Оригинал взят у
dimkin_ в
Мезиновское торфопредприятие. Экскурсия и катание на узкоколейке.Мезиновское торфопредприятие, находящееся во Владимирской области, и принадлежащая ему торфовозная узкоколейная железная дорога - одно из немногих доживших до нашего времени и действующих предприятий, занимающихся добычей и переработкой торфа. После перевода Шатурской и других подмосковных ГРЭС с торфа на газ, добыча торфа повсеместно резко сократилась, торфопредприятия закрылись, узкоколейки остановились и вскоре по большей части были разобраны, оставив после себя лишь прямые, как стрела, просеки в мещерских лесах, напоминающие о былом величии мещерской узкоколейной империи. На ГРЭС были демонтированы работавшие на торфе котлы. Экономически, возможно, это и было оправдано, но стратегически это был весьма опрометчивый ход: в случае нарушения подачи газа будем сидеть без тепла и электричества, ведь перевести станции обратно на торф уже не получится.
Узкоколейка торфопредприятия. Тепловоз ТУ-7 с вагоном ПВ-40.
В эпоху расцвета торфодобычи сеть узкоколейных дорог Гусевского и Мезиновского торфопредприятий покрывала огромный участок мещерских лесов и болот на запад от Гусь-Хрустального. Узкоколейная железная дорога была наиболее технически и экономически оправданным способом вывозки торфа. Работало одновременно несколько участков добычи, на узкоколейке было пассажирское движение, существовал пункт перегрузки на широкую колею. Сейчас от всей сети сохранился лишь небольшой участок дороги на север от Мезиново.
В январе этого года силами энтузиастов узкоколеек "Поезд напрокат" (
http://www.poezdnaprokat.ru/ ) была организована экскурсия на Мезиновское торфопредприятие с катанием на узкоколейке ("узкоколейный пикник"), в коей я принял участие.
Все фотографии кликабельны!
…Морозным утром высаживаемся из дальней электрички. На платформе нас уже встречают организаторы. Солнце медленно поднимается на голубой небосвод, мороз кусает за нос. День обещает быть ясным и морозным, по-настоящему зимним.
Идём по посёлку к торфопредприятию, по пути узнаём подробности жизни посёлка. Мезиново было основано как посёлок торфодобытчиков, основную долю рабочих мест обеспечивало торфопредприятие. Сейчас, хоть население посёлка и сильно сократилось, он продолжает жить. Отчасти этому способствует наличие прямого сообщения с Москвой - в самом посёлке работы мало, и многие жители работают в столице. Но оно же сыграло и обратную роль: посёлок не развивается, Москва перетягивает рабочую силу на себя. Оказывается, здесь можно получить востребованную рабочую специальность - бульдозерист, экскаваторщик, и при должной квалификации получать на тех же московских стройках нормальную зарплату, но молодёжь учиться не хочет, предпочитая работать в Москве на неквалифицированных должностях типа охранников или разнорабочих.
Но что-то я отошёл от темы.
Прибываем на торфопредприятие и первым делом осматриваем узкоколейное хозяйство. На путях стоит довольно много единиц техники - снегоочиститель, вагоны, тепловоз ТУ-7. Ещё один ТУ-7 с прицепленным классным вагоном ПВ-40 стоит "под парами" - на нём-то мы и поедем по узкой колее вглубь мещерских болот, но чуть позднее. В вагоне топится печка, силясь выгнать стужу и наполнить вагон уютом. Чуть дальше тепловозик ТУ-8Г подаёт на заводской путь торфовозные вагоны ТСВ. В депо прячутся от снега и холода ещё один тепловоз и две самоходные электростанции ЭСУ-2а, "эсухи". Про них стоит рассказать особо. Эсуха - это уникальный агрегат, сочетающий в себе и тепловоз, и подвижную электростанцию, и мотрису - своего рода рельсовый микроавтобус. Может вагоны тягать, может в своей обширной кабине людей возить, а может путеукладчик электричеством питать, или на торфоучастке аварийным генератором работать.
Узкокоелйная техника.
"Эсуха" в депо.
ТУ-8Г за работой.
Он же, вид в сторону магистрали.
Раритет, однако!
Осмотрев депо, идём знакомиться с торфобрикетным заводом. Зная, что торфяная промышленность в современной России пребывает упадке, я ожидаю увидеть изношенное, работающее из последних сил оборудование ещё советского производства, но тут меня поджидает сюрприз в виде новенького, современного, автоматизированного завода.
Общий вид торфобрикетного завода
Небольшое отступление для тех, кто не знает: а что такое торфобрикет и для чего он нужен? Торфобрикет представляет собой (внезапно!) брикет из высушенного и спрессованного торфа, размером поменьше кирпича. Будучи подожжённым, он горит неспешно и долго, давая много тепла, и является доступной альтернативой привозному каменному углю для местных (поселковых, объектовых и т.д.) котельных. Кроме традиционных брикетов, завод выпускает и более современный продукт - пеллеты, представляющие собой мелкие гранулы из того же торфа. Пеллетные котлы, распространенные на Западе, начинают обретать популярность и у нас в стране. Применяются они в основном в частных хозяйствах, в коттеджах. В отличие от традиционных твердотопливных котлов, они не требуют постоянного контроля и закладки топлива - топливо в виде гранул-пеллет подаётся автоматически посредством шнека, что делает такой котёл по удобству эксплуатации и степени автоматизации сравнимым с газовым. Однако, до этого дня я знал только про древесные пеллеты, а тут, оказывается, есть и торфяные, которые по теплотворной способности должны значительно превосходить древесину.
Но вернёмся к заводу. Он сделан по контейнерно-модульному принципу, и не требует для себя помещения - он устанавливается прямо под открытым небом. Поступающая на завод торфяная крошка подготавливается, сушится горячим воздухом в специальных барабанах, после чего прессуется в брикеты или пеллеты. Теплом, которого для сушки торфа требуется много, завод обеспечивает себя сам, используя в качестве топлива всё тот же торф. Для минимизации выбросов завод оснащён системой фильтров. Облака на фотографиях - это не дым, это пар. Завод полностью автоматизирован. Весь технологический процесс наглядно отображается на двух сенсорных дисплеях, с них же можно управлять параметрами процесса. Обслуживают весь завод всего 3-4 человека. Приятно отметить, что изготовитель этого завода - наш, российский.
Сушильный барабан
Облака как побочный продукт производства брикетов :)
Технологический процесс как на ладони.
Сделано в России!
Покидаем завод, и переходим к гвоздю программы - катанию на узкоколейке. Грузимся в старенький вагон. Внутри он ухожен и переделан. Штатная система отопления уже давно не работает, поэтому в углу вагона в специальной выгородке стоит самодельная печка-буржуйка, которая может работать и на дровах, и на том же торфобрикете. Народ жмётся поближе к печке - на ходу тепло из вагона выдувает. В противоположном углу - настоящая газовая плита, на которой уже греется чайник. А посреди вагона зачем-то стоит письменный стол.
Поехали!
Интерьер вагона
Поезд, покачиваясь на стыках, оставляет позади предприятие. За покрытыми морозным узором стёклами вагона расстилаются пейзажи зимней Мещеры - лесные гривы, обширные болота, когда-то бывшие торфоразработками. Сейчас они снова "оприродились", летом здесь гнездится птица, в озерах водится рыба, а мшаники обильно снабжают окрестных жителей ягодой - черникой, клюквой и гонобобелем. По пути делаем фотостоп и заодно выгружаем запасы провизии - на обратном пути для нас уже будет подготовлен пикник.
Остановка в пути
Дороги зимней Мещеры
Снова в путь! Отражение.
Сотрудница торфопредприятия, наш экскурсовод, рассказывает о разновидностях торфа и методах его добычи. В зависимости от состава и влажности торф бывает сельскохозяйственный и топливный, последний ценится выше. Сельскохозяйственный используется как удобрение и как субстрат для выращивания растений в теплицах. Топливный идёт на производство брикета, а в те времена, когда ГРЭС работали на торфе, предприятие отгружало и фрезерный торф, или попросту торфяную крошку - котлы ГРЭС работали на нём, а не на брикете. Фрезерный торф подавался в топки через форсунки, посредством воздуха.
Сама добыча торфа - тоже непростой процесс, требующий соблюдения технологии. Сначала выбирается поле, определяется толщина и другие характеристики торфяного пласта, сводится лес и выкорчёвываются пни. При фрезерном методе добычи поле делится на полосы строго определённой ширины - карты, между ними прокладываются дренажные канавы. По картам движутся тракторы с фрезами, срезающие и взрыхляющие пласт торфа на определённую глубину для его просушки. Затем просушенный торф собирается в валки (в таком виде он меньше впитывает влагу), убирается специальным комбайном, и процесс фрезерования повторяется. Собранный торф складируется в длинные горки - караваны, и вывозится по узкоколейке. Для погрузки в вагоны к караванам прокладывают временные железнодорожные ветки. Топливный торф - продукт относительно скоропортящийся, его нужно успеть вывезти до весны, иначе он напитает воду и станет пригоден только для сельскохозяйственного использования.
Прибытие на торфоучасток
За разговорами приезжаем на торфоучасток. Зимой здесь торф не добывают, а только вывозят добытый за лето. Техника стоит шеренгой, укрытая снегом в ожидании следующего сезона добычи. К слову, на этом участке мы уже были раньше, летом 2012 года, приехав на узкоколейной дрезине-"пионерке" с севера, по недействующему продолжению узкоколейной магистрали. Сейчас ёе пути уже разобраны…
Пока тепловоз совершает манёвры, осматриваем торфоучасток. Мороз подгоняет - несмотря на яркое солнце, по-прежнему очень холодно, хочется залезть в тёплое нутро вагона и принять чего-нибудь согревающего. Да и короткий зимний день уже скоро начнёт клониться к вечеру.
Торфоуборочные комбайны
Окараванивающая машина
А этот чудо-аппарат собирает пеньки.
Временная ветка к караванам
Экипаж подан!
В обратный путь
Остановка на пикник
Обратный путь. В намеченной точке останавливаемся - неподалёку, в деревянной беседке уже накрыт стол. Обедаем, общаемся, делимся впечатлениями. Тем временем солнце начинает быстро падать к горизонту, расцвечивая снег закатными красками и кладя на снег длинные голубоватые тени. Собираемся, грузимся в вагон и прощаемся с Мещерой. Тепловоз привозит нас обратно на торфопредприятие, отцепляет вагон и отправляется отдыхать в депо. Поднятые им снежинки сверкают золотой пылью в лучах заката.
Дорога уходит в закат
Вечерние тени
Закат за окнами вагона
Золотая пыль заката
До свиданья!
Смеркается. Неспешо идём на электричку. По пути посещаем ещё одну достопримечательность - дом, в котором когда-то жил писатель Солженицын. Этот дом, как памятник, перенесли во двор поселковой школы, где он работал учителем. Правда, дом перенесли явно неполностью, без сеней и крыльца, и он смотрится довольно странно.
Дом, в котором жил Солженицын
К приходу электрички стемнело уже почти окончательно. Короткая насыщенная поездка в почти что исчезающий мир узкоколеек закончилась. Может, ещё вернёмся сюда.
Спасибо организаторам и всем сотрудникам предприятия!
Все фотографии -
здесь!