В конце апреля Apple впервые отчиталась о снижении объёма продаж своего основного товара, iPhone. За минувший квартал компания реализовала 51,2 млн смартфонов по сравнению с 61,2 млн годом ранее, выручка была зафиксирована на уровне $50,6 млрд, прибыль на акцию - $1,9, что оказалось ниже прошлогоднего результата и оценок экспертов. Ряд аналитиков обратились к Apple с предложением сменить Тима Кука на посту генерального директора компании.
Боб Лефседс считает, что "умные" часы Apple Watch - единственный новый продукт, который за последние годы выпустила Apple, а продажи устройства не обеспечили необходимого роста корпорации.
"Тима Кука нужно заменить. Apple не нужен полицейский, регулирующий уличное движение, ей нужен визионер. Исполнение важно, но оно вторично - важнее вдохновение. Но это вряд ли случится, потому что в современной корпоративной культуре совет директоров является инструментом гендиректора, эхо-камерой. Никто не хотел брать на себя риски, никто не хотел смешивать карты, когда дела у Apple шли хорошо. Но теперь всё изменилось", - пишет аналитик.
С ним согласен Дуг Касс, заявивший, что Тим Кук - это не Стив Джобс. По его словам, решение главы Apple опираться на один продукт iPhone ошибочно и приведёт Apple к краху.
"Apple столкнулась с серьёзными рисками, включая отношение Китая к её бизнесу и неопределённые правила игры в стране. Это стало причиной, почему Айкан (один из ключевых акционеров - ред.) продал все акции Apple. Тем не мене Тим Кук прячет голову в песок. Глава Apple признал, что его компания в ближайшей перспективе будет опираться лишь на один продукт - iPhone 7. Однако цикл обновления смартфонов Apple после беспрецедентного успеха iPhone 6 будет только расти. Это было последним важным обновлением продукта, компании не суждено повторить этот успех в будущем", - заявил Касс.
Падение доходов Apple не стало громом среди ясного неба: аналитики, как и менеджеры самого технологического гиганта, предрекали это событие. Тем не менее рынок неминуемо отыграл эту новость и опустил котировки акций компании до отметки в $92, что на 14% ниже цены, которая была до выхода отчётности. Капитализация купертиновской компании рухнула на 79 миллиардов долларов. Многие аналитики сравнивают Тима Кука с Джоном Скалли, который руководил Apple с 1983 по 1993 и едва не довёл компанию до банкротства.
Впрочем, если трезво оценивать сложившуюся ситуацию, то можно отметить, что дела "смартфоносторителя" пока ещё не так плохи: Apple остаётся компанией с наибольшей капитализацией в мире, она располагает огромным объёмом денежных средств для проведения своих операций, в секторе продаж сервисов и услуг, таких как Apple Music и iCloud, компания продемонстрировала рост выручки на 20% (доля сектора в суммарных продажах занимает второе место после iPhone), продажи "умных" часов выросли на 30%, а потеря части пользователей в китайском регионе в некоторой мере компенсировалась увеличением продаж в Японии.
Однако всё это утешительное благолепие может пойти прахом, если Apple не совершит технологического прорыва. Но как говорят многие эксперты рынка, структура нынешней Apple такова, что не позволит совершить в обозримой перспективе качественный технологический рывок. Проблема в том, что сама Apple производством не занимается и практически полностью зависит в этом плане от сторонних компаний, а качественных патентов закрепляет в разы меньше южнокорейского гиганта Samsung.
Раньше стратегия "Apple - модное дизайн-биро, Китай - дешёвый завод для Apple" приносила колоссальный доход. Apple не надо было заботиться о производстве и рисковать, вкладывая в его развитие огромные деньги. Сверхприбыль получалась за счёт "сбора конструктора" из уже имеющихся на рынке компонентов различных производителей (как правило, не самых передовых) и нещадной эксплуатации дешёвого труда китайцев. Всё это упаковывалось в красивую обёртку и преподносилось не слишком искушённой публике как невероятное технологическое достижение.
У главного конкурента Apple, южнокорейского концерна Samsung, наоборот, огромные средства уходили на разработки новейших технологий и производство. Поэтому и маржа не столь высока. Зато, в отличие от Apple, Samsung теперь располагает собственной мощнейшей инженерной и производственно-технической базой, что позволяет ему наращивать отрыв от соперников. В то время, как Apple только собирается производить (вернее, заказать сборку всё тем же китайцам) смартфоны с изогнутыми AMOLED-дисплеями (а произойдёт это лишь в 2017-м году), буквально выпросив их у того же Samsung, южнокорейцы намерены переходить на полностью гибкие экраны, которые способны сворачиваться в трубочку или принимать форму "записной книжки".
Теоретически это может уничтожить существующие ныне планшеты как класс, поскольку в компактном корпусе Samsung теперь может уместить сворачивающийся дисплей "таблеточного" размера. В зависимости от ситуации пользовать может самостоятельно трансформировать устройство из смартфона в планшет. Таким образом, Samsung убивает одним выстрелом сразу двух зайцев и получает лавры первопроходца в указанном сегменте.
Конечно, поначалу такие устройства будут стоить недёшево и Samsung получит наибольшую прибыль с этого форм-фактора. Но затем переведёт технологию в сегмент более доступных устройств, продавая попутно готовые дисплеи многочисленным китайцам и той же Apple (как сейчас происходит с изогнутыми AMOLED-дисплеями). И это в довершение к тому, что Samsung производит лучшие модули памяти и отличные мобильные процессоры.
Таким образом, инсайдеры рынка не видят реальных шансов для Apple в противостоянии с Samsung в обозримой перспективе. Конечно, купертиновцы имеют устойчивую популяцию сектантов-яблоидов, которые радостно повизгивая схавают всё что угодно с изображением вожделенного огрызка, однако факты - упрямая вещь: реального технологического лидерства от Apple они не дождутся. Впрочем, когда их это останавливало? Достаточно очарования сказочной презентацией и оп-ля, они уже бегут занимать ночную очередь в Apple store!