Историк Владимир Мосс
СОБОР В САН-ФРАНЦИСКО
В 1961 году был заложен первый камень в основание нового кафедрального собора РПЦЗ в Сан-Франциско. Однако архиеп. РПЦЗ Тихон из Сан-Франциско заболел, поэтому временным управляющим епархией и ответственным за строительство собора был назначен архиеп. Лос-Анджелесский Антоний.
Он и обнаружил пропажу, связанную с финансированием проекта, оказывается, более 150 000 долларов были украдены старостой прихода Евгением Храповым, и потребовал прекратить сбор средств и обеспечить сохранность и учет денег, необходимых для завершения строительства, прежде чем приступать к нему. Был избран новый приходской Совет, но архиеп. Тихон, по просьбе Храпова и других бывших прихожан архиеп. Иоанна (Максимовича) в бытность его правящим архиереем Шанхая, ходатайствовал перед Синодом о назначении архиеп. Иоанна для приезда в Сан-Франциско и решения проблемы. В конце 1962 года арх. Иоанн Максимович получил благословение Синода РПЦЗ на перевод своей кафедры из Брюсселя в Сан-Франциско.
По прибытии Владыка встал на сторону своих бывших шанхайских прихожан и разрешил основать «Общество мирян», которое, по словам секретаря Синода, о. Георгия Граббе, представляло собой орган власти, параллельный епархиальной власти архиереев и соперничающий с ней. Владыка митрополит писал владыке Иоанну, чтобы он не допускал появления этой организации. Владыка промолчал и согласился на организацию празднеств по этому случаю в день своих тезоименитств. Это общество, возглавляемое темными личностями, намеревалось захватить власть над всей Зарубежной Церковью через владыку Иоанна. После того, как это общество разовьется в Калифорнии, нечто подобное последует и в других странах, поскольку эти люди откуда-то имеют большие ресурсы. В полной тайне, например, они купили владыке Иоанну дом, о котором он никому ничего не говорил, но о котором стало известно из газет… Редактор «Русской жизни» Делянич, связанный с солидаристами и Шаховским [архиепископом Сан-Францисской митрополии], вместе с некой женщиной купили этот дом за 62 000 долларов с задатком в 9000 долларов и в течение месяца оформили его на имя владыки Иоанна.
Однако архиеп. Иоанн М. сообщил Синоду, что по прибытии он застал дела в общине в состоянии «паралича; приходской Совет состоял в основном из сторонников архиепископа Антония, которые отказались ознакомить его с документацией, а когда наконец передали ее ему, она находилась в состоянии «преднамеренного беспорядка».
Но о. Георгий объяснял все иначе: «Приходской Совет, избранный при владыке Антонии, поначалу пытался сотрудничать с владыкой Иоанном, хотя и был недоволен его назначением. Но затем пошли жалобы на то, что Владыка игнорирует Совет, передает его функции посторонним лицам, не соглашается призвать жертвователей на строительство собора, пытается заполнить приход сторонниками Храпова, не имеющими права голоса, чтобы иметь право голоса на общем собрании, ничего не делает для исправления Устава по указанию Совета и т. д. Надо сказать, что, по-видимому, большинство жалоб были обоснованными». О. Георгий заключил: «Владыка Иоанн, вместо того чтобы примирить стороны… напротив распалил конфликт. Такой злобы, как сейчас, среди нас никогда и нигде не было. Более того, прихожане разделились примерно 50 на 50».
В мае 1963 года владыку Иоанна М. вызвали на заседание Синода. Четыре часа продолжались обсуждения за закрытыми дверями. В итоге большинством голосов было решено удалить его из Сан-Франциско.
Когда Владыка вернулся с этим в Сан-Франциско, среди паствы начались массовые волнения, и в Синод была направлена петиция с большим количеством подписей с просьбой не удалять любимого Архипастыря. Противная сторона также удвоила свои усилия. В своем рапорте в Синод от 23 июля владыка Иоанн писал: «Была опасность массовых драк, я старался, насколько мог, сдерживать людей, мое присутствие сдерживало это рвение не по разуму, но, к моему глубокому прискорбию, все, что было сделано для установления мира в моей пастве в течение четырех месяцев, было уничтожено одним ударом в один день». Митрополит Анастасий вызвал владыку Иоанна и беседовал с ним в течение часа, в результате чего временное управление Епархией было возвращено владыке Иоанну еще на полгода…
Но страсти не утихали. 9 июля должны были состояться перевыборы членов приходского Совета и старосты. Но сторонники владыки Антония были категорически против. Синод решил направить на выборы своих наблюдателей. «Однако святитель Иоанн публично заявил, что ни Синод, ни Собор не имеют права вмешиваться во внутренние дела его епархии». Ситуация к этому времени выходила из-под контроля… Среди множества телеграмм, направленных в Синод в поддержку владыки Иоанна, обнаружилось, что более 1000 из них были подписаны несколько раз одними и теми же людьми, в том числе и почившими!
На Храпова и владыку Иоанна был подан иск за нецелевое использование финансовых средств. Суд постановил приостановить строительство собора до окончания судебного процесса. Противники владыки Иоанна вызвали на суд нескольких архиереев РПЦЗ правого консервативного направления: Архиепископов Никона (Рклицкого), Антония (Синкевича) Лос-Анджелесского, Виталия (Устинова) Канадского и Серафима (Иванова) Чикагского. На скамье противников вместе с архиеп. Иоанном были архиепископы Аверкий и Леонтий, а также епископы Савва и Нектарий. От оппозиции выступал также о. Георгий, посланный митроп. Анастасием, чтобы заявить во время процесса, что Совет имеет полное право заниматься епархиальными делами. Это вызвало в церковной общественности крики о том, что «Граббе судит святого». В своем отчете Синоду владыка Иоанн писал: «На первое слушание прибыл секретарь Синода протопресв. Георгий, один из самых влиятельных членов клики. Его постоянные встречи с адвокатами истцов привлекли к себе внимание… Мне с болью приходится видеть и наблюдать развал Зарубежной Церкви, выгодный только ее врагам. Мы, ее иерархи, не можем допустить ни этого, ни того, чтобы одна организованная группа господствовала над остальным епископатом и любыми средствами вводила то, чего она желает…»
Архиеп. Иоанн был оправдан судом в деле о финансовых махинациях, и 13 августа Архиерейский Собор РПЦЗ принял решение утвердить его в Сан-Францисской епархии. Однако 18 августа состоялось «Чрезвычайное собрание Инициативной группы противников архиеп. Иоанна М.». На этом собрании «группа, стоящая за чистоту Синода», заявила, что они не одиноки, что «Американский Совет церквей [преимущественно протестантская организация] уже принял к сведению окружение архиепископа Иоанна и обещал поддержку» («Новая Заря», № 8618, 20 августа 1963 г.). Владыку Иоанна обвинили в том, что «уже полгода он ведет переговоры с Греческой и Сербской Церквами… чтобы присоединиться к одной из них… и с этой целью пытается завладеть имуществом собора «Всех скорбящих Радость»… Вл. Иоанн окружил себя людьми с коммунистическим прошлым».
Монахиня Кассия пишет «Оказалось, что св. Иоанн был более прав [в отношении прав епархиального архиерея по отношению к Синоду], но с практической точки зрения его связи с «мирянами» едва не привели Зарубежную Церковь к расколу, что, конечно, сыграло бы на руку врагам Православия. Созданное Храповым «Общество мирян» преследовало далеко не мирные цели; его члены были связаны с враждебными РПЦЗ кругами и стремились любыми способами если не уничтожить, то, во всяком случае, ослабить ее - в частности, путем внесения в нее раскола. Поскольку Храпов и «миряне» обладали очень большими финансовыми ресурсами, они смогли развернуть в газетах целую кампанию по очернению Синода РПЦЗ и нападкам на отдельных иерархов. «Общество мирян» провозгласило тезис о том, что ни одно из постановлений Синода или Собора не может быть действительным, если оно не подтверждено мирянами, и всячески пыталось подорвать авторитет иерархии, требуя совершенно бессмысленных с канонической точки зрения реформ в Церкви. С другой стороны, «Общество мирян» даже как будто собиралось подкупить Синод, предоставив через святого Иоанна чек на 250 000 долларов на нужды Синода. Однако Синод отказался принять этот взнос до тех пор, пока Общество не будет реорганизовано в Церковное братство…. В конце концов митр. Анастасий понял, что не в состоянии справиться с управлением, и, созвав чрезвычайный Собор, предложил избрать нового Первоиерарха, которым стал святитель Филарет.
«В своем первом выступлении на Соборе в качестве митрополита святитель Филарет, цитируя Столыпина заявил по поводу деятельности «мирян»: «Не запугаете!». После этого «миряне» и их сторонники среди иерархов, в частности архиепископ Сиракузский Аверкий и архиеп. Чилийский Леонтий, на некоторое время затихли, но затем их активность возобновилась. Миряне «осуждали не только о. Георгия Граббе, но и митр. Филарета Вознес., и в целом иерархию РПЦЗ».
Дочь о. Григория, Матушка Анастасия Шатилова, дает другое толкование этому делу: «Принял Вл. Иоанн и новостильников румын (не ставя им вопроса о новом стиле), для которых хиротонисали Епископа Феофила. Скоро выяснилось, что он наркоман. Митр. Филарет отказывался с ним служить. Кажется, он потом «ушел на страну далече».
«Потом появился на сцене голландец Иаков. Его принял Вл. Иоанн не только с возможностью сохранения нового стиля, но даже и западной Пасхалии! Собор потребовал немедленно прекратить этот скандал. Иакову поставили ультиматум и он тут же перешел в Московскую Патриархию».
«Теперь, с уходом отца и сына протоиереев де Кастебальжак к грекам киприановцам - миссионерская деятельность Вл. Иоанна, можно сказать, позорно закончилась. Вся его миссионерская деятельность оказалась полнейшим фиаско!»
«Мне рассказывал о. Владимир Шишков, что Митр. Филарет Вознес. послал его (тогда еще иподиакона) с указом не то отменить приходское собрание, не то переменить его дату. Вл. Иоанн М., не читая указа, разорвал его и бросил в мусор, при этом заявив, что ни Синод, ни Собор не имеют права вмешиваться в дела его епархии».
«Затем, очень скоро, начался судебный процесс о владении церковью. На суде владыка Иоанн М. подтвердил свое мнение о том, что он полностью независим как от Синода, так и от Собора».
«Митр. Анастасий тогда послал моего отца, от имени Синода защищать в суде иерархический церковный строй. На это - сразу же в прессе появились истерические вопли: «Граббе судит Святого».
«Ввиду этого, состоялось постановление Синода о запрещении Вл. Иоанна в священнослужении, особенно, когда выяснилось, что Вл. Иоанн Максимович уже даже дал задаток в 9, 000 долларов для покупки дома, который должен был стать параллельным Синоду в Сан-Франциско! У Митр. Филарета уже был подписанный об этом Указ и, даже билет в Сан-Франциско, который он должен был ему лично передать. В это время пришло сообщение о скоропостижной кончине Вл. Иоанна М.. Она спасла его от ужасного греха раскола»...
«Митр. Филарет облегченно вздохнул и поехал уже на погребение, а мой отец перекрестился и сказал: «слава Богу, что он умер в Сан-Франциско, а то сказали бы, что я его убил».
Ожесточение, вызванное этим довольно загадочным делом, затянулось, и в 1966 году архиеп. Аверкий писал митр. Филарету: «Среди небольшой группы епископов появилась тенденция создать «свою партию» и стремиться к власти в Церкви. Среди нас начались скандалы, которые, увы, ведут нашу Церковь к гибели, при этом расширяя и углубляя свою деятельность с того времени и по сей день».