Я расскажу вам о том, кто всегда меня вдохновлял.
Малкольм X:
"Я обвиняю белого человека!
Братья и сестры. Я пришел сюда сказать: я обвиняю белого человека. Я обвиняю его в том, что он величайший преступник на земле. Я обвиняю его в том, что он величайший расхититель на земле.
Нет в этом мире места, где можно было сказать, что здесь белый человек создал мир и гармонию. Куда бы он ни пошел, он создает ужас и хаос, он несет с собой повсюду разрушение и упадок. Я обвиняю его в том, что он величайший разрушитель, в том, что он величайший преступник на этой земле.
Я обвиняю его в том, что он величайший мошенник и грабитель на этой земле. Я обвиняю белого человека в том, что он величайший подонок на этой земле и он не сможет отрицать эти обвинения.
Мы не допустим, чтобы забыли эти обвинения. Вы не американцы, вы - жертвы американцев. У вас не было выбора. Вы не приехали сюда сами. Белые люди не сказали: "Идите сюда, черные братья и сестры. Построим вместе Америку". Нет. Белый человек сказал: "А ну иди, скотина, в трюм" и привез нас сюда.
А потому, мы не американцы. Я не американец и вы не американцы. Вы представляете 22 миллиона черных, которые стали жертвами Америки. Мы никогда не видели здесь никакой демократии. Какая была демократия на хлопковых плантациях Джорджии ?
Разве вы видели демократию на улицах Гарлема, Бруклина, Детройта, Чикаго ? Какая там демократия ? Видели ли мы когда-нибудь демократию ? Нет, не видели. Мы видели лишь лицемерие. Нам неизвестна "американская мечта". То, что мы испытываем, это - американский кошмар."
Конечно вы узнали его, узнали кто автор 'этих слов.
Малкольм Икс, или эль-Хадж Малик эш-Шабазз; урождённый Малкольм Литтл (англ. Malcolm Little); 19 мая 1925, Омаха, Небраска - 21 февраля 1965, Нью-Йорк) - афроамериканский исламский духовный лидер и борец за права чернокожих.
Да, эти слова должны вызвать возмущение, если не понимать, когда они были сказаны, в какой атмосфере ненависти и отказе в элементарных правах черных американцев.
Позднее брат Малкольм отказался от своих убеждений. Но они ведь не взяты с потолка, они стали побегами, зернами же для которых стали века рабства и угнетения. Разве мы не оставим им такого права? Разве мы откажем человеку право быть человеком.
Борьба за свои права в составе большой конткультуры США 60-ых годов привела к тому, что через 50 лет в самой расисткой белой стране мира, президентом стал черный. Да. Конечно такие взгляды о равенстве рождены тем, что любая несправедливость осуждалась мировым сообществом. Тогда у мира была совесть. Совесть рожденная достижениями социализма, которые были громким укором капиталистическим странам.
Помню одно интервью где Малкольм говорил. "Я не знаю фамилию своих предков, а то что я носил при рождении это фамилия тех, кто владел нашей семьей. Поэтому моя фамилия Икс (Х) - Неизвестное."
После ознакомления с его жизнью еще лет 10 назад. Очень часто ловлю себя на том, что возвращаюсь к событиям его жизни. Непонятый, убитый своими бывшими сторонниками. Соратник и друг величайшего Мухаммеда Али.
Его выступления полны силы и независимости.
"Никто не может дать тебе свободу. Никто не даст тебе равенство, справедливость или что-либо другое. Если ты мужчина, возьми их сам.“
Его отказ от своей фамилии, как клейма рабовладельца купившего его предков, до сих пор имеет отголоски в культуре западных исполнителей. Хотя конечно в карикатурном смысле, когда исполнители указывают буквы вместо фамилий.
Конткультура США 60-ых - это целый океан. Борьба за права человека, как она благородна. Люди сейчас видят борьбу за свои права в США разных групп, даже не представляют какой у этой деятельности благородный ореол. Мы смотрим на современных борцов за социальные блага, пособия, на феминизм 3 волны и недоумеваем - люди страдают ерундой.
Опошлить можно всё, любое движение и идею если во главе её станут мелкие и малодушные люди, ищущие сиюминутные выгоды. Но наш долг помнить, кто был пионером этой борьбы.
Эпизод из его биографии с чтением толкового словаря запомнился мне надолго.
Слово "Черный"
Переносное значение: Мрачный, безотрадный, тяжёлый. Чёрные мысли. Чёрные дни. Преступный, злостный. Чёрная душа. Чёрная измена. Чёрное дело сделал кто-н. Чёрные силы реакции.
Даже не надо читать смысл слова белый, мы все с ним знакомы.
Этот расизм, он в культуре.
Или описание Христа. Почему Господь белый? Задавался прихожанин церкви.
Этим фактом, как аргументом угнетатели веками объясняли рабам, так хотел Бог, мы белые - как он, мы должны править Посмотри. Это закон жизни.
Протестом стало массовый отход в Ислам черных борцов за свои права в США 20 века.
Метания, из-за того что он разочаровался в своем наставнике и предводители движения за права черных США -60 ых Элайдже Мухаммаде, который оказался не так благороден, как ожидал Малкольм, привели к разрыву с братством. Разрыв и последующий отход от расистских идей не мог остаться без последствий для него, но он опять как прежде говорил о своих взглядах, отважно высказывался, осуждая теперь любой расизм и белый и черный.
"Брат, помнишь случай, когда белая девушка из колледжа пришла в ресторан - она хотела помочь чёрным и белым объединиться, а я сказал ей: нет, даже не думай, и она ушла в слезах? Что же, я дожил до времени, когда сожалею об этом."
Этот эпизод описанный им напоминает нам правило, которого придерживались все сторонники движения - "Не принимать никакой помощи от белых".
Итог понятен, он был убит своими же бывшими сторонниками.
Надо сказать это сейчас мы видим равенство людей в США и не понимаем отказа от дружбы с белыми, черные разве мало получили? Но тогда общество было иным. Большинство белых открыто высказывались и признавались в расистских взглядах. А трагический случай с убийством черных школьниц в церкви Бирмингема поехавшим расистом и сторонником белой Америки, хорошо отражает настроение той эпохи.
Конечно я много могу писать и говорить о нем, он достоин того, чтобы о нем помнили.
Даже его бывшие сторонники, которые инициировали его убийство оплакивали его, отдавая дань "блистательному черному принцу":
"Есть те, кто, будучи другом негритянского народа, сочтут своим долгом просить нас поносить его, избегать даже памяти о нём, спасать себя вычёркиванием его из истории наших беспокойных времён. Многие спросят, что Гарлем может чтить в этом неистовом, противоречивом и дерзком молодом капитане - и мы улыбнёмся.
Многие призовут нас отвернуться - отвернуться от этого человека, поскольку он не человек, а демон, монстр, подрывной элемент и враг чёрного человека - и мы улыбнёмся.
Они скажут, что он состоит из ненависти - фанатик, расист, - который может лишь навредить тому делу, за которое вы боретесь! И мы ответим и скажем им: «Говорили ли вы когда-то с Братом Малкольмом? Касались ли вы его, или улыбался ли он вам когда-либо? Слушали ли вы его когда-нибудь по-настоящему? Совершал ли он когда-либо нечто жестокое? Упоминал ли он когда-то о своей связи с насилием или любыми проявлениями общественных волнений?» Ибо если бы вы [говорили с ним], вы бы знали его. И если бы вы знали его, вы бы знали, почему мы должны чтить его"