Оригинал взят у
vita_colorata в
ВязникиВязники вызывают разнообразные впечатления. С одной стороны, заехавшего сюда человека встречает типичный уездный городок , на улицах которого можно встретить старые обшарпанные или подкрашенные здания из времен дореволюционных и следы советского строительства , и знаки времени нынешнего и воспринимать его , как данность.
С другой - начинаешь читать про город и его историческое прошлое и видишь других людей, другую архитектуру, утраченную, но бывшую здесь когда-то.
История города - это еще история о том, как пропал город Ярополч и появился город Вязники.
Гора Ярополь , которая высится над Вязниками - место старого городища и еще в 17 веке видны были остатки каменной крепости. А с видовой площадки на горе открываются такие дали дальние, что ясно - место выбрано не случайно.
Город, просуществовавший не одну сотню лет неожиданно сдал позиции в петровское время слободе, которая располагалась под горой. Льняные мануфактуры, поставлявшие ткани на паруса , так бойко развивались, что слобода превратилась в город , а Ярополч сгинул в исторической тьме. Теперь с горы можно увидеть бывшую слободу , раскинувшуюся далеко.
Название города по легенде дали вязы, которые росли здесь в большом количестве и на гербе изображен вяз на желтом поле. По другой версии слобода под горой находилась "на вязьях", то есть на вязком, болотистом месте.
История была неласкова и к Вязникам, потому что Казанский собор - главная архитектурная достопримечательность Вязников был разобран большевиками.
К счастью, в Вязниках было много фотографов. Франтов, Козин, учившийся фотографии у нижегородского фотографа Дмитриева. Нижний тогда почитался за столицу фотографии , про фотографа Карелина я когда-то писала. у него учился известный в то время муромский фотограф Сажин. Книга из серии "Губерния в старых открытках", откуда я взяла эти фото, богата видами старых Вязников, городу повезло. К сожалению, в нашем Тутаеве не было таких фотографов и фотографий значительно меньше.
Путешествуя с книгой в обнимку, можно сравнивать на месте виды с разницей в сто лет. Кое-что, к счастью, как "новые" торговые ряды ( тогда они были новыми) сохранилось до наших дней.
Перед рядами-универмагом теперь скверик с обязательным Ильичом, кстати, это, наверно, единственный в стране Ленин с распальцовкой.
Площадь, опустевшая после сноса главной архитектурной доминанты, теперь украшается пожаркой.
На площади установлен камень с надписью, подтверждающей, что собор, снесенный в 1929 году, будет восстановлен, но без указания конкретной даты. Вроде напоминания потомкам, чтобы не забыли восстановить.
Оставшаяся чудом от всего комплекса часовенка стала частью нового архитектурного комплекса.
Может быть, её спасло, расположившееся в 1920 году внутри, издательство большевицких газет.
Оживленная раньше площадь выглядит сейчас пустой , но обжитой собаками.
Небольшие домики с магазинами окаймляют площадь.
Покупателей , видно, не много и продавцы прохлаждаются.
Главная улица и близлежащие порадуют всякими старыми зданиями в разных стилях и разной сохранности.
Кое-что поражает размером балкона.
Мила верхняя часть Вязников, на горе сохранилась церковь и много деревянных домов и затейливых дач богатых вязниковских жителей , о которых я расскажу отдельно.
Тут я увидала дома, которые потом встречала и дальше по Владимирской области, из чего сделала определенный вывод. Если тутаевцы и другие ярославцы предпочитают пристроить к старому деревянному дому новый кирпичный сзади, то владимирцы любят пристраивать сбоку, потом с другого боку, потом еще что-то нагородить и получается такой-вот шанхай.
Такая живописная композиция встретилась мне не один раз .
Как живут вязниковцы в своем городе , где работают и как развлекаются, сказать не могу. Есть подозрение, что жизнь их похожа на жизнь жителей других провинциальных городков со своими нюансами и с типическими картинками.
Некоторые даже лыка не вяжут.
А как жили раньше, описал К.А. Василевский в книге "Город Вязники, история его, древности и статистика" в 1871 году. Не удержусь привести оттуда пространную цитату, уж больно хорошо она описывает жизнь в старых городках того времени, не побоюсь сказать, что такое же можно было написать не только про Вязники, но экстраполировать и на соседей.
"Общественных развлечений в городе почти никаких, а от того богатое купечество большую часть времени проводит в счетах и расчетах, наблюдает за возможно правильнейшим ходом собственных дел . Менее капитальные люди чуть не насквозь просиживают ночи в своих лавочках, ежеминутно упражняясь в чаепитии, чему весьма много способствует изобилие города хорошею водою, а для развлечения всегда аккуратно прочитывается ими каждый нумер " Сына Отечества" и других дешевеньких газеток; остальное народонаселение по окончании садовых работ и именно с половины сентября вплоть до весны сидит дома. Одно преимущество остается за вязниковцами: в зимнее время, свободное от работ, они любят посещать храмы Божии, особенно в праздники. К вечеру в праздничные дни гуляют по улицам, а у кого есть лошади, катаются. Так как внешняя жизнь вязниковцев не представляет собою ничего особенно шумного, а скорее , идет порядком, более похожим на уединенность, сосредоточенную отдельно в каждом семействе..., следовательно, здесь нет ни особого разгула, ни интимностей во взаимных отношениях и т.п."
Вот так. Жили "без интимностей". Нравится мне неторопливость прежних книжек, кажется их и писали для таких вот, живущих размеренной жизнью, вязниковцев, которые почитывают про себя и других , прихлебывая чай из самовара с баранками и колотым сахаром вприкуску.
На выезде в сторону Мурома, как бы оправдывая название города, торгуют всякими корзинками.
И даже паровозиками.