Хотя все сюда ломятся из-за воздушных шаров, но как по мне, то подземные города куда интереснее.
(Шаров, правда, не было из-за погоды, о чём очень переживали все в нашей группе. Но я была даже рада - больше времени на пещеры. Да и погода была живописной - такие тёмные низкие тучи, ветер шумит и гул в пещерных трубах.)
То, что они называют пещерными поселениями - это убежища первых христиан, которые прятались от преследований ещё при Нероне. Там были целые подземные города, которые начали выдалбливать в вулканическом туфе еще во 2 тысячелетии до новой эры.
Сейчас нашли 6 подземных городов, но вполне возможно их найдут и больше. Некоторые во времена распространения христианства были превращены в монастыри. Жаль, что всех их осмотреть не получилось - всё как всегда - на бегу...
Остановились мы с группой в городе Кайсери. (Хотя, настоящее его название - Кесария Каппадокийская. Такое название дал городу император Тиберий, после того, как сделал его римской провинцией.(8 год нашей эры. Современник Христа. Само название от слова "кесарь" - то есть - цезарь)
Но всё же главная слава этого города - именно здесь был центр распространения христианства и именно в Кесарии родился святитель Василий Великий (330 год.), где и получил архиепископскую кафедру.
Город очень древний: говорят, что в 5 тысячелетии до новой эры здесь уже были поселения.
Сейчас он полностью мусульманский, но до захвата его сельджуками(1080 год.), был заселён армянами. ( По официальной статистике, ещё в 19 веке армяне составляли около 60 % населения Кесарии)
А до этого он был завоёван Александром Македонским и, после его смерти, передан диадоху Пердикку.
А до этого принадлежал Персии... и.т.д...
И ещё, - в 3 веке здесь родился христианский великомученик Георгий Победоносец. ( такая страна, как Грузия ( Georgia) - названа в его честь.)
Кайсерия - это один из городов местности под общим названием - Капподокия. Про неё ещё написано в письме апостола Пётра:
" Апостол Иисуса Христа, пришельцам, рассеянным в Понте, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифинии, избранным" (1Петра, гл. 1, ст. 1).
Здесь же, в Капподокии, согласно тексту Деяний, на апостолов сошёл Дух Святой:
" Когда сделался этот шум, собрался народ, и пришел в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием. И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне? Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились. Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии..." (Деяния святых апостолов. гл. 2, ст. 8 - 9).
Впечатление, конечно, колоссальное. Бродить по этим древним и священным местам, лазить по пещерам, где прятались первые христиане - очень волнительно. Всё красиво, величественно, загадочно... И я могу ещё долго пересказывать всевозможные исторические сведения этого фантастического места, но мне хотелось бы немного порассуждать вот о чём:
Когда рассказывают про Каппадокию, то первым делом упоминают "великих Капподокийцев". Жили они в одно время - 4 век, были земляками и сподвижниками,(друзьями, но не всегда), происходили из одного места и, главное, - окончательно сформировали догматическое христианское богословие. Я сейчас даже Мережковского могу процитировать:
" Бродя по всем этим закоулкам едва сдерживаешь некий благоговейный трепет. Ведь именно здесь жили те, кого мы сейчас называем: "Великие каппадоки́йцы" или отцы Церкви - это Василий Великий, Григорий Богослов и Григорий Нисский!"
( Д.С. Мережковский. «Смерть богов. Юлиан Отступник» Каппадокия - место действия его романа.)
О них всегда пишут как о : " ...великие просветители, которые в IV веке внесли значительный вклад в христианское богословие и церковную жизнь, разработав, в частности, учение о Троице, а также введя праздник Рождества..."
Считается, что главная их заслуга в том, что они "... завершили формально-диалектическую обработку церковного догмата Святой Троицы" (это не мои слова, так в энциклопедии написано)
Иными словами, самые первые христиане в течении 300 лет как-то обходились без этого догмата, а потом уже - всё, без него никак, без него уже получается - еретики какие-то, то есть - неправильные христиане? Немного непонятно как-то... Словом, ты обязан свято верить в то, что разумом и логикой ты понять не можешь и не сможешь никогда?
Правда потом, уже в 16 веке, стали появляться протестанты, которые стали ставить под сомнение этот самый тринитарный догмат, ссылаясь на то, что христиане 1 века не только не разделяли, но и вообще не знали концепции Троицы, и что ни в Ветхом Завете, ни в Новом Завете , нет ни термина «Троица», ни прямых указаний на её существование. Но, увы, последующая их участь была незавидной.( это я про протестантов)
Что же касается меня, то я ничего не отрицаю и ничего не утверждаю. Я просто вообще не знаю ничего и, главное, - не могу знать по определению.
Главный аргумент тринитарных теологов в том, что: " Троица - это мистическая тайна, недоступная для ограниченного человеческого ума."
Но тогда встаёт вопрос, имеет ли право этот ограниченный ум делать конкретные заключения о структуре Бога и уж тем более - придавать этим утверждениям статус догмы.
Иными словами, мы в себе то разобраться не можем: ничего не знаем ни про свой мозг и ни про своё тело, мир и природа вокруг нас - пугающая тайна, но при этом берёмся декларативно что-то о Боге утверждать.