С днем рожденья, KUSTANAS!

Dec 07, 2013 19:27



Поздравляем! У нашей фирмы день рождения!
Нет, это не коммивояжер с чудо-утюгами и пылесосами!
Это 4-летие основания Уральской кондитерской мануфактуры! За эти годы мы прошли тернистый путь, о котором мы и расскажем.
Вообще, идея заняться реальным бизнесом появилась после финансового кризиса 2008 года, когда нам стало ясно, что фондовый рынок, на котором мы до этого работали - это нечто виртуальное, карточный домик, неустойчивый к изменчивой конъюнктуре.
Захотелось сделать что-то значимое, «на земле», а не в офисе. После изучения потребительских рынков России, опыта успешных отечественных компаний, выбор пал на кондитерский рынок, а именно на мучные кондитерские изделия. Как нам показалось, в этом сегменте заложен большой простор для инноваций как в производстве новых видов изделий, так и в маркетинге.
Когда мы начинали, у нас почти не было средств - первую партию продукции - 40 кг песочного печенья - нам вручную за целый день изготовили 3 кондитера в арендованном цехе в Уфе. Эту партию мы в 40-градусный мороз отвезли и продали в магазин за 100 км от Уфы - в п. Толбазы.  Однако у нас не получилось договориться с хозяином цеха по стоимости аренды и, получив первый в жизни опыт производства печенья, мы вернулись в офис и начали искать подходящие помещения для нашего цеха. Это оказалось не очень простым делом - санитарные нормы накладывают много требований и ограничений для производственных помещений. Объездив несколько десятков объектов, мы нашли здание колхозной пекарни в далекой деревне Мурадым Аургазинского района, которую нам предложили использовать бесплатно - лишь бы работали
.

В мае 2010 года мы арендовали домик в этой деревне, купили недорогое б/у оборудование - миксер, печку, столы, своими силами отремонтировали здание пекарни, подвели к ней водопровод, провели канализацию с выгребной ямой, смонтировали отопление и электрику. К сентябрю пекарня была готова, мы приняли на работу 8 женщин из деревни, пригласили по рекомендации технолога Татьяну из Стерлитамака, которая за пару недель обучила нас и наш персонал кондитерскому искусству. Сертифицировали производство и в октябре 2010 года, подписав договор поставки с сетью из 40 магазинов «Семерочка», начали выпускать продукцию. Наш ассортимент был достаточно широким - 5 видов печенья: курабье, овсяное, сдобное, конвертики, заварное, кексы - все это делали вручную, производительность наших 8 кондитеров была низкая - 100-150 кг в смену.


Долго ломали голову над брендом, и в конце концов остановились на названии «Гостинец»; фасовали печенье также вручную, в пластиковые контейнеры по 300 гр., сверху вручную приклеивали этикетки - порой на это уходили целые ночи. Несмотря на полную загрузку производства (отгружали в месяц под 5-6 тыс. пачек печенья) и дешевую рабочую силу, зарабатывать не получалось - мы изначально отказались добавлять в продукцию «химию», поэтому сроки ее хранения были короткими - 14-30 дней; в итоге мы получали очень много возвратов просроченной продукции.
Масштабировать производство не получалось - сказывалась низкая производительность ручного труда. Отопление пекарни было на электричестве и очень дорогим, для экономии мы снижали температуру в системе после работы, отвозили на санках в дом масло, чтобы на следующий день оно было теплым и пригодным для взбивания. Из-за этого пару раз систему замораживало - приходилось ее разбирать и отогревать тепловыми пушками.
Жили мы в деревенском домике, со всеми «удобствами» на улице, «приносной» водой из колодца. Зимой в доме было очень холодно - казалось, его насквозь продувало суровым степным ветром.
А летом в дом лезло бесконечное число всяких жучков, в огороде выросли красивые зеленые кусты, которые оказались коноплей (пришлось скосить), а под яблоней поселился ежик.
Были в Мурадыме и проблемы с водой - край оказался засушливым, и воды порой попросту не было - приходилось привозить ее с колодца в больших железных бидонах. Чудили и электрики - нередко вероломно отключая электричество во всей деревне; в итоге несколько тележек с заварным печеньем были этим погублены и скормлены местным курам-гусям-козам.
В апреле 2011 года удалось приобрести отсадочную машину Таурас-Феникс, которая кратно повышала производительность труда, но требовала новых знаний и умений.


В то же время я съездил в Турцию, посетил несколько кондитерских фабрик и вернулся в Уфу с двумя большими сумками разного вида печенья и ворохом идей по производству новых видов продукции.


Мы решили скопировать печенье Biskrem с шоколадной начинкой турецкого холдинга Ulker, но этот вид продукции оказался очень сложным и высокотехнологичным - оно отличается рецептурой теста, его температурой, шоколадной начинкой, способом отсадки, режимами выпечки. Забегая вперед, скажу, что нам удалось освоить его выпуск через 3 года и нескольких десятков опытов и экспериментов.


А вначале шоколадная начинка выкипала (мы думали, что дело только в ней), тесто было невкусным. Я несколько раз летал в Стамбул, чтобы выпытать у янычаров секреты шоколадной начинки, привезти особое масло для ее производства - но в итоге ничего не получалось.



Для того чтобы увеличить сроки хранения продукции и повысить производительность по упаковке продукции, летом 2011 года мы приобрели фасовочную линию. Думаю, даже японцы бы удивились тому, как мы попытались разместить все это новое оборудование в крохотной колхозной пекарне.


К осени 2011 года наши проблемы обострились - спрос на продукцию сильно снизился, а нас тяготила перспектива повторения зимних испытаний прошлого года. К счастью, нам повезло найти помещение в городе Мелеуз (конечно, в 2 раза дальше от Уфы, но зато это город, со всеми достижениями цивилизации), и в ноябре 2011 года мы попрощались с хлебосольным Мурадымом. Как мы переезжали в 20-градусный мороз, через окна вытаскивая громоздкое оборудование - это отдельный триллер.


В Мелеузе нам пришлось начинать все с начала: ремонт помещений, монтаж электрики, бурение скважины под воду, получение тех. условий и заключение договоров на газ, энергоснабжение. Кроме того, мы решили поменять бизнес-модель и отказаться от ручного производства, максимально механизировав производственные процессы. Разработка новых рецептур, сертификация производства (с увеличением сроков хранения продукции за счет герметичности упаковки), отладка оборудования - на все это ушло ровно год. Открытием для нас было то, что использование натуральных продуктов - молока, яиц - а не заменяющих их и удешевляющих порошков, очень сильно влияет на вкус и качество производимого продукта.  Теперь мы используем только натуральное, несмотря на то, что его стоимость постоянно растет.
В ноябре 2012 года мы приняли участие в выставке «ПродЭкспо» в Уфе, где представили нашу новую продукцию - она всем очень понравилась, единственно не оценили наши дизайнерские изыски.





Поэтому первое, чем мы занялись в 2013 году - это заказали разработку бренда и дизайн упаковки у профессионалов. В брифе для дизайнеров мы указали, что помимо высокого качества и натуральности наших продуктов мы предлагаем уникальное позиционирование - покупатели приобретают наше печенье, чтобы подарить тепло, заботу и любовь для самых близких людей. Нам хочется, чтобы люди получали незабываемые эмоции, когда дарят и получают добро, и хотели делать это вновь и вновь.
Дизайнеры предложили нам 3 варианта, народным голосованием мы выбрали бренд «Гостинец от лисички и зайчика».




В апреле 2013 года новая упаковка и новый продукт были готовы. Переговоры с торговыми сетями существенно упростились, и мы заключили контракты с несколькими местными компаниями; в настоящее время ведем переговоры с федеральной розницой.


Для подтверждения высокого качества мы прошли дополнительную добровольную сертификацию по программе "Продукт Башкортостана".





Параллельно мы заказали новую отсадочную машину, которая позволила реализовать комплекс инноваций и после очередной серии опытов и экспериментов наконец-то освоить выпуск печенья с шоколадной начинкой. В ноябре 2013 года мы выпустили это печенье в красочной упаковке под нашим брендом, успешно презентовали его на выставке «БашПродЭкспо», где завоевали золотую медаль.





Вообще, производственный бизнес - это постоянные опыты, эксперименты, постоянное уточнение бизнес-модели, рецептур, технологий, упаковки. К примеру, в нашей новой упаковке я изначально чувствовал какой-то диссонанс, но не мог понять, в чем он заключается - ответ я нашел только через полгода, в этом помогли дизайнеры московского агентства.
2013 год оказался для нас очень плодотворным и успешным, хотя работать приходится по-прежнему очень много, порой по 16 часов в день. Все это время бизнес находился "на подсосе", в середине 2014 года, когда были готовы и отработаны уникальные рецептуры и технологии, стало понятно, как изменить бренд, упаковку, наработаны компентенции работы с розничными сетями, деньги закончились. Для масштабирования проекта нужен смелый инвестор чтобы приобрести поточную линию. Размер инвестиций - около 2 млн. USD...

Previous post Next post
Up