«Славянское царство» Мауро Орбини
Книга Мауро Орбини "Славянское царство" является по сути первой историей всех славянских народов. Его громкие заявления до сих пор шокируют многих историков. «Содружество» изучило каждую букву сенсационной книги Мауро Орбини.
Следуя велению сердца, Орбини решил принять вызов времени и посвятил свою жизнь созданию энциклопедии всего славянского рода, где по образцу «классических» народов были бы описаны его происхождение, подвиги и истории правящих династий, объединенные общей идеей гордости за свое славянское происхождение.
Ю. Куприков,
из предисловия к изданию
«Славянского царства» Мауро Орбини,
Москва, «Олма Медиа Групп», 2009
Впервые книга Мауро Орбини "Славянское царство" была издана в 1601 году в Италии, и сразу же последовала череда скандалов, связанных с ней. Против книги ополчилась традиционная история, а следом за нею - католическая церковь. Издание чудом избежало уничтожения.
В Государственной публичной исторической библиотеке России хранятся шесть экземпляров уникальной книги: переведенного с итальянского языка и изданного в 1722 году по именному указу Петра Первого «Славянского царства» Мауро Орбини.
«Книга историография початия имени, славы и разширения народа славянского. Собрана из многих книг исторических, через господина Мароурбина Архимандрита Рагужского. Переведена с итальянского на российский язык и напечатана ..... в Санкт-Петербургской Типографии, 1722, августа в 20 день».
Российский император лично следил за тем, чтобы книга была издана, и распорядился тот час же после выхода ее из типографии доставить ее себе. Чем же привлекла внимание российского императора история славян в изложении автора? И почему первоисточник не найти сегодня ни в одной библиотеке Европы? Не потому ли, что Орбини в пух и прах разнес традиционную историю средних веков? Ответ на эти вопросы дает сам автор - на первых же страницах своего труда.
«…я прошу благоволения принять мои труды в благоугодие и не предать меня осуждению благоразумным читателям, если я и погрешил где-то как человек. Мое намерение было не только выяснить неизвестное, но и ясно показать, что кому принадлежит…
… А если кто-нибудь из посторонних народов будет из ненависти перечить этому истинному описанию и прекословить, то я сошлюсь на перечень историографов, объявленных мной в данной работе. Они об этих деяниях упоминают в своих историографических книгах…»
Мауро Орбини «Славянское царство»
Далее Мауро Орбини приводит список авторов, на чьи исследования опирался при написании своей истории славян. Список огромен: в нем более 300 имен! Но большинство из них не известно современным читателям. Почему же мы сегодня ничего о них не знаем?
В предисловии к своему труду Мауро Орбини утверждает, что пользовался книгами из библиотеки «светлейшего князя Пезарского Дурбино, который смог содержать такую богатую и великую библиотеку в самом сердце Италии». Но куда исчезли эти книги из княжеской библиотеки, а их авторы - из истории? Возможно, часть из этих трудов была расхищена и разворована во времена войн и пожаров, а имена авторов с утерей книг прочно позабыты потомками.
Но что, если предположить, что первоисточники, на которые ссылается Орбини, целенаправленно уничтожались? Именно такой точки зрения придерживаются российские исследователи. Авторы новой хронологии - Анатолий Фоменко и Глеб Носовский уверены: книги из списка Мауро Орбини попали в Индекс запрещенных католической церковью, так как представленный в них взгляд авторов на мировую историю слишком расходился с точкой зрения церковных иерархов.
«…их уничтожение было, по-видимому, одной из главных целей знаменитого ИНДЕКСА ЗАПРЕЩЕННЫХ КНИГ в XVII веке. Считается, что индекс запрещенных книг существовал в Католической церкви, начиная с 1559 года. …
Где эти книги? ... По нашему мнению, сгорели они не в случайных пожарах, а на кострах XVII-XVIII веков. Когда в массовом порядке жгли книги, неугодные новой реформаторской власти. Вспомним хотя бы о печально известном индексе запрещенных книг.»
А.Фоменко, Г.Носовский «Славянское завоевание мира»
Версию российских исследователей отчасти подтверждает и сам автор «Славянского царства», озаглавивший свой список «Описанием историографов… хотя некоторых Церковь Римская не приемлет…».
Среди авторов, неприемлемых для Римской католической церкви, оказались и два русских историка - Иеремия Русин и Иван Великий Готский, о которых сегодня мы тоже ничего не знаем. А вот хорошо известный летописец Нестор и его «Повесть временных лет», признанные официальной историей, у Орбини ни разу не упомянуты.
По мнению российского ученого Валерия Чудинова, этот факт свидетельствует о культурном разрыве, который начал происходить между Киевской, Владимирской и Московской Русью и странами Западной Европы с конца 12 века. Поэтому итальянский историограф мог попросту не знать о древнерусском летописце. Однако российские исследователи Фоменко и Носовский уверены в обратном. Именно этот факт, по их мнению, подтверждает необходимость совершенного другого взгляда на привычную нам историю мира.
«…Орбини не упоминает ни одного из известных сегодня русских летописцев, якобы писавших ранее XVII века. По-видимому, все эти «древние русские летописцы» во времена Орбини еще даже не родились. Они напишут свои «древние труды» позже, при Романовых. К числу таких подложных летописцев относится… и легендарный Нестор, написавший свою «Повесть Временных Лет» в начале XVIII века. Неудивительно, что энциклопедист Орбини еще ничего о нем не знает.»
А.Фоменко, Г.Носовский, «Славянское завоевание мира».
Именно поэтому книга Мауро Орбини может по праву считаться самым сенсационным - из дошедших до нас - исторических источников. Ведь в ней изложена совсем другая история славян, чем та, которая знакома нам по школьным учебникам. И это не удивительно, ведь официальная история опирается на официальную хронологию мировых событий, предложенную средневековыми учеными Жозефом Скалигером и Дионисием Петавиусом в 16-17 веках. Именно на нее ссылаются западноевропейские историки, рисуя картину мира, где античность сменили средние века, за ними наступает Возрождение, а потом - и новое время. У каждого из этих периодов были свои пораженцы и герои, и свое место в мировой истории. Но почему-то, независимо от эпохи, славянским народам с завидным упорством отводится роль второстепенная и подчиненная. Однако у Мауро Орбини - совсем другая картина мира. Итальянский автор описывает историю славян, которые бесстрашно завоевывали города и континенты:
«…озлобляли своим оружием почти все народы во Вселенной: разорили Персию, владели Азией и Африкой, бились в Египте и с великим Александром, покорили себе Грецию, Македонию, Иллирическую землю, завладели Моравией, Шлёнской землёй и берегами Балтийского моря. Славяне прошли в Италию, где много времени воевали против римлян. Иногда славянский народ был побеждён, иногда, после потерь в сражении, мстил римлянам большим кровопролитием, а иногда в сражении был равным. Наконец, покорив себе Римское государство, завладел многими их провинциями, разорил Рим, сделав данниками римских императоров, чего не проделал ни один народ на свете. Владел Францией, Англией и организовал государство в Испании; овладел лучшими провинциями в Европе; и от этого всегда славного в прошлые времена народа произошли другие сильнейшие народы…»
М. Орбини «Славянское царство»
Славянское завоевание мира, описанное у Орбини, кардинально меняет привычный взгляд на историю. Не европейские народы покоряли и просвещали диких варваров, а наборот - славянские народы завоевывали европейскую территорию, куда приносили свой порядок, культуру и даже письменность.
«…еще же и ныне, священники славян Либурнских, подлежащих Архидуке Норицкому, служат Литургию и прочие божественные правила на своем языке природном, не имея знания языка Латинского, наипаче и сами Принцепсы Норицкие употребляли буквы славянские в народных письмах, якоже зрится во Церкви Святаго Стефана в Вене…»
М.Орбини «Славянское царство»
Книга Орбини вышла в печать в 1601 году, а это значит, что Австрии XVI века еще писали по-славняски. А церковные службы велись на славянском языке…
«Причем надписи на славянском языке красовались не где-нибудь, а в главном соборе города - Соборе святого Стефана. Собор стоит до сих пор и всем хорошо известен, но славянских надписей в нем вы уже не увидите. Очевидно, они были «заботливо» уничтожены реформаторами в XVII-XIX веках…»
А.Фоменко, Г. Носовский, «Славянское завоевание мира»
По версии российских исследователей, все следы славянского пребывания в Западной Европе заботливо уничтожены европейцами. Но почему же тогда не сохранилось упоминания о славянском покорении мира в аутентичных источниках? На этот вопрос Мауро Орбини отвечает в самом начале своей книги так: пока одни воевали, другие писали историю, и не всегда - в выгодном для завоевателей свете.
«…О происхождении и распространении господства славян узнать не так легко. Мало того что сами славяне всегда недооценивали словесность… они…непрерывно воевали. Таким образом, пребывая с самого начала в безвестности на обширных пространствах, населенных варварами, славяне появились впервые лишь тогда, когда греки и римляне, у которых главным образом и процветали науки, утратили и образованность и красноречие, подвергшись нападению, разорению и почти полному истреблению полчищами парфян, готов, вандалов, аланов, лангобардов, сарацин, гуннов и, наконец, самих славян. Удрученные собственными бедами и несчастьями, они не нашли времени, ни усердия, чтобы исследовать и описать происхождение и деяния иноземных народов, к которым они по указанным причинам питали ненависть.»
М. Орбини, «Славянское царство»
Сегодня имя и труды Орбини известны всем славистам, но сама личность создателя «Славянского царства» до сих пор окружена загадками. По одной из версий, Мауро Орбини был хорватским историком, родоначальником югославянской исторической науки. По другой - монахом бенедиктинского монастыря на острове Млет, затем аббатом, и наконец - архимандритом Рагужским, итальянский историк из сицилийской Рагузы. У авторов новой хронологии - Анатолия Фоменко и Глеба Носовского - есть иная версия того, кем был автор.
«Не исключено, что в действительности книга Мавро Орбини была написана и издана вовсе не в Рагузе - итальянской или балканской, - а в итальянском городе Урбино. Либо при герцоге урбинском Франческо Марии I в первой половине XVI века, либо при герцоге урбинском Франческо Марии II в конце XVI - начале XVII века. Не исключено, что «Мауро Орбини» - просто псевдоним. Полученный легким искажением имени урбинского герцога Мария Урбино.»
А.Фоменко, Г.Носовский, «Славянское завоевание мира»
Российские исследователи считают, что авторство урбинского герцога объясняет и детальное знание источников и возможность свободного доступа к ним: ведь герцогам урбинским принадлежала одна из богатейших библиотек того времени!
Описывал же герцог Урбинский, не столько историю, сколько то, что происходило у него на глазах. По мнению авторов новой хронологии, все нашествия славянских племен на Европу, изложенные в книге, по сути лишь одно - завоевание в 14 веке европейских государств, в том числе и родины герцога, Великой Средневековой Русской Империей.
«…именно здесь, в Урбино, при Франческо МАРИИ УРБИНСКОМ I или при Франческо МАРИИ УРБИНСКОМ II, и была написана книга МАУРО ОРБИНИ «О расширении народа славянского». Как мы теперь понимаем, в эпоху XVI века Италия входила в состав Великой = «Монгольской» Империи. Книга Мауро (Мавро) Орбини рассказывала о возникновении Империи. В ней четко и совершенно недвусмысленно говорится о великом славянском завоевании мира. Не исключено, что после раскола Великой Империи в XVII веке реформаторы попытались скрыть подлинное авторство и происхождение книги. Возможно, это именно они впервые заявили, что книгу написал не герцог Урбинский, а кто-то другой и в другом месте. И потихоньку вывели «опасный» исторический источник из научного обращения…»
А.Фоменко, Г.Носовский, «Славянское завоевание мира»
По версии авторов новой хронологии Орибини совершенно правильно описал завоевание славянами Европы, но его сбила ложная скалигеровская хронология. Чтобы оправдать ее, Орбини переносит нашествие славянских племен на несколько веков назад и разбивает его во времени. Отсюда - бесконечные повторы, из-за которых, по мнению Фоменко и Носовского, создается впечатление, будто бы историк постоянно пересказывает одно и то же.
«… книга Орбини представляет собой многократно повторенное разными словами описание великого русско-ордынского завоевания мира в XIV веке. Благодаря неправильной хронологии Скалигера, которую использовал Орбини, многочисленные отражения одного и того же великого завоевания XIV века были рассыпаны им по всей исторической шкале, начиная от первых веков н. э. Все эти отражения он датировал неверно. На подлинном хронологическом месте великого завоевания - в XIV веке, - никакого славянского завоевания Орбини не упоминает. Впоследствии историки скалигеровской школы изобразили славянское завоевание XIV века как якобы нашествие диких кочевников с далеких пустынных границ современного Китая и перенесли его в XIII век, сделав ошибку примерно на сто лет.»
А.Фоменко, Г.Носовский, «Славянское завоевание мира»
Российские ученые проанализировали традиционную хронологию методом математического анализа и обнаружили временной сдвиг в тысячу лет. Более того, внимательно изучив древние и средневековые хроники, авторы пришли к выводу, что описанные в них события и исторические лица повторяются так же, как и славянские походы в книге Орбини. А это значит, что мировая история выглядит более компактно. Такой подход к хронологии объясняет и многие, кажущиеся на первый взгляд, нестыковки в описаниях итальянского историка. К примеру, рассказы Орбини об античных военных походах русских:
«В то время, когда Помпей Великий воевал против Митридата Царя Понтского, россияне под предводительством своего государя Тасоваза или Тазия, нанесли сильное поражение Понскому царю, будучи союзниками Римского государства...»
М. Орбини, «Славянское царство»
Приверженцы традиционного хронологии объясняли подобные упоминания тем, что в средневековой Европе никто не сомневался в существовании русского государства уже в античности.
«…О том, что Россия существовала еще в античное время, ни у кого из историков начала XVII века сомнений не было. Однако в течение этого века Россию убрали не только из античной историографии, но и из историографии медиевистской, в последнем случае на 4 века раннего Средневековья. В этом смысле Мавро Орбини показывает нам европейское понимание истории начала XVII века…»
В.Чудинов, «Начало книги Орбини»
В новой хронологии древний мир совмещается со средневековьем и тогда становится понятным появление славянских народов, в том числе и русского, в описаниях античных войн. По мнению Фоменко и Носовского, славянские народы, в особенности - русский, были главной составляющей Великой Средневековой Русской империи, вошедшей в историю под именем Монгольской Империи или Великой Тартарии. Это отчасти подтверждает и Мауро Орбини - своим объяснением этимологии слова «россияне».
«… Славяне Российские от всех иноземцев прозываются Московитянами. Они остались в своих жилищах, в то время, как прочие их товарищи и сродники вышли и пошли, иные къ морю Германскому, а иные к Дунаю… Древние называли их Роксоланами, Тоссоланами, Трусоланами, Рутналами, Россиянами и Рутенами, ныне же названы они Россияне, то есть РАССЕЯННЫЕ, поскольку слово «Россия» на Русском или Славянском языке означает РАССЕЯНИЕ. Для такого названия есть веские причины, поскольку Славяне, после того, как первоначально вышли из Скандии, завладели всей Сармацией Европейской и частью Азии. Переселенцы славянские рассеялись и расточились от Северного Ледовитого океана (на севере) до Средиземного моря и его залива - Адриатического моря (на юге), а также от Тихого океана (на востоке) до Балтийского моря (на западе). …Даже Греки дали имя Славянам СПОРОС [семя], что значит: народ РАССЕЯННЫЙ».
М.Орбини, «Славянское царство»
Такая трактовка названия русского народа подтверждается и другими авторитетными источниками. К примеру, жившим в 16 веке австрийским послом в Москве бароном Сигизмундом Герберштейном и известным русским историком 18 века Василием Татищевым. В реконструкции новых хронологов «рассеяние» славянского народа произошло именно в 14 веке.
«…РАССЕЯНИЕ славянского народа и образование РАССЕИ-РОССИИ, о чем говорят Орбини, Герберштейн и Татищев - это великое русско-ордынское завоевание XIV века. Славянское завоевание-рассеяние XIV века привело к образованию Великой Русской Средневековой Империи. Она же - «Монгольская» Империя, упоминаемая в ряде иностранных источников. Здесь слово «Монгольская» - просто перевод русского слова «Великий». Созданная в XIV веке Великая Средневековая Империя называлась по-русски «Великая Русь», «Россия = Рассеяние», а также «РОССИЙСКОЕ ЦАРСТВО». То есть - «РАССЕЯННОЕ ЦАРСТВО». Это царство действительно было очень широко «рассеянным», то есть распространившимся по огромным пространствам Земли. Сначала оно охватило почти всю Евразию и Северную Африку. А впоследствии - и большую часть Америки.»
На средневековых европейских картах, чудом сохранившихся до наших дней, еще можно найти огромную империю под названием «Великая Тартария». Память о некогда могущественном славянском государстве старательно уничтожалась веками - усилиями европейских церковных идеологов и историков-хронологов. Тогда как зависимая и несамостоятельная роль славянских народов, в особенности - русского, всячески подчеркивалась. Но память о предках и героическом прошлом рода невозможно стереть из культурной матрицы этноса. Она все равно прорвется наружу в виде героических былин и легенд, чудом избежавших костра инквизиции карт и хроник, утерянных и вновь обретенных книг. Одной из которых стало «Славянское царство» Мауро Орбини - первое в истории исследование громкого и грозного прошлого славян.
Наталия Сергеева, специально для «Содружества».
При перепечатке материала ссылка на информационный журнал "Содружество" обязательна.
источник