Click to view
Независимый журналист и эксперт в области IT-технологий и маркетинга Николай Изнов комментирует презентацию новой продуктовой линейки от Apple весьма сдержанно.
Корр.: На ваш взгляд, является ли прорывом представленная с такой помпой линейка с неизменной эгоистичной буквой i от купертиновской компании?
Н.И.: Для фанов модных аксессуаров и "рюшечек" - да, для серьёзных специалистов в области IT-индустрии - нет.
Корр.: А можно пояснить более развёрнуто?
Н.И.: Понимаете, эпоха WOW-эффекта (а этот термин вошёл в обиход после визгливых презентаций в окружении преданных фанов Apple первых моделей iPhone и iPad) постепенно проходит. Каждое последующее "грандиозное IT-шоу" всё больше походит на рекламу голливудского блокбастера, в котором есть много мелькающих "инновационных" компьютерных эффектов, но смысла гораздо меньше, чем в неспешной классической фантастике 60-х "Космическая одиссея".
То, что вы сможете делать покупки при помощи смартфона (новая система платежей) и с большей скоростью (прогнозируемо более шустрый процессор) вряд ли сегодня может вызвать учащённый пульс и благоговейное придыхание.
Корр.: То есть вы хотите сказать, что всё революционное технологическое содержание в нынешних гаджетах уже отыграно, и, по-сути, сейчас мы имеем дело не столько с содержанием, сколько с формой его подачи не слишком разборчивым потребителям?
Н.И.: Что-то вроде того. Apple почти никогда не была компанией-производителем (за исключением начального периода её существования), а была, скорее, гламурным дизайнерским бюро, пакующем в свою оболочку чужие идеи и наработки. Это, кстати, к вопросу о бесконечных судебных тяжбах купертиновцев за право обладания "эксклюзивными правами" на закруглённые углы.
Знаете, если бы кому-то из инженеров-конструкторов 60-х-70-х, когда были заложены все основы нынешнего технологического "пиршества", сказали, что защита патента округлых углов (пардон за каламбур) может принести миллиард в суде, они бы просто не поверили и высмеяли такого рассказчика-утописта.
Однако, как видим, Apple превратила дизайнерскую утопию в "собственные технологические достижения". И это, кстати, существенный повод к глубоким раздумьям относительно компетенции судов в технологических спорах и вопросах лицензирования. Впрочем, это тема для отдельного большого разговора.
Корр.: ОК, тогда давайте вернёмся к теме последней презентации Apple. Каковы ваши первые впечатления от увиденного?
Н.И.: Дело в том, что для интересующихся этой сферой понятие "первое впечатление" не совсем подходит. Возможно, для какой-нибудь домохозяйки в Техасе или Миннесоте оно так и есть, но специалисты уже довольно давно знали и более-менее представляли то, чем сегодня потчевал "широкую общественность" Тим Кук.
По сути мы имеем дело с перелицовкой уже давно известного. Конечно, было представлено несколько технологических "рюшечек" (то есть несущественных отличий) от предыдущего поколения эппловских смартфонов, а главным "революционным" новшеством стало появление iPhone c увеличенным размером дисплея.
Это то, что Samsung представил уже несколько лет назад, и произвёл собственную революцию в "гаджетостроении", побив Apple на большинстве рынков.
Кор.: Кстати, не могли бы вы сопоставить новые продуктовые линейки Samsung и Apple, поскольку оба главных конкурента представили их с разницей всего лишь в несколько дней?
Н.И.: Если коротко, то представленные новинки от Samsung лично мне видятся куда более интересными.
2014-й год, несомненно, войдёт в историю гаджет-индустрии как рубеж, когда потребителю стал впервые доступен смартфон с использованием согнутого дисплея. Поверьте, это действительно то, что можно считать настоящей инновацией (кстати, спроектированной и произведённой исключительно на мощностях Samsung). Многие мировые разработчики шли к этому все последние годы, но именно Samsung стал первым, кто запустил эту технологию на массовый рынок.
Кроме того, южнокорейцы представили новые смарт-часы (уже 3-го поколения), где кривизна дисплея поистине впечатляющая и это носимое устройство вполне комфортно облегает запястье, чего недостаёт продуктам других конкурентов (в том числе и iWatch от Apple). Из-за этого они вынуждены делать совсем крохотные плоские дисплеи, о которые, как говорится, "глаза сломаешь".
Ещё одним явным преимуществом "умных часов" от Samsung является их полная автономность. То есть в этом случае не требуется наличие смартфона, в связке с которым работает большинство подобных устройств различных производителей. В Apple также не смогли противопоставить свой "браслет" корейцам, поскольку весьма недешёвый купертиновский "первенец" также привязан к iPhone.
Ко всему прочему, в Samsung неплохо поработали над дизайном своих новинок (наконец-то появились престижные металлические корпуса для ряда моделей), что явно обострит конкуренцию в премиальном сегменте. И это очень хорошо для конечного потребителя.
Click to view
Корр.: Как я вижу, ваше мнение вполне аргументировано. А что вы можете сказать относительно операционной системы Tizen, которую Samsung медленно, но верно внедряет в свои продукты? Есть ли у неё шанс стать реальным конкурентом iOS и Android?
Н.И.: Мы должны отдавать себе отчёт в том, что американцы вряд ли допустят серьёзную конкуренцию с ними на софтверном рынке, поэтому они делают и будут делать всё, чтобы убить Tizen в зародыше.
Однако попытка корейцев разрушить американскую монополию мне импонирует. Опять же повторюсь, что широкая конкуренция всегда идёт на пользу потребителю. Это, в конеце концов, сказывается на цене и делает ещё вчера казавшиеся "премиальными" возможности общедоступными.
К тому же наличие Tizen позволит Samsung более оперативно реагировать на вызовы конкурентов.
Возьмём для примера прошлогоднюю ситуацию, когда одним из главных козырей Apple стала реализация 64-разрядной технологии в iPhone 5, в то время как Samsung тогда мог похвастаться лишь 32-битовой.
Почему это произошло? Ведь технологически у Samsung не было проблем с внедрением "64-х разрядов". Ответ: всё дело в Google, которая не сумела вовремя дать "программный ответ" эппловской iOS.
И вот тогда в Samsung очень серьёзно задумались об альтернативе, дабы не попасть в рабскую зависимость от гуггловской Android.
Конечно, это не понравилось руководству Google и между партнёрами даже возникли некие трения. Вероятно именно поэтому Samsung не стал позиционировать Tizen в премиальном сегменте, отменив выпуск вполне продвинутых моделей довольно высокого класса. Вместо этого Tizen "перенаправили" на обслуживание носимых устройств (смарт-часов), фотокамер, будущих моделей смарт-телевизоров, смартфонов начального и среднего ценового сегмента.
Тем не менее наличие Tizen в ближайшие годы будет раздражителем для Google (в хорошем смысле) и заставит их Android более эффективно конкурировать с iOS, чего в Samsung и добивались.
Click to view
Корр.: Каков ваш прогноз на ближайший год относительно ситуации на рынке гаджетов? Произойдут ли какие-либо драматические изменения в продажах, сменятся ли лидеры в этой динамично развивающейся отрасли?
Н.И.: Конечно же возрастёт давление со стороны дешёвой китайской продукции и я не исключаю, что доля Apple и Samsung продолжит снижаться в количественном выражении.
Однако не нужно думать, что технологические лидеры будут почевать на лаврах. В Samsung, например, это понимают и вкладывают немалые средства в разработку и внедрение новых продуктов. Очки виртуальной реальности, которые представили корейцы совместно с компанией Oculus на проходящей сейчас в Берлине выставке IFA 2014, явное тому подтверждение.
Что касается более отдалённой перспективы, тот же Samsung запатентовал целый ряд интересных идей в области производства электромобилей и навигационно-информационных систем для них. Не забывайте, что Samsung имеет собственное автопроизводство совместно с Renault/Nissan и в любой момент готов усилить этот сегмент, как только конъюктура станет наиболее благоприятной.
Что до Apple, то здесь я наблюдаю некоторый застой и кризис идей. Без собственных производственных мощностей (хоть и со всеми головными болями, связанными с этим) им будет всё труднее тягаться с такими инженерно-производственными конгломератами как Samsung или LG.
В последнее время в Купертино это поняли (хотя бы отчасти) и пытаются скупать кое-какие производства, но этого явно недостаточно. В Apple привыкли получать огромную маржу за некие дизайнерские изыски типа упомянутых "округлых углов" и подсвечиваемого фирменного логотипа, а "чёрная работа" типа возни с производством их явно напрягает. Однако в таком случае Apple рискует попасть в патологическую зависимость от многочисленных сторонних поставщиков "железа", что не позволит им в полной мере воплощать действительно революционные задумки.
Но это их выбор. Окажется ли он оправданным, покажет время.
Корр.: Благодарю за беседу и надеюсь что в будущем мы сможем получать от вас столь интересные комментарии.
Н.И.: Хорошо, будем надеяться на продолжение разговора.