- Куда это вы пропали? - спросил меня позавчера незнакомый дядя в питерском кафе.
Вопрос был совершенно типовой, в Москве я слышу его на улицах в среднем два раза в неделю (благо «безлошадный»), но тут вдруг пришло голову, что ответ, конечно, сильно зависит от точки обзора.
Потому что лично мне, например, не кажется, что я пропал. В некотором смысле, я как раз и появился с тех пор, как изчез из глянца и телевизора.
А пропала за это время - страна, в которой мы тогда жили, полагая, что прорываемся из остатков «совка» в какое-то новое свободное пространство… Пропала она - совсем.
Сразу несколько событий первой декады декабря приводят к выводу: в стране начинается очень серьезная «движуха». По сравнению с которой белоленточные протесты и реакция на них Кремля 2011-12 годов рискуют показаться безобидной дискуссией интеллектуалов-вегетарианцев. Выражаясь сухим языком политологов, если 2015-й год прошёл под знаком внешнеполитической повестки, то в 2016-м и власть, и народ будут озабочены прежде всего политикой внутренней…
Скоро, конечно, будет какой-то новый поворот сюжета, - но за ним-то точно откроется какой-то совершенно иной, очень драматический пейзаж… А та страна - пропала.
С Днём Конституции, граждане. Выпьем с громовым «ура» за четыре неупомянутых в ней, но совершенно незыблемых наших права: лизать начальственную задницу, лежать у сапога, гордиться собой и хамить миру.
А потом выпьем разом за все свободы, в той Конституции упомянутые, - молча, не чокаясь.
Виктор Шендерович