Оригинал взят у
2001photo в
Рисующий свет – угловые размеры
Рисующий свет - самый главный ИС. Он задает точку отсчета для экспонометрии остальных ИС. Но его основная функция - формировать объем снимаемого объекта. Фотографы прилагают много усилий и средств для того, чтобы их изображение выглядело более объемным. И не использовать возможности рисующего ИС по передаче объема было бы странным, по меньшей мере.
Рис. 25
Рис. 26
Рис. 27
Рис. 28
Рассмотрим, как формируется объем снимаемого предмета. Если мы захотим нарисовать шар, то первое, что мы сделаем, это обозначим линией форму предмета (рис. 25). Однако, такая фигура (в нашем случае это диск) будет плоской, лишенной объема. Чтобы придать шару объем, нам понадобится рисующий ИС, формирующий на предмете светотеневой (тональный) градиент (рис. 26). Этот градиент и формирует объем шара. Обратите внимание, чем протяженней градиент, чем большую часть предмета он занимает (между точками A и B), тем более объемное изображение шара мы получим. Но протяженность градиента, а значит и способность рисующего света передавать объем, зависит от угловых размеров ИС. Угловые размеры ИС учитывают как протяженность (ширина и высота) ИС, так и его удаленность от освещаемого объекта (иллюстрации нет). Чем больше и размер ИС и/или меньше дистанция до освещаемого объекта, тем больше угловые размеры, а значит и объемность света. Вот почему фотографы называют большие ИС - объемным светом.
Жесткий свет - противоположность объемному. Малые угловые размеры жесткого ИС сокращают протяженность градиента (рис. 27), следовательно, ухудшают передачу объема. Если вы затрудняетесь это заметить, то прикройте листом бумаги области правей точки A или левей точки B, чтобы увидеть участки шара ставшие “плоскими”.
Как определить угловые размеры ИС: мысленно проложите две линии от освещаемого объекта в направлении краев ИС (рис. 28 A и B). Угол между этими линиями и будет угловым размером ИС. Обратите внимание, если ваш ИС не квадратной или круглой формы, то его вертикальные и горизонтальные угловые размеры не будут равны (B и C), значит, не будут равны и протяженности вертикальных и горизонтальных градиентов. Как этим пользоваться я расскажу позже.
Внимание! Не путайте жесткость света, (его угловые размеры) влияющую на протяженность градиента, и контрастность света, т.е. разность в светлоте крайних точек градиента. Эти две характеристики градиента независимы, и имеют разную природу происхождения.
На практике, фотографы не оперируют значениями угловых размеров ИС. Это возможно, потому что фотографы придерживаются определенных дистанций между ИС и снимаемым объектом. В различных жанрах фотографии эти дистанции могут отличаться. В портретной фотографии, например, они обычно больше, нежели при съемке натюрморта. Поэтому портретисту, для поддержания объемности света, чаще требуется ИС большего размера, чем фотографу, специализирующемуся на натюрморте. Чтобы нам продвигаться дальше, я предлагаю сейчас условно разделить ИС на следующие:
- Жесткий свет - до 20 сантиметров.
- Полужесткий свет - 40-60 сантиметров.
- Объемный свет - более 80 сантиметров.
Значит ли вышеизложенное, что жесткий, и, следовательно, необъемный ИС нельзя использовать в качестве рисующего света? Вовсе нет. Но на то нужна причина.
Рис. 31. Жесткий свет
Рис. 32. Смягченная фактура
Рис. 33. Подчеркнутая фактура Так какому свету отдать предпочтение, жесткому или объемному? Казалось бы, ответ на вопрос очевиден: объемный свет лучше жесткого. В большинстве случаев так и есть. Но существуют ситуации, когда жесткий свет лучше донесет идею автора.Графичное изображение получается, когда гамма полутонов сведена до минимума: черное и белое. К такому результату стремится привести именно жесткий ИС (рис. 31).Объемный свет размывает границу падающих теней. Такая, не имеющая отчетливого контура граница, неприметна, и не отвлекает на себя внимание зрителя от главного в портрете: корпуса и лица человека. Однако, если линии падающих теней станут существенной частью замысла кадра, нам вновь понадобится жесткий свет (рис. 31). В портретной фотографии объемный свет имеет еще одно важное преимущество: он смягчает фактуру кожи, характерную для возрастных моделей (рис. 32). Жесткий свет, наоборот, подчеркнет фактуру морщин, неблагоприятный рельеф, приобретаемые с возрастом. Поэтому, в тех редких случаях, когда идеей портрета будет подчеркнутый возраст модели, то жесткий свет поможет это сделать (иллюстрации нет).
Хотите убедить зрителя в том, что снимали при солнечном освещении, в свете свечи или сценических прожекторов - используйте жесткий свет, характерный для таких источников. Объемный свет, имитирующий свет окна, будет, в большинстве случаев, смотреться органичней при съемке в интерьере.
Выбор жесткого света - первый шаг в сторону создания драматичного изображения. Для лиричного, напротив, свойственен объемный, мягкий свет. Я не могу объяснить почему, но я так чувствую эту зависимость. К тому же это предположение хорошо сочетается с некоторыми технологическими моментами постановки светового рисунка, о которых я буду писать позже.
Итак, преимущества объемного рисующего ИС при съемке портрета очевидны: лучшая передача объема, смягчение фактуры кожи, ненавязчивые границы падающих теней, естественный, для интерьера, характер света. Но, в некоторых случаях, у нас есть причины для использования жесткого света: желание создать графичное изображение, подчеркнуть фактуру кожи, привлечь внимание зрителя к границе падающих теней, имитация жесткого ИС или создание драматичного изображения.
Решение использовать жесткий источник при съемке портрета очень серьезный шаг, особенно в случае заказного портрета. Я редко прибегаю к такой крайности, обычно склоняясь к компромиссному, полужесткому свету.