6 из 10 самых дорогих брэндов мира, по версии агентства Interbrand, представляют технологический сектор.
Входящее в американский коммуникационный холдинг Omnicom брэнд-консалтинговое агентство Interbrand опубликовало 5 октября свой ежегодный TOP100 самых дорогих марок.
До 2013 года безоговорочным лидером рейтинга была Coca-Cola. Три года назад впервые сотню возглавила марка Apple.
Марка Coca-Cola сейчас занимает только третье место, причём за год некогда самый дорогой брэнд мира подешевел, по версии Interbrand, на 4%. Рыночная стоимость Coca-Cola Co. (также владеет другими брэндами - Fanta, Sprite, Bon Aqua и т.д.).
Как считался рейтинг
Агентство Interbrand оценивает стоимость брэндов по собственной запатентованной методике. Обязательное условие - компания-владелец брэнда должна раскрывать свои финансовые показатели и быть публичной.
Специалисты Interbrand вычисляют долю прибыли брэнда в нематериальных активах компании, силу брэнда и риски, с ним связанные. Предполагается, что чем сильнее бренд, тем риски меньше.
Всего в первой десятке, помимо Apple (1-е место), присутствуют брэнды ещё пяти компаний, которые можно назвать технологическими: Google (2-е место), Microsoft (4-е место), IBM (5-е место), Samsung (7-е место) и Amazon (10-е место).
Наибольший прирост за год показал бренд Facebook. Его стоимость выросла, по подсчётам Interbrand, на 54%. Марка самой популярной социальной сети мира теперь занимает 23-е место.
Больше всего подешевел люксовый брэнд Gucci - на 14% (50-е место). В этом году в топ-100 вошли пять новичков: Lego (88-е место), PayPal (97-е место), Mini (98-е место), Moet & Chandon (99-е место) и Lenovo (100-е место).
Россия в списках не значится
Российские брэнды никогда в глобальный рейтинг агентства Interbrand не попадали, поскольку ни один из них не соответствуют методике: владелец марки должен вести бизнес минимум на трёх континентах, причём не менее трети выручки компания должна получать за пределами родной страны.
Но свой рейтинг самых дорогих российских брэндов несколько лет выпускал московский офис Interbrand. Компания периодически публиковала топ-40. Последний раз он вышел в ноябре 2013 года. Тогда первое место занял «Газпром», оценённый почти в 1,262 трлн руб., или $39,541 млрд по среднему курсу ЦБ за 2013 год. Вторую строчку заняла компания МТС с 192,107 млрд руб. ($6,022 млрд), третью - «Билайн» c 155,473 млрд руб. ($4,873 млрд). Если бы эти марки отвечали критерию глобальности, как это понимает Interbrand, то они по своей стоимости проходили тогда в топ-100.
В прошлом году московский офис Interbrand закрылся. Судьба рейтинга российских брэндов не известна.
Свой рейтинг самых дорогих брендов мира ежегодно публикует и исследовательская сеть Millward Brown, входящая в британский коммуникационный холдинг WPP. У неё несколько другая, чем у Interbrand, методика, поэтому российские бренды проходят в её топ-100. С 2008 года в сотне самых дорогих брендов мира, по версии Millward Brown, побывали МТС, «Билайн» и Сбербанк.
Но, как писал в мае РБК, в этом году из-за прошлогодней девальвации рубля ни один российский брэнд в топ-100 от Millward Brown не вошёл. Входной порог в сотню в этом году составил $11,044 морд. Соответственно, стоимость российских марок не превысила этот показатель. В 2014 году бренд Сбербанка занимал 75-е место с $12,637 млрд, МТС - 80-е место с $12,175 млрд.
Лишь в отраслевом нефтегазовом топ-10 от Millward Brown фигурировали в этом году «Газпром» с $5,179 млрд и «Роснефть» c $5,001 млрд. За год марки этих компаний подешевели, по подсчётам Millward Brown, на 17 и 10% соответственно.