Оригинал взят у
p_syutkin в
Двигаемся к запрету на хранение сыра и каперсовИтак, сначала было слово решение о наложении продовольственных санкций на собственное население. Как вы помните, этот запрет введён указом Путина от 6 августа 2014 года «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации». Та самая безопасность (даже в её продовольственным аспекте) нашей страны за время действия этого документа значительно ухудшилась - зависимость от импорта не уменьшилась, цены выросли, конкуренция на рынке упала, доступность продовольствия для населения сократилась, а качество многих продуктов стало неприятной неожиданностью для покупателей. При этом главным пострадавшим от этих «эффективных» мер оказалось населения Российской Федерации. Сама Европа
«стонет» от российских санкций только в репортажах российского ТВ.
Что же дальше?
А дальше, оказывается - запрещение не только импорта, но и торговли «санкционными» товарами. Понятно, что новые законы сразу стали обходиться и сетевыми магазинами, и импортерами, и иностранными поставщиками. Резко выросший импорт креветок и морской рыбы из Белоруссии, с Фарерских островов (которых и под микроскопом не различишь на карте) и из Казахстана - все это звенья одной цепи.
Российские сети - «Азубка вкуса» и «Магнит» - успешно
пытались оспаривать в судебном порядке запрет на торговлю «санкционными» товарами. В начале июля Арбитражный суд Санкт-Петербурга даже
разрешил магазину «Магнит» торговать сыром из ЕС, который попал под санкции. По мнению суда, продукты из Евросоюза запрещены только к ввозу в Россию, а не к продаже внутри страны. «Правительство предусмотрело ограничение на ввоз определённой продукции, а не её реализацию (продажу). Из этого следует, что ограничение в обороте (продаже) молочной продукции, в том числе сыров, законодательно не закреплено, то есть отсутствует состав правонарушения», - говорится в решении суда.
Впрочем, сейчас все эти попытки - уже позади. Зампред комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Вадим Соловьев (КПРФ) готов внести на рассмотрение палаты
законопроект, предусматривающий административную и уголовную ответственность за торговлю продуктами, ввоз которых в Россию запрещен ответными мерами на санкции Запада. То есть вы поняли: уже не импорт, а внутренняя торговля становится предметом запрещения. Нет никаких особых сомнений, что в ходе осенней сессии депутаты одобрят эту инициативу.
Импортный сыр, по мнению властей, - продукт подозрительный.
Пламенный коммунист Соловьев требует запретить вражеский продукт!
Но что же дальше?
А дальше, друзья, - абсолютно логичное продолжение этой политики. Заставшие СССР читатели нисколько не удивятся следующему шагу властей. А именно запрету на хранение и употребление «санкционных» товаров. Действительно, советский человек по-государственному мыслящий российский патриот не должен иметь у себя дома богопротивный итальянский сыр и средиземноморскую рыбу. Каперсы и фуа-гра. Морепродукты и йогурты. Кофе и белый шоколад. Да и ещё десятки товаров нормального качества. Не забудьте прибавить к этому грядуший запрет на голландские цветы (они, ведь, там как-то не так расследуют уничтожение пассажирского самолёта). А также запрет на импортные лекарства, который уже сейчас
готовится и, несомненно, будет введён в действие осенью-зимой. Не сомневаюсь, что обнаружение вражеских товаров с подачи бдительных соседей и сослуживцев войдёт в массовую практику.
Я часто рассказываю для телевидения про советские порядки. Вот и вчера программа «Без обмана» ТВЦ попросила меня вспомнить о номенклатурных распределителях времен СССР. Так уж получилось, что мой отец работал в 1980-х года в Совмине СССР и был причастен к этой «пайковой» системе. Бывал я в студенческие годы в этих магазинах и сам. Помню такие «тайные» точки в Рыбном переулке и на улице Грановского, где отоваривались высшие чиновники ЦК и Совмина.
Выдаваемая на руки «книжка» с отрывными талонами (стоимостью 145 руб в месяц, только в ценах, установленных ещё в 1938 году) давала возможность покупать там колбасу (финскую и из «спеццеха» Микояновского завода), чешское пиво и французский коньяк, немецкую баночную ветчину и наш осетровый балык, импортные сардины и селёдку. Российский ассортимент был представлен входящими в систему ЦК КПСС совхозом «Непецино», аналогичными предприятиями в республиках. Откуда присылалось варенье из орехов (Грузия), конская колбаса (Казань), да красная икра (Камчатка). Плюс там можно было купить просто те товары, за которыми уже в середине 1980-х надо было «давиться» в многочасовых очередях в обычных магазинах - гречку, масло, печёночный паштет, нормальный сыр, шпроты и т.п. Кстати, счастливые обладатели валютных «чеков» Внешпосылторга имели примерно те же возможности. Просто «чеки» быстро кончались и немногие решались тратить их на продукты. А у чиновников этот праздник был бесконечен.
И вот, глядя на сегодняшний день, я ясно понимаю: мы идём туда же. Именно к этим самым «распределителям» и «берёзкам». Собственно первые шаги в этом направлении уже сделаны. Так, МИД России
просит правительство разрешить организовать магазин Duty Free в Москве для иностранных дипломатов и их семей. Владельцем и оператором магазина может выступить частная компания, а функция надзора будет возложена на подведомственную организацию МИДа. Вопрос прорабатывается в правительстве.
Ну, предлог «для иностранных дипломатов» никого не обманывает. Это давняя советская традиция. Я как-то
писал о ней. Торгсин - всесоюзное объединение для торговли с иностранцами, действовавшее в СССР в 1930-36 годах. Только нужно четко понимать, что «иностранцы» - это так, скорее, легенда. Ну, то есть были там конечно, пара-тройка туристов (то-то они за продуктами именно в СССР приезжали), да командировочные специалисты. Главная же задача этого проекта была другая - выкачать остатки драгоценностей из «лишенцев». Продажа продовольствия и промтоваров в обычных магазинах была строго нормирована. А в новой сети без ограничений продавали всё, но за иностранную валюту и драгоценные металлы (золото, платину, серебро). Понятно, что очень немногие могли пользоваться услугами этой торговой сети. Для большинства граждан страны эти покупки были вынужденной мерой и совершались в крайних случаях.
Помимо этого система «Торгсина» была ещё и «международной платёжной системой» того времени. Родственники за границей могли перевести своим родным деньги, на которые те вправе были получить «боны» Торгсина. И отоварить их в ближайшем «валютном» магазине. Понятно, что к этому средству прибегали лишь те, кому уже действительно было всё равно, кем их будут считать Ну, и пусть враги народа, пусть родственники за границей, троцкисты, предатели - а голод не тётка. Собственно, тема родственников за границей, как кажется мне, скоро станет актуальной и в новой России.
Но, возвращаемся в день сегодняшний. Итак, МИД предлагает организовать в Москве магазин беспошлинной торговли для иностранных дипломатов, представителей международных организаций, консульских должностных лиц и членов их семей, говорится в письме главы российского МИДа Сергея Лаврова, адресованном премьер-министру Дмитрию Медведеву. Глава МИДа отмечает, что существующие схемы перемещения товаров для иностранных диппредставительств не являются оптимальными «как с точки зрения наличия значительных финансовых издержек, так и временных затрат, связанных с организацией поставок».
Ведомство Сергея Лаврова, впрочем, не является главным инициатором открытия магазинов Duty Free в Москве. В сентябре 2014 года руководитель Федеральной таможенной службы (ФТС) Андрей Бельянинов обратился к главе МИДа с просьбой рассмотреть возможность участия ГлавУпКД (ФГУП «Главное производственно-коммерческое управление по обслуживанию дипломатического корпуса») в этом проекте в качестве надзорного органа. Согласно письму главы ФТС, в таможенную службу обратилась компания «Виктория Трэйд» с просьбой разрешить организацию магазина Duty Free в Москве по адресу ул. Сергина, дом 10. Как отмечает Бельянинов, у «Виктории Трэйд» «есть большой опыт работы в Duty Free бизнесе».
Каталог «Внешпосылторга» (1970-е гг). Магазины в СССР просто ломились
от товаров. Но не для всех. А лишь за валюту или «по спискам»
Стоит отметить, что в СССР уже был опыт создания подобных «валютных» магазинов для членов иностранных дипмиссий и международных организаций. Магазины торговой сети «Берёзка», относящиеся к Министерству внешней торговли СССР, продавали иностранным гражданам продукты питания и потребительские товары за валюту. Ряд «Берёзок» работал по безналичному, «чековому», принципу и позволял покупать товары советским дипломатам, военным советникам, а также специалистам «Зарубежстроя» и членам их семей. До 1991 года из-за запрета на владение наличной валютой рядовые граждане страны не могли официально покупать товары в подобных магазинах.Собственно, ничего не мешает завтра конвертировать валютные накопления граждан в эти самые чеки какого-нибудь "Роспатриотинвестторга", в магазинах которого и можно будет купить нормальные продукты. Причём, естественно, в соответствии с месячной нормой.
Спекуляция этими чеками, маленький бизнес советских дипломатов, покупающих за рубежом видеомагнитофон, и сдающих его в «комок» втридорога, честные глаза секретаря обкома, проверяющего районные магазины, - это сюжет множества рассказов и повестей тех лет. Которые сегодня, естественно, вышли из моды. Поскольку тезис «какая была страна, что мы потеряли» стал главным в российской пропаганде.