё была перекроена карта Европы и полностью поменялась система управления.
А что же мы видим на картинах того времени? Так это сплошь пышнотелые и белокожие красавицы в парче и золоте (чаще, конечно, обнажённые) и горы огромных роскошных натюрмортов с фруктами, букетами, дичью и фужерами, таинственно бликующими при свете свечей. Отдельный жанр - это двухметровые букеты из каких-то неведомых цветов. (Стиль Барокко называется. Как раз в то время создан.)
Что это доказывает? Не знаю. Но, совершенно определённо, что искусство никак не отражает окружающую реальность, а является скорее бегством от неё. Художники изображают свои грёзы (свои, или заказчика) и это скорее своеобразная форма эскапизма (или мимикрия).
По своей должности Рубенс был дипломатом и это он во многом способствовал завершению Тридцатилетней войны. Его художественная деятельность была скорее прикрытием (или хобби), благодаря которому он мог свободно перемещаться между враждующими странами. Получал богатые заказы от влиятельных людей. Все эти его пышные дамы - это то, что он, или его патроны, хотели видеть вокруг себя, а не то что отражало повседневную жизнь. В реальности был сплошной Освенцим, если не хуже.
Выставка сборная: там, помимо Снейдерса, есть ещё много других авторов того периода, среди них - даже правнук Брейгеля(того самого, что "Охотники на снегу"). Оказывается, что это была целая династия художников. У Яна Брейгеля роскошные такие букеты, очень тщательно выписанные, мерцают в темноте как драгоценные камни.
Картины все красивые, совершенно нереальная техника исполнения, словом, всё как положено в 17 веке.
Как мы помним, Тридцатилетняя война была между католиками и протестантами и такой жанр как натюрморт, - получил своё развитие в основном у протестантов. Религиозные изображения не поощрялись - это язычество, и поэтому все важные визуальные благочестивые послания делались через язык символов.
Нам, теперешним, много непонятно и почти всё надо как-то расшифровывать, но для людей того времени, похоже, - всё там что-то значило. На каком-то очень ярком натюрморте почему-то по-латыни написано: "Небесное не таково" (Caelestia non sunt sicut quod). Что сие означает - знаю.
Я много нафотала фрагментов, потому что лично для себя на этих выставках вижу смысл в рассматривании деталей: как всё сделано, техника, мазки, лессировки и.т.д... Хотя многое мне непонятно. Я вот о чём.
Музей открывается в 11 утра. За полчаса до открытия уже две очереди: одна за билетами (и уже весьма солидная), другая - с купленными билетами. Народу прилично так. Сфоткать работы почти проблематично - толпятся, мешают. Особенно удивило количество сильно пожилых людей, многие буквально с палочками и ходунками.
При этом в Москве сейчас полно разнообразных выставок всевозможного "современного искусства" - очень ярких, концептуальных, выразительных и.т.д. Толп я там не помню.
(Подобную историю я наблюдала в Варшаве. Там построили огромную стеклянную галерею современного искусства. Много этажей, просторные светлые залы... И никого вообще. Мы там одни шарахались, слушая эхо своих шагов. А в той же Национальной галерее - давка всегда.)
Непонятно это всё, а тем более теперь, во время "научно-технического прогресса"? Сейчас искусственный интеллект ( ChatGPT) научился такие картинки фигачить - так просто обалдеть можно! - всё что угодно тебе нарисует, да ещё и нечеловеческой красоты! Художники уже нафиг никому не нужны! Сиди вот тут у своего монитора в тепле, чаёк попивай и всевозможную красоту рассматривай... И чего ради тащиться в промозглый холод, стоять в очереди, толпиться и всё это для того, чтобы посмотреть как рисовали полубольные полуголодные люди 400 лет назад? Непонятно.
Небесное не таково.