В Краснодарском крае очень много прекрасных мест. Южные территории Кубани вообще удивительны по ландшафтной красоте. С краем у меня с детства сложились особые отношения, воспоминания храню до сих пор. Невозможно забыть кисло-сладкую, желтую, размером с грецкий орех алычу, сочные груши, огромный тутовник, от которого и руки, и язык становятся черного цвета… Отдельного рассказа заслуживают ночная иллюминация на Кубани - скопище светлячков (которых, к сожаленью, в последнее время все меньше и меньше), горные реки и, конечно же, горы.
Два года назад мне посчастливилось побывать в предгории Кавказа, а точнее - в Гуамском ущелье. Это ущелье реки Курджипс, расположенное на участке между поселками Мезмай и Гуамка Апшеронского района. Оно находится на самой северной окраине плато Лагонаки. Длина ущелья 3 км, глубина 400 м.
Удивителен тот факт, что по ущелью тянется узкоколейная железная дорога. Это часть Апшеронской узкоколейной железной дороги, которая является одним из самых необычных объектов железнодорожного транспорта России. Это последняя сохранившаяся в стране «горная» лесовозная узкоколейная железная дорога. Судьбу железной дороги решили оползни и наводнения. Участок этой дороги в Гуамском ущелье в настоящее время автономный.
Никакой социальной нагрузки поезда, курсирующие по ущелью, не несут: если раньше дорога связывала горные села, то теперь это туристический объект. Кстати, во время последнего наводнения в 2000-х в реку смыло паровоз, его доставать не стали, поэтому он до сих пор лежит на дне ущелья.
На паровозиках перевозят туристов всего на несколько сот метров вглубь ущелья. На конечной станции - небольшое кафе, а далее - идешь пешком до тех пор, пока хватит сил (нам хватило до ближайшего горного села). Пейзажи Гуамки завораживающие. Дорога для пешеходов пролегает по правой стороне ущелья (маршрут следования - с севера на юг). Слева - Курджипс и отвесные скалы. Дорога виляет, иногда ширина ущелья составляет всего несколько метров. Железная дорога по ущелью практически не прерывается, уходя в его глубь.
Однако после многочисленных наводнений железнодорожное полотно находится в плачевном состоянии, её ремонтом никто не занимается, а для туристов она становится своеобразной тропинкой: идти по шпалам проще, чем по камням. По пути встречаются несколько памятных досок.
Почти через час мы были поселке Мезмай. Дальше - Красная Поляна (именно туда шли немцы, которых остановили партизаны). Раньше железнодорожное сообщение для поселка было единственным средством транспортной связи с большой землей (сейчас, если не врут источники, организовано автомобильное движение с восточными поселками предгорья, но по неасфальтированным дорогам).
Обратная дорога показалась короче. Внимание привлекали водопады, флора, фауна и пейзажи, которые были недоступны взгляду пару часов назад.
На последний рейс туристического поезда мы опоздали. Остановились у кафе, где нас оставил поезд, переждали дождь, попробовали местное пиво. Через полчаса двинулись на выход.
Не знаю, откуда организуется туристический маршрут (а он точно организуется - автобусы мы видели), но если вас занесет на черноморское побережье Краснодарского края, обязательно поезжайте в Гуамку.