Это даже не дворец, а так - охотничий домик. Но, тем не менее, - кругом избыточная роскошь, груды всякой непонятной масонской шняги - какие-то огромные безумные вазы в человеческий рост не пойми куда и зачем, тяжеленные люстры, под которыми стрёмно ходить, стены обложены деревянными резными панелями с жутковатыми резными головами каких-то странных существ - то ли Медузы Гаргоны, то ли какого-то лесного монстра...
Словом, мы поняли, - у людей кучи денег и толпы дешёвой рабочей силы и куда всё это девать - а фиг знает... Когда кругом толпы нищих полуголодных людей-илотов, то скорее всего только такая эстетика и возможна.
( А почему мне на ум постоянно приходили именно илоты, а не то, что в учебнике истории называлось крепостными крестьянами? Тут всё просто - схема одна и та же.
В греческой Спарте жили два никак взаимно непересекающихся субэтноса - илоты, которые находились в полном подчинении у другого этноса - спартанцев - прекрасных, закалённых и сильных людей. Материальную базу для существования спартанцев обеспечивала прослойка, которая так и именовалась - илоты, что в переводе означает - государственные рабы.)
От нас же, праздношатающихся пенсионеров на экскурсии, скорее всего ожидался восторг от увиденного. Этакое восхищение нищих перед роскошью. Не знаю - у кого как, но у меня одно только чувство всё это рождало - недоумение и обескураженности. Во всём это было что-то нездоровое и натужное. ( Я, конечно, человек нищий, но даже у меня не получалось всем этим восхищаться) Хотя, конечно, панорама с видом на море прекрасна. А двухсотлетние пинии возле парадной лестницы - это, пожалуй, самое примечательное во всей этой экспозиции.
Это я про экскурсию в Массандровский дворец если что. Раньше он назывался "Охотничий домик царя Александра 3 в Массандре".
А почему фатум? Дело в том, что дама-экскурсовод много всего печального рассказала про этот дворец, точнее про судьбу его обитателей. Начну по-порядку.
По внешний виду он напоминает рыцарский замок. Хотя, если честно, скорее похож на декорацию к какой-то романтической опере (типа " Кольца Нибелунгов" Вагнера). Такой громоздкий симулякр не пойми к чему.
(Само понятие симулякр означает изображение (или копию) того, чего нет в реальности. Образ своих грёз. Некоторые люди даже кладут на это свои жизни. Они называются художниками.)
В 19 веке созданием этих построек занимались практически все страны и это именовалось - Эпохой Романтизма. Тогда же люди начали конструировать всевозможные "национальные мифология", "национальные идеи" и.т.д... Потом уже повсюду начинали вырастать всевозможные "крепости Небелунгов", "замки Нойшванштайны" и тому подобное. Массандровский дворец из этой же серии.
Вообще-то, сначала сие сооружение строили для графа Воронцова - богатейшего человека Российской империи. Подсчитать количество дворцов, которыми владел граф сейчас немного затруднительно. По некоторым данным - это 7, по другим - 10. Помимо просто дворцов, у него еще было три имения в средней полосе России. А уже в Крыму у него их было 5. Имение - это система дворцовых комплексов с несколькими сооружениями и с территорией земли размером с город. Словом, человек явно не бедный.
Следуя общей моде, он решил построить здесь дворец в "традиции историзма". (Простите, я понятие не имею, что это означает). Но при покупки земли вышла несколько мутная история:
Скажем так, - прекрасная природа Крыма так понравилась графу(впоследствии - светлейшему князю), что он решил скупить себе в собственность очень (даже очень) большие участки. И тот факт, что у земли были прежние хозяева, конечно послужил препятствием, но временным... Словом, земля принадлежала каким-то людям, которые здесь жили раньше, но, как решил граф, цитирую:"... такая ситуация тормозит развитие края" И поменяв предварительно законодательство о собственности, поменяли соответственно, и собственника.
Ситуация вполне стандартная и, вроде, ничего нового, но как говорят местные легенды, в случае с массандровской землёй подручные графа налетели на "сильную ведьму", которая, естественно, ничего хорошего им не пожелала. Так это или нет - я определённо не знаю, но вот хронология истории этого самого замка.
Начнём с того, что название местности - " Массандра" - дали древние готы в 3веке н.э. Что оно означает так уже никто и не знает. Никто и не знает кем были самые первые жители. Жили здесь и скифы, и тавры, и аланы, которые приняли христианство, потом греки, потом османы... Первым владельцем массандровских земель после присоединения Крыма к Российской империи, стал французский принц Карл Нассау Зиген. Он командовал черноморской гребной флотилией.
Затем земля ещё несколько раз поменяла собственников, пока не перешла к семейству Воронцовых. Место с самого начала было стрёмным. (Естественно, когда досталось не самым чистым образом).
Сначала здесь построили охотничий домик номер один, но его довольно быстро разрушила буря. Потом умер сам хозяин - граф М.Воронцов. После смерти отца, сын, Семён Воронцов, решил построить уже свой "охотничий домик" в романтическом стиле. (люди иногда совсем намёков не понимают).
Замок задумывался построить по мотивам раннего французского Ренессанса. Всё это, конечно, прекрасно, но строительство было прервано внезапной смертью архитектора, а затем и самого Семёна Воронцова. Работы приостановились на 10 лет. И уже в 1889 году имение у наследников покойного приобрел Александр 3.
Строительство возобновилось в 1891 году. Здание решили нагрузить элементами в стиле Барокко.
Когда Александр 3 возвращался из своего крымского имения, случилось крушение поезда. Царская семья чудом спаслась, но после этой истории монарх прожил 6 лет. До всей этой истории был на редкость сильным и здоровым человеком.
История повторилась, Александр3 скончался в 1894 году. И новый царь, Николай 2, решил завершить строительство. В 1902 году замок был достроен. Мебели там особо не было, так как жить там никому не хотелось и числился он как охотничий домик.
Историю Николая2 мы все помним, пересказывать нет смысла.
После Октябрьской революции 1917 года имение, естественно, было национализировано.
В 1929 -41годах здесь был санаторий "Пролетарское здоровье"
Потом в помещении замка расположился научно-исследовательский институт вина "Магарач".
( Признаться, когда я услышала слово "Магарач", то я уже реально вздрогнула. Это история на моей памяти.
Было это как раз во время антиалкогольной компании. Газеты много об этом писали, да и слухи разные ползли.
Вот цитата из очерка Юрия Черниченко «Мускат белый красного камня»:
" Известный во всем мире ученый Павел Голодрига посвятил жизнь тому, чтобы вывести такие сорта винограда, которые были бы устойчивы к болезням, вредителям и не боялись морозов. И только настоящие хозяйственники знали истинную цену новым сортам Павла Голодриги.
Но когда в СССР была объявлена антиалкогольная кампания и из министерств приходили разнарядки на вырубку виноградников, понятно, что многие степные хозяйства пустили под топор в первую очередь комплексно устойчивые сорта.
Тогдашний директор НИИ винограда и вина «Магарач» Павел Яковлевич Голодрига, поняв, что гибнет дело всей его жизни, покончил жизнь самоубийством..."
История тогда много шума наделала.
Потом, до 89 года дворцовое здание использовалось как правительственная дача.
А уже в 1991 Массандровский дворец получил статус музея.
Вот такой у нас "хруст французской булки" и других, увы, нет.