«Сотворим человека по образу Нашему и по подобию» (Быт.1:26),
Святитель Иоанн Златоуст из беседы:
" т.е., чтобы он был господином и над всем видимым, и над возникающими в нем страстями, чтобы начальствовал, а не был под начальством. А если он, оставив начальство, захочет лучше быть под начальством, чем начальствовать, то уже перестает быть и человеком, и навлекает на себя имя безсловесного животного. "
" И воззрел [Господь] Бог на землю, и вот, она растлена, ибо всякая плоть извратила путь свой на земле." (Бытие 6 : 12)
Откровение Св. Апостола Иоанна Богослова :
20:15 " И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное."
Вселенский Учитель Церкви Святитель Иоанн Златоуст
Беседы на Книгу Бытия
А чтобы тебе увериться, что Писание преданных нечестию и нерадящих о добродетели обыкновенно не удостаивает и имени человека, послушай тех слов Божиих, о которых мы вчера сказали: «не имать Дух Мой пребывати в человецех сих..., зане суть плоть» (Быт.6:3).
Я, говорит (Бог), дал им, вместе с плотью и власть (или: существо) души; а они, как бы обложенные только плотью, так вознерадели о доблести души, что сделались наконец совершенно плотью.
Видишь, как Бог называет их за нечестие плотью, а не человеками! И далее, как вы тотчас узнаете, Священное Писание называет их землей за то, что они совершенно предались земным помыслам; именно говорит: «растлеся же земля пред Богом» (Быт.6:11), разумея здесь не чувственную землю, но землей называя живущих на ней.
А в другом месте не называет их даже плотью, ни землей, не считает их даже с у щ е с т в у ю щ и м и в настоящей жизни за то, что они не творят добродетели. Послушай, что пророк вопиет и говорит среди главного города, Иерусалима, где столько тысяч, где бесчисленное множество народа: «Приидох, и не бяше человека: звах, и не бяше послушающого» (Ис.50:2), не потому, чтобы никого не было, но потому, что бывшие были не лучше не бывших.
И опять в другом месте: «Обыдите, - говорит, - и видите, аще есть един творяй суд и правду, и милосерд буду» (Иер.5:1).
Видел ли ты, как Божественное Писание называет Человеком того только, кто творит добродетель и живет по Божески, а прочих не считает даже существующими, называя их то плотью, то ЗЕМЛЕЙ?
Поэтому и теперь, обещая изобразить родословие праведника, Божественное Писание говорит: «Ное Человек», он только Человек, а прочие не человеки, но, имея вид человеческий, злой волей погубили благородство своей природы, и из человеков ниспали до неразумия животных.
А что и людям, существам разумным, когда они уклоняются в нечестие и становятся пленниками неразумных страстей, Божественное Писание дает названия зверей, послушай, как оно говорит в одном месте: «кони женонеистовнии сотворишася» (Иер.5:8).
Смотри, как оно, за чрезмерное сладострастие, дает (человеку) наименование безсловесного.
А в другом месте: «яд аспидов под устнами их» (Пс.139:4). Здесь оно разумеет тех, которые подражают коварству и хитрости этого зверя (аспида).
И опять иных называет псами немыми (Ис.56:10-11), и опять говорит: «яко аспида глуха и затыкающаго уши свои» (Пс.57:5), разумея тех, которые закрывают уши для учения о добродетели. И много можно найти имен, которые Божественное Писание дает людям, по нерадению вдающимся в скотские страсти.
Видеть это можно не только в Ветхом Завете, но и в Новом. Послушай, что говорит Иоанн Креститель иудеям: «Порождения ехиднова, кто сказа вам бежати от будущаго гнева» (Мф.3:7).
Видишь, как и здесь лукавство воли их он обозначил именем зверя? Что же может быть несчастнее людей, преданных нечестию, когда они лишаются и самого имени Человека и подвергаются тем большему наказанию за то, что, получив от природы многие средства (к добродетели), не воспользовались ими, по своей воле ниспав (с высоты) и обратившись к нечестию? Таким образом, когда современники (Ноя) явились недостойными имени (Человека), а этот праведник, при таком оскудении добродетели, явил в себе столь великую добродетель, то Божественное Писание, начав родословие этого мужа, говорит: «Ное же Человек».
Можно встретить и другого праведника, которому это имя дано вместо величайшей похвалы и который этим именем прославляется преимущественно перед всеми другими, как ревностно подвизавшийся в добродетели.
Кто же он?
Блаженный Иов, подвижник благочестия, герой Вселенной, который один вытерпел те невыносимые беды и, приняв безчисленные стрелы от лукавого демона, остался неуязвленным, и, как некоторый адамант, мог перенести все напасти и не только не погрузился в столь великих волнах, но и стал выше их, - испытав на теле своем все страдания вселенной, от этого явился еще светлее.
Непрерывность бедствий, следовавших одно за другим, не только не поразила его, но и возбудила еще к большей благодарности, и он вполне выказал свое благомыслие, нанесши дьяволу смертельную рану и доказав, что он напрасно усиливается и идет против рожна.
Этого святого хваля и прославляя еще до борьбы и столь великих подвигов, человеколюбец Бог сказал дьяволу: «Внял ли еси мыслию твоей на раба моего Иова, зане несть на земли, яко он, человек непорочен, праведен172, истинен, благочестив, удаляяйся от всякия лукавые вещи» (Иов.1:8)?
Видишь, и он прежде всего прославляется общим именем Человека? -
«Внял ли, - говорит, - на раба моего Иова, зане несть» подобного ему человека? Хотя и все подобны, однако не по добродетели, а только по виду; но не в этом - человек, а в том, когда кто, уклоняясь от нечестия, подвизается в добродетели.